Таможенное оформление

 

Стадии таможенного оформления


Обязанность по таможенному оформлению товаров, а так же транспортных средств возникает в результате их перемещения или "растаможке", в порядке, установленном Таможенным кодексом РФ (далее - ТК РФ) и иными нормативными актами. Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций и процедур по помещению товаров, а так же  транспортных средств под установленный таможенный режим, а так же завершению действия указанного режима.


Понятие "таможенное оформление" раскрывается как совокупность всех проводимых таможенных операций и процедур, осуществляемых в отношении декларируемых товаров в период непосредственного нахождения их на стадии таможенного контроля, вплоть до момента приобретения этими товарами и транспортными средствами неизменного статуса для осуществления таможенных целей.


В качестве участников процедуры таможенного оформления выступают:

- декларант, таможенный брокер (в случае, если декларант пользуется услугами таможенного брокера);

- перевозчик;

- таможенный перевозчик (в случае его участия процессе перевозки товаров, находящихся на стадии таможенного контроля);

- таможенный орган (таможня или таможенный пост).


Таможенное оформление складывается из отдельных таможенных операций и таможенных процедур, предусмотренных ТК РФ. Совокупность таможенных операций и процедур, необходимых для проведения таможенного оформления, составляет содержание таможенного оформления. Отдельные таможенные операции и процедуры таможенного оформления именуют стадиями таможенного оформления. Таможенное законодательство Российской Федерации предусматривает следующие стадии таможенного оформления (подраздел 1 раздела II ТК РФ):

1) прибытие товаров непосредственно на таможенную территорию Российской Федерации;

2) внутренний таможенный транзит;

3) временное хранение;

4) декларирование товаров;

5) выпуск товаров;

6) убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации.


Количество и последовательность стадий таможенного оформления зависит от направления перемещения товаров и их статуса. Во-первых, стадии внутреннего таможенного транзита и временного хранения предусмотрены для проведения таможенного оформления только иностранных товаров. Во-вторых, стадия внутреннего таможенного транзита является факультативной (она может и не проводиться). Внутренний таможенный транзит используется при перевозке товаров с территории их прибытия до местонахождения таможенного органа назначения, из места фактического нахождения товаров в процессе их декларирования до места их перемещения с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, кроме того в других случаях перевозки импортных товаров в пределах территории Российской Федерации, в случае когда на эти товары отсутствует обеспечение таможенных платежей.

 

Временное хранение


Стадия временного хранения является факультативной стадией таможенного оформления. Помещение товаров на склады временного хранения не требуется, если таможенное оформление товаров завершено в течение одних суток после предъявления товаров таможенному органу РФ, при условии нахождения указанных товаров в режиме постоянного таможенного контроля и учета товаров собственником близлежащего склада временного хранения.


В данном случае речь идет не обо всей таможенной процедуре, называемой "временное хранение", а лишь об одном действии, входящем в указанную процедуру, - фактическом помещении товаров на склад временного хранения.


Из предписаний п. 2 ст. 77 ТК РФ можно сделать вывод, что временное хранение - это стадия обязательная, а помещение товаров на склад временного хранения может быть фактическим или формальным. Согласно п. 2 ст. 77 ТК РФ, при предъявлении товаров в пункте их прибытия в отношении этих товаров устанавливается статус находящихся на временном хранении с момента прибытия.


 

Порядок таможенного оформления


Порядок таможенного оформления может быть общим (обычная процедура таможенного оформления) или упрощенным (при ввозе либо вывозе товаров с пересечением таможенной границы Российской Федерации, используемых в целях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий или катастроф, а также товаров, имеющих кратковременный срок годности, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и некоторых других товаров) и специальным (таможенное оформление, которое сопряжено с осуществлением в отношении перемещаемых товаров санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, а так же иных видов контроля сос стороны государства).


Таможенное оформление производится на территории местонахождения таможенных органов и в период времеми функционирования и работы этих органов. Таможенные операции по таможенному оформлению осуществляют должностные лица отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможни или должностные лица таможенного поста.


По мотивированному запросу декларанта или иного заинтересованного лица (перевозчика или таможенного брокера) часть таможенных операций в процессе таможенного оформления могут производиться не на территории местонахождения и не в рабочее время таможенных органов при условии соблюдения правил ТК РФ.


За таможенное оформление взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых Правительством РФ.

 

Сроки оформления


В ст. 60 ТК РФ определены момент начала и момент завершения таможенного оформления. Сроки проведения процедуры таможенного оформления в ТК РФ не закреплены, однако на продолжительность процедуры таможенного оформления прямо влияют два срока, предусмотренные ТК РФ: срок подачи таможенной декларации (ст. 129) и срок выпуска товаров (ст. 152). Установленный таможенным законодательством срок подачи таможенной декларации в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ составляет 15 дней. Моментом отсчета для срока подачи декларации считает день предъявления указанных в декларации товаров таможенным органам в месте прибытия таких товаров на таможенную территорию Российской Федерации либо таким моментом признается день завершения внутреннего таможенного транзита, в случаях, когда декларирование товаров производится в ином месте, отличном от места их прибытия. Такое правило действует, если не применялась процедура выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Иные сроки предусмотрены для таможенного оформления в отношении товаров, ввозимых физическими лицами в ручной клади либо сопровождаемом багаже, а также товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Таможенные органы завершают процедуру таможенного оформления принятием решения о выпуске товаров, которое должно быть надлежащим образом оформлено в срок не более трех рабочих дней с момента принятия таможенными органами таможенной декларации и представления каких-либо других необходимых документов и сведений, а также фактического предъявления товаров таможенным органам.


Выпуск товаров таможенным органом является результатом проведения проверки предоставленной таможенной декларации, а так же иных документов и декларируемых товаров в результате их таможенного оформления. Максимальный срок такой проверки установлен ст. 359 ТК РФ и равен трем рабочим дням. Срок проверки может быть продлен таможенным органом на время, требуемое лицу, наделенному полномочиями в отношении декларируемых товаров, с целью разделения указанной товарной партии на отдельные товары. Продление срока проверки автоматически продлевает срок выпуска товаров, а следовательно, удлиняет продолжительность процедуры таможенного оформления.

 

Декларирование


Основной стадией таможенного оформления является декларирование товаров. Товары подлежат обязательному декларированию таможенным органам при условии их перемещения через таможенную границу Российской Федерации, изменении таможенного режима, а также в других случаях, предусмотренных ст. ст. 183, 184, 247, 391 ТК РФ.


Таможенное оформление, включая заполнение необходимых документов, по общему правилу производится на русском языке. В то же время ТК РФ предусматривает и исключения из этого правила (ст. 65). Таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей надлежащим образом удостоверенные документы, а так же сведения оформленные на тех иностранных языках, которыми владеют уполномоченные таможенными органами должностные лица. В мировой практике наиболее часто применяются два способа утверждения и удостоверения подобных иностранных документов:
1) посредством консульской легализации;
2) посредством проставленияе апостиля.


Декларирование (от лат. declaratio - заявление, объявление) - заявление таможенному органу по установленной форме необходимых для таможенных целей сведений о перемещаемых товарах и транспортных средствах.


Декларирование производится декларантом или таможенным брокером по выбору декларанта.


ТК РФ предусматривает четыре формы декларирования:

- устная;

- письменная;

- электронная;

- конклюдентная.


В неторговом обороте (при таможенном оформлении ручной клади и багажа пассажиров) применяется декларирование в письменной, устной или конклюдентной форме. Примером декларирования в конклюдентной форме может служить проход пассажиров в международных аэропортах по "зеленому коридору". В этом случае пассажир своим действием заявляет сотрудникам таможенных органов об отсутствии у него при пересечении границы товаров, в обязательном порядке подлежащих письменному декларированию.


В торговом обороте (при таможенном оформлении товаров, перемещаемых в коммерческих целях) применяется декларирование в письменной и электронной формах. На сегодняшний день известны случаи, когда российские таможенные органы принимают к таможенному оформлению товары только по электронной форме грузовой таможенной декларации.


Основным документом при декларировании является таможенная декларация. Различают следующие виды таможенных деклараций:

1) полная;

2) неполная (ст. 135 ТК РФ);

3) временная (ст. 138 ТК РФ);

4) периодическая (ст. 136 ТК РФ).


Дкларант вправе подать таможенную декларацию любому таможенному органу, обладающему правомочиями принимать предоставляемые таможенные декларации. С целью обеспечения наибольшей эффективности контроля за соблюдением установленного таможенного законодательства Российской Федерации Министерство экономического развития и торговли РФ может определять специализацию отдельных таможенных органов в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 125 ТК РФ. При подаче таможенной декларации в таможенный орган, который не может производить таможенное оформление данного товара, таможенная декларация в день ее подачи пересылается в уполномоченный таможенный орган. Установленный срок для принятия таможенной декларации в таком случае должен быть продлен на время, необходимое осуществления процедуры ее пересылки, однако такой срок не может составлять более двух рабочих дней.


Таможенная декларация в отношении товаров, пересекающих границу и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, предоставляется не позднее 15 дней с момента фактического предъявления таких товаров таможенным органам на месте приытия таких товаров на таможенную территорию Российской Федерации либо с момента завершения процедуры внутреннего таможенного транзита, в случае, когда декларирование указанных товаров осуществляется в месте, отличном от места их прибытия. Однако из этого правила существуют исключения, указанные ниже.


Если такого срока декларанту недостаточно для сбора установленных таможенным законодательством документов и сведений, на основании мотивированного обращения лица, декларирующего товары в письменной форме, таможенный орган вправе продлить срок для подачи таможенной декларации. В то же время, слудет учитывать, что продление срока подачи таможенной декларации не должно повлечь за собой нарушение срока, установленного для временного хранения товаров. Если же окончание установленного срока подачи таможенной декларации падает на день, не являющийся рабочим днем таможенного органа, следует считать днем окончания этого срока следующий за этим днем рабочий день.


При ввозе на таможенную территорию товаров, используемых для целей ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, имеющих не продолжительный срок годности, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлении и экспресс-грузов, информационных сообщений и иных материалов предназначенных для средств массовой информации и иных похожих товаров, процедура таможенного оформления таких товаров осуществляется в упрощенном виде, причем с установлением порядка их первоочередности и кроме того с использованием специальных упрощенных процедур для их таможенного оформления.


Таможенная декларация заполняемая в отношении товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, должна быть подана до их убытия таких товаров с таможенной территории РФ, исключение здесь составляют лишь случаи ввоза/вывоза и декларирования товаров, относящихся к кактегории товаров,  перемещаемых посредством использования линиий электропередач.


Таможенный кодекс РФ предусматривает также институт предварительного декларирования. Любое заинтересованное лицо может обратиться в таможенный орган, подав таможенную декларацию за 15 дней до момента ввоза товаров (если товары декларируются в месте их прибытия) или завершения в отношении них режима внутреннего таможенного транзита. Если после подачи таможенной декларации товары, указанные в ней не будут предъявлены в срок 15 календарных в таможенный орган, то такая декларация будет считаться не принятой.

Таможенная декларация в отношении импортных товаров может быть еще до прибятия таких товаров на таможенную территорию Российской Федерации либо до момента завершения  режима внутреннего таможенного транзита.


Если для таможенных совершения таможенных операций существует необходимость в использовании транспортных или иных документов делового оборота, сопровождающих декларируемые товары, таможенный орган в процессе предварительного декларирования таких товаров вправе принять копии таких документов, заверенные заверенные в установленном порядке, а в случае необходимости, при фактическом прибытии этих товаров на территорию РФ сопоставляет указанные в ранее предоставленных копиях сведения  с оригиналами документов.


По окончании проведения проверки таможенной декларации и уплаты установленных таможенным законодательством сумм таможенных пошлин и налогов до прибытия декларируемых товаров на таможенную территорию РФ, принятая таможенная декларация может служить основанием и использоваться как единый документ, используемый в процессе осуществления таможенных процедур.

 

Таможенный брокер


Участниками процедуры таможенного декларирования товаров могут выступать как сам декларант так и таможенный брокер (если декларант воспользовался его услугами для участия в таможенном оформлении).


Декларант - лицо (физическое или юридическое), которое декларирует товары или лицо от чьего имени которого декларируются эти товары. Правовой статус декларанта закреплен в ст. ст. 126 и 127 ТК РФ.


Таможенный брокер - посредническая организация, совершающая установленные законодательством таможенные процедуры и операции от имени и по поручению декларанта либо другого лица, на которого законодательно возложена обязанность или которому предоставлено право осуществлять таможенные процедуры и операции. Им может быть только российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей). Правовой статус таможенного брокера определен в ст. ст. 139 - 145 ТК РФ. Бланк таможенной декларации непосредственно заполняет работник таможенного брокера - специалист по таможенному оформлению.


Специалист по таможенному оформлению - физическое лицо, обладающее специальными познаниями в области таможенного оформления товаров и включенное в штат сотрудников таможенного брокера. Квалификация и специальные познания специалиста по таможенному оформлению должны быть подтверждены соответствующим квалификационным аттестатом, выданным Федеральной таможенной службой РФ. Программа проведения обязательного квалификационного экзамена для специалистов в области таможенного оформления утверждается Министерством экономического развития и торговли РФ. Правовой статус специалиста по таможенному оформлению установлен ст. ст. 146 - 148 ТК РФ.

 

ГТД


Основным документом при проведении таможенного оформления товаров, перемещаемых в коммерческих целях через таможенную границу Российской Федерации (в торговом обороте), является грузовая таможенная декларация (далее - ГТД).


ГТД - официальный документ, составляемый по установленной форме и используемый для выполнения таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и при изменении таможенного режима, под который помещались товары. Форма ГТД, которая была введена в практику таможенного оформления товаров в России с 1 апреля 1989 г., совпадает с формой ЕАД - Единого административного документа, используемого на территории стран Европейского союза. Формы бланков ГТД неоднократно менялись. В настоящее время применяются формы бланков ГТД, утвержденные Приказом ФТС России от 3 августа 2006 г. N 724.


Заполнение граф и разделов ГТД производится в соответствии с Инструкцией определяющей порядок заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 4 сентября 2007 года N 1057.


Сведения в ГТД заносятся декларантом (если декларант - физическое лицо) или уполномоченным лицом декларанта (если декларант - юридическое лицо) либо специалистом по таможенному оформлению таможенного брокера (если декларант пользуется услугами таможенного брокера). Для заполнения соответствующих граф ГТД, для которых необходимо использование классификаторов, указанные лица должны пользоваться приложениями к Приказу ФТС России от 21 августа 2007 г. N 1003 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей", а также Общероссийским классификатором стран мира, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 г. N 529-ст, и Общероссийским классификатором валют, вступившим в силу с принятием Постановления Госстандарта России от 25 декабря 2000 г. N 405-ст.


На каждую партию товаров заполняется одна ГТД, в случае когда в отношении таких товаров устанавливается один и тот же таможенный режим. В случае когда товары подлежат помещению под разные таможенные режимы, необходимо заполнить такое количество ГТД, которое будет соответствать количеству указанных режимов.


В процессе декларирования товаров с использованием лишь основного листа (ТД-1 или ТД-3) в ГТД могут быть указаны сведения о товарах одного товарного наименования, вида и марки, классифицируемых одним десятизначным кодом в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД России), местом происхождения которых является одна страна либо в случае, если страна происхождения таких товаров неизвестна, облагаются одинаковыми таможенными платежами и заявлены в один таможенный режим.


Оба вида добавочных листов (ТД-2 или ТД-4) дают возможность дополнительно декларировать товары еще трех номенклатурных наименований, видов и марок, каждые из которых классифицируются одним десятизначным кодом соответствим ТН ВЭД России, происходят из одной страны либо страна их происхождения этих товаров неизвестна, подлежат обложению одинаковыми таможенными платежами. Количество добавочных листов к одной ГТД не ограничено. Добавочные листы являются неотъемлемой частью ГТД. Если при использовании листов ТД-2 и ТД-4 остаются незаполненные графы, предназначенные для декларирования одного наименования товара, то эти графы должны быть перечеркнуты.


В грузовой таможенной декларации можно выделить несколько информационных блоков, или разделов, ГТД:

а) общая характеристика поставки (графы 1, 3 - 6): в этих графах заявляются сведения о таможенном режиме, о количестве товаров и грузовых мест;

б) лица, участвующие в таможенном оформлении (графы 2, 8, 9, 14, 54): здесь заявляются сведения об отправителе, получателе товаров, лице, ответственном за финансовое урегулирование (контрактодержателе), а также декларанте и лице, заполнившим ГТД;

в) географический блок (графы 11, 15 - 17а, 34): этот блок отражает коды торгующей страны, страны отправления и страны происхождения товаров при ввозе товаров в Россию, страны назначения - при вывозе товаров из России;

г) транспортный блок (графы 18, 19, 21, 25, 26): указывается информация о транспортных средствах, на которых перевозились товары, об использовании контейнерных перевозок;

д) финансовый блок (графы 12, 20, 22 - 24, 28, 47, 48): заявляются сведения об общей таможенной стоимости товаров, декларируемых в одной ГТД; об условиях поставки; о коде и курсе валюты; банковские сведения о лице, ответственном за финансовое урегулирование; сведения об исчислении таможенных платежей;

е) характеристика каждого товара в партиях дается в графах с 31 по 46: в этих графах указываются наименование товара; его упаковка; количество контейнеров; серия, номера и количество акцизных марок и т.д.; десятизначный код товара по ТН ВЭД России; вес нетто и брутто товара; код льготы по уплате таможенных платежей; остаток квоты, если в отношении товаров законодательно установлены количественные или стоимостные ограничения в случае ввоза; наименование и номер последнего оформленного таможенного документа, принятого таможенным органом в установленном порядке в результате помещения товаров под предшествующую подаче ГТД таможенную процедуру; количество товара в дополнительной единице измерения и код дополнительный единицы измерения; фактурная, таможенная и статистическая стоимости товаров.


Особое значение имеет графа 44 ГТД, в которой содержится перечень сведений и документов, необходимых для таможенного оформления каждого товара. Сюда относятся: номер и дата выдачи лицензии, если товар попадает под меры нетарифного регулирования; номер транспортного (перевозочного) документа; номер и дата заключения договора международной купли-продажи (мены) или иного договора или контракта, заключенного с целью совершения внешнеэкономической торговой сделки; номера и даты счетов на оплату и поставку товаров; номер и дата выдачи разрешения таможенного органа о классификации товара соответствующего нормам ТН ВЭД России; номера и даты выдачи необходимых разрешительных документов (сертификатов, разрешений и др.); номер и дата сертификата о происхождении товаров; номера и даты составления иных документов.

 

Предоставление документов


Кроме подачи таможенной декларации в уполномоченный таможенный орган необходимо предоставить документы, подтверждающие заявленные в декларации сведения. Основные документы, представляемые при декларировании товаров, предусмотрены п. 2 ст. 131 ТК РФ. В ст. 63 ТК РФ сформулирована обязанность лиц, участвующих в процедуре таможенного оформления, представлять таможенным органам необходимые для таможенного оформления документы и сведения. Перечни таких документов и сведений устанавливаются ФТС России. К настоящему времени ФТС России провела определенную систематизацию документов, необходимых для таможенного оформления, приняв Приказ от 25 апреля 2007 г. N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом". Данный нормативный акт не содержит полного перечня необходимых документов, в связи с чем требуется поиск иных нормативных актов ФТС России, соблюдение предписаний которых обязательно для лиц, участвующих в процедуре таможенного оформления.


При предъявлении копий документов, необходимых для таможенного оформления, таможенный орган вправе осуществить проверку на соответствие копий документов поступившим оригиналам. В этом должностслучае ное лицо таможенного органа, проводящее процедуру таможенного оформления, на предоставленных копиях документов проставляет запись "Сверено с оригиналом", подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати, после чего оригиналы документов возвращает декларанту.


В соответствии со ст. 367 ТК РФ таможенные органы могут направить декларанту или иному лицу, участвующему в процедуре таможенного оформления, мотивированный запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений с целью сверки информации, которая содержится в поступившей таможенной декларации и других таможенных документах.


В целом таможенное оформление включает в себя различные таможенные операции и таможенные процедуры, направленные на юридическое оформление перемещения товаров, а так же транспортных средств через таможенную границу и установление их статуса для таможенных целей. Процедура таможенного оформления производится в соответствии с общими правилами, установленными ТК РФ. Данные правила конкретизируются многочисленными нормативными правовыми актами ФТС России. Хотелось бы обратить внимание не только на значительное число приказов ФТС России, регламентирующих всевозможные тонкости и особенности производства таможенного оформления, но и на нестабильность таких актов. Это создает сложности для участников внешнеэкономической деятельности, обязанных действовать в соответствии с предписаниями ФТС России.