Срок исковой давности по договору международной авиаперевозки груза

Каков срок исковой давности по договору международной авиаперевозке для возмещения вреда и ущерба?

 

Срок исковой давности при международных авиаперевозках составляет два года. Этот срок начинает течь с момента прибытия пассажира, груза или багажа по назначению или со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или с момента прекращения перевозки (п. 1 ст. 35 Монреальской и п. 1 ст. 29 Варшавской конвенций).

Указанное положение Конвенций распространяется как на требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира, на которые по российскому законодательству исковая давность, как известно, не распространяется (ст. 208 ГК РФ), так и на требования из перевозки груза и багажа. О сроках исковой давности в отношении требований при перевозке груза и багажа по российскому законодательству было сказано выше.

Установленный Конвенциями срок исковой давности не может быть продлен, поскольку согласно п. 2 ст. 34 Монреальской и п. 2 ст. 29 Варшавской конвенций законом страны, в суде которой предъявлен иск, определяется только порядок исчисления срока исковой давности. Однако в зарубежной судебной практике имеется разная трактовка вопроса о природе предусмотренного Конвенциями двухлетнего срока исковой давности и возможности его продления. В некоторых странах, например во Франции, считается, что этот срок может продлеваться по правилам национального законодательства, в странах англо-американской системы права он понимается как преклюзивный. С точки зрения российского права сомнения вряд ли уместны уже исходя из буквального значения слов, содержащихся в международном договоре (ст. 431 ГК РФ). Поскольку п. 2 названных статей Конвенций говорит только о "порядке исчисления срока", то, если иск предъявлен в России, применяться должна гл. 11 ГК РФ "Исчисление сроков". Применение же гл. 12 ГК "Исковая давность" исключено, поскольку сама исковая давность определена императивными нормами ч. 1 указанных статей международных договоров.

Согласно протоколам Варшавской дипконференции 1929 г. ее участники имели своей целью в интересах перевозчика и стабильности гражданского оборота установить единый срок исковой давности, который не мог бы произвольно продлеваться по правилам внутреннего законодательства государств.

В зарубежной юридической литературе также преобладает трактовка установленного Варшавской конвенцией срока исковой давности как преклюзивного.