Учет таможенных платежей при ЕСХН

 

Сельскохозяйственными товаропроизводителями являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.


Также к ним относятся сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми согласно Федеральному закону от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов названных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.


С 1 января 2009 г. к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения конкретного населенного пункта и которые удовлетворяют условиям, установленным гл. 26.1 Налогового кодекса РФ (НК РФ), и рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели, также соответствующие условиям, определенным указанной главой.


Предполагается, что сельскохозяйственные товаропроизводители производят продукцию и экспортируют ее либо реализуют внутри страны. При экспорте организации уплачивают таможенные пошлины. Могут возникнуть ситуации, когда сельскохозяйственный товаропроизводитель заказывает оборудование, семена или другие товары из-за границы. В таком случае он уплачивает пошлины на ввоз.


Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), на основании пп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ вправе учитывать в составе расходов при определении объекта налогообложения суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщикам по таможенному законодательству Российской Федерации.


При этом следует учитывать, что в силу п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ к таможенным платежам относятся:

- ввозная таможенная пошлина. Ставки ввозных таможенных пошлин регулируются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 718 утвержден Таможенный тариф РФ;

- вывозная таможенная пошлина. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ.


Постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 N 795 (в ред. от 27.01.2009) утверждены Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признаны утратившими силу некоторые акты Правительства РФ.


В частности, Минфин России в Письме от 02.02.2009 N 03-11-09/29 указывает на неправомерность включения в налоговую базу по ЕСХН расходов по уплате экспортной таможенной пошлины при вывозе морепродуктов за пределы Российской Федерации. Как сообщает финансовое ведомство, исходя из положений пп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ, расходы по уплате экспортной таможенной пошлины при вывозе морепродуктов за пределы территории Российской Федерации не включаются налогоплательщиками в состав расходов при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу;

- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

- акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.


Статьей 11 Таможенного кодекса РФ определены основные понятия, используемые в сфере таможенного законодательства. Под налогами понимаются налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу согласно НК РФ. Внутренние налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории Российской Федерации;


- таможенные сборы. Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.


Согласно п. 2 ст. 318 Таможенного кодекса РФ таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В силу п. 1 ст. 3 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (в ред. от 30.12.2008) ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов.


При этом уплата таможенной пошлины должна подтверждаться конкретными документами. К ним относятся таможенная декларация, транспортные документы, счета-фактуры, отгрузочные листы и пр. Таможенные документы - это документы, составляемые исключительно для таможенных целей.


Таможенная декларация - это документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган.


Транспортными (перевозочными) документами являются коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках.


К коммерческим документам относятся счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если из Таможенного кодекса РФ не вытекает иное.


Таким образом, плательщики ЕСХН при расчете налоговой базы уменьшают полученные доходы на суммы таможенных платежей, уплачиваемых при экспортных операциях. В случае если таможенные платежи были уплачены при импорте товаров, налогоплательщики не вправе учесть эти суммы в составе расходов. При этом они должны подтвердить произведенные расходы документами, предусмотренными таможенным законодательством и оформленными в соответствии с ним.