Заключение со страховщиком договора страхования рисков наступления ответственности при международной перевозке грузов автотранспортом

Вправе ли российская организация, осуществляющая международную перевозку грузов автомобильным транспортом, заключить со страховщиком договор страхования рисков наступления ответственности страхователя, объектом страхования по которому является риск ответственности страхователя при перевозке грузов автомобильным транспортом, а застрахованными - риски: предусмотренная законом и иными нормативными актами гражданская ответственность за утрату, повреждение или гибель груза; гражданская ответственность за ошибки и упущения (выдачу груза неуправомоченному лицу); ответственность за утрату сопутствующих документов; ответственность перед таможенными органами за уплату таможенных платежей; имущественная ответственность, связанная с расходами по ведению претензионных дел и судебной защите в отношении предложенных страхователю, но не застрахованных им рисков (не связанных с административно-правовыми, таможенными отношениями)?

 

В силу п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Пунктом 4 ст. 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).

Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с п. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Интересы, страхование которых не допускается, установлены в ст. 928 ГК РФ.

В силу п. 1 данной статьи страхование противоправных интересов не допускается.

Условия договоров страхования, противоречащие п. п. 1 - 3 ст. 928 ГК РФ, ничтожны (п. 4 ст. 928 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

5) таможенные сборы.

При этом таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 318 ТК РФ).

Взыскание таможенных платежей не относится к санкциям за нарушение таможенных правил, а следовательно, страхование ответственности за их уплату не относится к страхованию противоправных интересов, и договор страхования, имущественный интерес страхователя по которому заключается в возмещении расходов, понесенных в связи с уплатой страхователем таможенных платежей, действующему законодательству не противоречит.

Следует отметить, что ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 10.03.2009 N А56-9048/2008 рассмотрел ситуацию: страхователем был заключен договор, объектом страхования по которому являлся риск ответственности страхователя при перевозке грузов автомобильным транспортом, а застрахованным по указанному договору - в том числе такой риск, как ответственность перед таможенными органами за уплату таможенных платежей. Суд указал, что включение сторонами в договор условия о страховании риска ответственности страхователя в данном случае возникло на основании законодательно установленной в п. 1 ст. 929 ГК РФ возможности страхования иных имущественных интересов страхователя, перечень которых, приведенный в п. 2 указанной статьи, не является исчерпывающим. При таком положении и с учетом того, что осуществленное в соответствии со спорным договором страхование указанного риска основывалось исключительно на нормах гражданского права, в частности на предусмотренном ст. 421 ГК РФ принципе свободы в заключении договора, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания договора ничтожным. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, ранее проверяя в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта, вынесенного арбитражным судом первой инстанции по данному спору, в своем Постановлении от 12.12.2008 по делу N А56-9048/2008 указал, что среди застрахованных рисков, перечисленных в договоре страхования, отсутствует риск ответственности за нарушение договора перевозки. Исходя из буквального толкования условий договора страхования, заключенного между сторонами, застрахованные риски вытекают не из договора перевозки, а из самой перевозки как таковой и являются рисками ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, что соответствует пп. 2 п. 2 ст. 929 ГК РФ.

Таким образом, российская организация, осуществляющая международную перевозку грузов автомобильным транспортом, вправе заключить со страховщиком договор страхования рисков наступления ответственности страхователя, объектом страхования по которому является риск ответственности страхователя при перевозке грузов автомобильным транспортом, а застрахованными - указанные выше риски, в том числе ответственность перед таможенными органами за уплату таможенных платежей.