Таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств происхождения третьих стран, перемещающихся в Таможенном союзе

 

С момента распада бывшего Союза ССР Белоруссия, Казахстан и Россия предпринимают третью попытку создания Таможенного союза.

Предшествующий российско-белорусский опыт построения таможенного союза и единого таможенного пространства Союзного государства свидетельствует о том, что государства - участники формируемого Таможенного союза Евразийского экономического сообщества перед отменой таможенного контроля и таможенного оформления на своих внутренних границах должны четко определить и согласовать меры, подлежащие применению в отношении перемещающихся в рамках взаимной торговли товаров и транспортных средств происхождения третьих стран, которые выпущены в свободное обращение на территории одного из государств-участников по ставкам, отличным от ставок Единого таможенного тарифа.

Подписанный 6 октября 2007 г. в Душанбе Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза заложил основу построения полноценного таможенного союза в соответствии с общепризнанными принципами международного права, согласно которым в пределах единой таможенной территории подлежат беспрепятственному перемещению товары, как происходящие с единой таможенной территории, так и происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение на этой таможенной территории, при условии применения всеми государствами - участниками Таможенного союза Единого таможенного тарифа и других единых мер регулирования торговли товарами с третьими странами.

Договорная база формируемого в рамках Евразийского экономического сообщества Таможенного союза допускает применение в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа. При этом соответствующее решение Комиссии Таможенного союза о применении одним из государств-участников более высокой или более низкой ставки в обязательном порядке должно содержать информацию о мерах, которые должны быть приняты другими государствами-участниками для достижения целей применения более высокой или более низкой ставки.

Однако согласно определению Таможенного союза ЕврАзЭС товары, не вошедшие в Единый таможенный тариф или временно исключенные из него, не могут рассматриваться в качестве товаров, на которые в полном объеме распространяются преимущества единой таможенной территории.

То есть товары и транспортные средства, в отношении которых государствами-участниками не достигнуто согласие о размерах ставок ввозных пошлин в Едином таможенном тарифе либо предоставлено временное изъятие из него, но которые выпущены в свободное обращение на территории одного из государств - участников Таможенного союза по ставке ввозной пошлины, например, меньшей, чем применяемая в других государствах - участниках Таможенного союза ставка Единого таможенного тарифа, то такие товары и транспортные средства не могут рассматриваться в качестве выпущенных в свободное обращение для других государств - участников Таможенного союза ЕврАзЭС, где применяется более высокая единая ставка ввозной пошлины.

Соответственно такие товары и транспортные средства для таможенных целей имеют статус товаров не Таможенного союза, в связи с чем должны осуществляться таможенный контроль и таможенное оформление при их ввозе на территории других государств Таможенного союза.

Указанные выше обстоятельства и прогнозируемые трудности в создании и поддержании Единого таможенного тарифа и единых мер нетарифного регулирования могут способствовать принятию государствами - участниками Таможенного союза ЕврАзЭС односторонних решений об осуществлении защиты национальных экономических интересов силами национальных таможенных органов непосредственно на внутренних границах государств - участников Таможенного союза.

Примером подобного решения проблемы недостижения требуемого уровня унификации мер таможенно-тарифного, нетарифного и таможенного регулирования в рамках Союзного государства Беларуси и России является осуществление с февраля 1996 г. российскими таможенными органами сначала вблизи от российско-белорусской границы, а с января 1999 г. - непосредственно в расположенных на российско-белорусской границе пунктах принятия уведомлений при ввозе товаров и транспортных средств на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь функции по установлению статуса товаров для таможенных целей в целях решения вопроса о необходимости проведения их таможенного оформления и таможенного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что риски отказа государств - участников Таможенного союза ЕврАзЭС от применения такого основополагающего принципа функционирования Таможенного союза, как отмена таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних границах из-за временных изъятий из Единого таможенного тарифа отдельных наименований товаров и транспортных средств, обусловлены объективно существующими различиями в структуре экономик государств-участников и соответственно несовпадающими потребностями и интересами в части объемов и номенклатуры импортируемой на национальные территории из-за пределов ЕврАзЭС продукции происхождения третьих стран.

Учитывая вышеизложенное, в целях построения интеграционного объединения Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации согласно общепринятому пониманию Таможенного союза, но с учетом реального состояния и уровня экономического развития каждой из трех стран, в процессе формирования Таможенного союза ЕврАзЭС необходимо не только утвердить Единый таможенный тариф, но и согласовать меры, подлежащие применению при перемещении между государствами-участниками товаров, в отношении которых одним из государств применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Значимость согласованного проведения указанных мероприятий обусловлена тем, что формально-юридически такие товары имеют статус товаров не Таможенного союза и соответственно не подпадают под правило беспрепятственного перемещения в пределах единой таможенной территории как не выпущенные в свободное обращение для других государств - участников Таможенного союза, где применяемый размер ставок Единого таможенного тарифа выше.

При этом, чтобы другие государства - участники Таможенного союза ЕврАзЭС не вводили в отношении вышеуказанной узкой номенклатуры товаров и транспортных средств происхождения третьих стран меры таможенного регулирования непосредственно на своих внутренних границах, Белоруссии, Казахстану и России необходимо признать товары и транспортные средства, выпущенные в свободное обращение по ставкам ввозных пошлин меньшим, чем применяемые в других государствах-участниках ставки Единого таможенного тарифа, условно выпущенными в свободное обращение на национальной территории, отчуждение которых без разрешения таможенных органов запрещено. В этом случае на таможенные службы будет возложена обязанность осуществлять таможенный контроль за целевым использованием таких товаров и транспортных средств на национальных территориях и их таможенное оформление при вывозе в другие государства - участники Таможенного союза путем помещения под процедуру перевозки под таможенным контролем до внутреннего таможенного органа другого государства-участника.

Следует отметить, что на начальном этапе формирования российско-белорусского Таможенного союза схожая практика имела место: с 10 января 1996 г. по 17 сентября 1998 г. ввезенное в Республику Беларусь в течение календарного года физическим лицом одно транспортное средство с уплатой таможенного платежа по единой ставке в размере 0,3 ЭКЮ за 1 куб. см объема двигателя в течение двух лет с момента таможенного оформления не подлежало отчуждению либо передаче во владение или пользование другим лицам, за исключением передачи в пользование членам семьи лица, ввезшего транспортное средство. В целях контроля за соблюдением физическими лицами этого ограничения белорусскими таможенными органами на выдаваемых владельцам иностранных легковых автомобилей паспортах транспортного средства проставлялся оттиск штампа "Отчуждение без разрешения таможни запрещено". В случае невыполнения указанных условий за ввезенное транспортное средство по выбору лица, осуществившего такой ввоз, надлежало произвести платеж по равной российской единой ставке в размере 5 ЭКЮ за 1 куб. см объема двигателя либо уплатить в соответствии с общим порядком и условиями осуществления мер экономической политики таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Особую значимость предлагаемый механизм обеспечения экономической безопасности государств - участников Таможенного союза ЕврАзЭС совместными усилиями таможенных служб государств-участников без проведения ими процедур таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних границах представляет для урегулирования, во-первых, вопроса ввоза на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь легковых автотранспортных средств иностранного производства, которые выпускаются в свободное обращение в Республике Беларусь белорусскими юридическими и физическими лицами по льготным правилам таможенного налогообложения и впоследствии отчуждаются в Россию, и, во-вторых, проблематики ввоза на территории Республики Беларусь и Российской Федерации около 450 наименований товаров на уровне 10 знаков ТН ВЭД (фармацевтическая продукция, бумага, изделия из пластмасс и алюминия, машинотехническая продукция и ряд других товаров), которые Республика Казахстан в течение переходного периода вправе ввозить на свою территорию из третьих стран с применением ставок ввозных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа.

Таким образом, вышеизложенный алгоритм осуществления таможенных операций таможенного оформления и таможенного контроля в отношении временно изъятых из Единого таможенного тарифа товаров и транспортных средств происхождения третьих стран, перемещающихся в пределах единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, позволяет и в условиях недостижения полного единообразия применяемых государствами-участниками мер таможенно-тарифного регулирования обеспечить соблюдение одного из основополагающих принципов Таможенного союза - отмену таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних границах государств - участников Таможенного союза без ущерба их экономической безопасности, чем будет обеспечена должная устойчивость Таможенного союза в целом.