О стандартизации методов выборки и взятия проб (образцов) товаров для таможенной экспертизы

 

При назначении, проведении, а также при использовании результатов таможенной экспертизы в рамках таможенного контроля субъектами - участниками всех указанных процессов учитывается судебная перспектива, т.е. доказательная роль экспертного заключения в суде.
Данные исследований показывают, что таможенные органы проигрывают дела в арбитражном суде за счет слабой доказательной базы, в том числе по процессуальным и процедурным вопросам при взятии проб (образцов) товаров, назначении экспертизы товаров или, наоборот, из-за отсутствия назначения экспертизы товаров. Большую часть таких дел составляют дела, связанные с отсутствием у таможенных органов процессуальных и процедурных требований при взятии проб (образцов) товаров в таможенных целях, т.е. требований, гармонизированных с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД).
Сложившаяся негативная ситуация набирала оборот с 1991 г., с момента введения в Российской Федерации (тогда еще Советском Союзе) товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. До 1991 г. в Советском Союзе для товаров, находящихся в обороте внутри страны, использовался Общероссийский классификатор продукции, а для внешнеторговой деятельности - номенклатура стран Совета экономической взаимопомощи. Данные классификаторы продукции большей частью были обеспечены национальными стандартами, и проблем при взятии проб (образцов) товара для проведения таможенной экспертизы практически не возникало.
После введения в 1991 г. ТН ВЭД проблемы определения количественных выборок и методов взятия проб (образцов) товаров постепенно нарастали. Для этого были объективные причины.
Во-первых, изменилась структура участников ВЭД. До 1991 г. прерогатива внешнеэкономической деятельности принадлежала государству, после введения ТН ВЭД в 1991 г. в структуре увеличилась доля физических лиц.
Во-вторых, нарастала экспансия нетрадиционных в России товаров, товаров "нового поколения", не имеющих в стране вообще никаких стандартов и требований.
В-третьих, имеющиеся стандарты на продукцию не решали задач таможенных экспертиз. Это связано с тем, что цели проведения экспертизы продукции для подтверждения требований и характеристик, указанных в ГОСТах на продукцию, и цели таможенной экспертизы различны. Иными словами, методы отбора проб, указанные в ГОСТ на продукцию, не удовлетворяли требованиям таможенной экспертизы. Однако других методов отбора проб для использования таможенной экспертизы как инструмента таможенного контроля для решения таможенными органами задач классификации товаров в таможенных целях (в соответствии с ТН ВЭД) пока не существует.
Если цели стандартизации продукции (в системе ГОСТ Р) - это установление норм и характеристик товара (влияющих на качество товара), то цели таможенной экспертизы товаров связаны большей частью с установлением классификационного кода ТН ВЭД (влияющего на ставку таможенной пошлины).
Более того, характеристики товара, указанные в ТН ВЭД, не совпадают с требованиями и нормами, указанными в стандарте на данный товар. Что зачастую является причиной споров в суде.
Очевидно, для того чтобы решать задачи, стоящие перед таможенной службой, методы выборки и взятия проб (образцов) товаров для решения задач таможенной экспертизы должны быть "привязаны" к ТН ВЭД.
Например, на практике из-за невозможности определения репрезентативности проб (образцов) товаров должностные лица Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС РФ вынуждены отправлять запросы на повторное или дополнительное их взятие. Это связано с тем, что объекты, представленные на экспертизу, не соответствуют установленным требованиям по объему или качеству проб.
Под понятием "качество проб" здесь понимается правильность образования средней пробы, правильность упаковки или оформления объектов экспертизы идентификационным требованиям.
В таможенной службе предпринимались попытки по решению указанных противоречий. Так, в 1997 г. в Санкт-Петербургском филиале РТА было издано "Методическое пособие (рабочие инструкции) по отбору проб и образцов товаров, перемещаемых через таможенную границу".
Это пособие сейчас во многом требует доработки и исправления, поскольку со времени разработки данных инструкций произошло много изменений в таможенной службе и в стране.
В частности, утратили свою силу два Закона РФ "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг", вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Таможенный кодекс РФ претерпел две существенные редакции (2003, 2010 гг.) и пр. Кроме этого, качественно изменился организационно-правовой статус экспертно-криминалистической таможенной службы ФТС России - как органа государственного контроля.
Все это обусловило возможность и необходимость проведения исследований по разработке научно обоснованных требований к методам и процедурам отбора выборки и взятия проб (образцов) товаров в таможенных целях, а также разработки самих методик, базирующихся на требованиях ТН ВЭД.
С учетом имеющейся правовой основы для разработки ведомственных стандартов:
Таможенный кодекс Таможенного союза. М.: Проспект, 2010.
Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 11.01.2010).
Постановление Правительства РФ от 03.09.2008 N 654 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477".
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 N 934-р // СЗ РФ. 2008. N 26.
Приказ Минпромторга РФ от 03.09.2008 N 119 "Об утверждении Порядка разработки перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, а также в случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования порядок разработки правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия".



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру