Таможенные платежи при импорте товаров


 
 

Правила таможенного оформления товаров определяются Таможенным кодексом РФ. Причем под товаром для целей таможенного контроля понимается любое перемещаемое через границу Российской Федерации движимое имущество и транспортные средства, кроме используемых в международных перевозках. Таким образом, правила таможенной очистки являются едиными вне зависимости от того, ввозятся ли с точки зрения бухгалтерской классификации товары, материалы или же основные средства. Исходя из таможенных правил, все это является товаром и при перемещении через границу Российской Федерации подлежит декларированию.

Декларирование. Перечень документов и сведений, которые необходимо представить для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536. При ввозе товаров на территорию Российской Федерации в режиме импорта, т.е. без обязательства об обратном вывозе, они помещаются под таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления" (ранее применялся термин "выпуск в свободное обращение"). Нужно заметить, что широко известный термин импорт в Таможенном кодексе РФ вообще не используется.

Режим выпуска для внутреннего потребления предусматривает оформление грузовой таможенной декларации (ГТД). При импорте товаров используются комплекты деклараций ТД3 (для заявления сведений об одном товаре) и ТД4 (в дополнение к комплекту ТД3 при заявлении сведений о двух и более товарах).

Форма грузовой таможенной декларации утверждена Приказом ФТС России от 03.08.2006, а Инструкция о порядке заполнения - Приказом ФТС России от 04.09.2007 N 1057. Таможенному органу также потребуется предъявить импортный контракт и оформленный к нему паспорт сделки (если сумма контракта превышает 5000 долл. США).

Правила ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 53. Списки такой продукции должны утверждаться Правительством РФ на основании технических регламентов. Согласно ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" при таможенном оформлении таких товаров одновременно с ГТД подается декларация или сертификат о соответствии либо документы об их признании (для иностранных сертификатов, признаваемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации).

 

Таможенная стоимость и ввозная пошлина


 

 


Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, являются объектом обложения таможенными пошлинами и налогами, налоговой базой для которых является таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Статья 331 Таможенного кодекса РФ предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации. Однако в настоящее время принятие таможенных платежей в иностранной валюте приостановлено в соответствии с Письмом ФТС России от 15.12.2007 N 05-11/46089.

Ввозная таможенная пошлина взимается при ввозе товаров, ее размер устанавливается Правительством РФ в зависимости от кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В настоящее время действует размер Таможенного тарифа, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 718 (в новой редакции от 05.02.2008).

Можно ли снизить сумму таможенной пошлины? Законодательство предусматривает несколько возможностей для снижения таможенной пошлины. Возможно как полное освобождение от ее уплаты, действующее для товаров, указанных в ст. 35 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (ред. от 03.12.2007), так и тарифные преференции и льготы.

Таможенный кодекс РФ допускает декларирование всех входящих в поставку товаров по одному коду ТН ВЭД, что упрощает заполнение ГТД. Ставка пошлины применяется к таможенной стоимости товара, которая может быть равна его контрактной (фактурной) стоимости либо устанавливается таможней в пределах ее компетенции.

В соответствии с Приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536 импортером помимо ГТД должна быть оформлена декларация таможенной стоимости товара и документы, подтверждающие указанные в ней сведения (их Перечень приведен в Приложении к Приказу).



 

Методы определения таможенной стоимости товаров



 

 

 

Существует шесть методов определения таможенной стоимости:
1) по цене сделки с ввозимыми товарами;
2) по цене сделки с идентичными товарами;
3) по цене сделки с однородными товарами;
4) вычитания стоимости;
5) сложения стоимости;
6) резервный метод.

Данные методы должны применяться последовательно: если не может быть использован первый, применяется второй и так далее.

Рассмотрим каждый из методов подробнее.

Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами предусматривает, что таможенная стоимость принимается равной цене сделки с иностранным поставщиком (фактически уплаченной или подлежащей уплате), к которой должны быть дополнительно начислены:
- расходы, понесенные покупателем, но не включенные в цену товара:
на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;
на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;
на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
- соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателю бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российской Федерации оцениваемых товаров, в размере, не включенном в их цену:
сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;
инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;
материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;
проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров;
- платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам;
- любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;
- расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
- расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
- расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

С 01.07.2006 данные дополнительные начисления к цене могут производиться только на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии таковых сведений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами применяться не может. Условия неприменения данного метода проанализированы также в Постановлении Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29.

Определение таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами. При этом под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по таким признакам, как физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель.

Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:
- проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
- ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
- ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях. Если идентичные товары ввозились в ином количестве или на других условиях, необходимо произвести соответствующую корректировку их цены и документально подтвердить ее обоснованность. Если выявлено более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости применяется самая низкая из них.

Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом дополнительных расходов, перечисленных в предыдущем методе.

Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами рассматривает в качестве однородных товары, которые хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменимыми.

При определении однородности товаров учитываются такие их признаки, как качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна происхождения и производитель.

При использовании методов таможенной оценки по ценам идентичных и однородных товаров:
- товары не считаются идентичными оцениваемым или однородными с ними, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;
- товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если производитель не выпускает ни идентичных, ни однородных оцениваемым товаров;
- товары не считаются идентичными или однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены в Российской Федерации.

Определение таможенной стоимости по методу оценки на основе вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории Российской Федерации без изменения своего первоначального состояния.

При этом в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой такие товары продаются наибольшей партией на территории Российской Федерации не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.

Из цены единицы товара вычитаются:
- расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в Российской Федерации ввозимых товаров того же класса и вида;
- суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажей товаров;
- обычные расходы, понесенные в Российской Федерации, на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.

При использовании метода оценки на основе сложения стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:
- стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
- общих затрат, характерных для продажи в Российской Федерации из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы России, и иных затрат;
- прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров.

Резервный метод заключается в следующем. Если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения всех предыдущих методов либо если таможенный орган аргументированно считает, что эти методы не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики.

При применении резервного метода таможенный орган предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию.

В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:
- цена товара на внутреннем российском рынке;
- цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
- цена на внутреннем рынке Российской Федерации на товары российского происхождения;
- произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.

То есть в условиях применения резервного метода таможенные органы могут устанавливать таможенную стоимость исходя из своих представлений о цене импортируемого товара. Суммы таможенных пошлин и сборов при этом будут учитываться в целях налогообложения как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Следует иметь в виду, что при определении таможенной стоимости любым из указанных методов в нее включаются только те связанные с поставкой расходы, которые понесены до пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации. Однако некоторые базисы поставки Инкотермс предусматривают включение в контрактную стоимость расходов до пункта назначения, который может располагаться на территории Российской Федерации в значительном удалении от границы. В таком случае импортер имеет право при определении таможенной стоимости уменьшить контрактную цену на стоимость доставки по России.

 

Таможенные платежи


 

 

К таможенным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, помимо ввозных и вывозных таможенных пошлин, согласно ст. 318 Таможенного кодекса РФ также относятся:
- таможенные сборы;
- акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

При импорте все причитающиеся таможенные платежи должны быть уплачены в те же сроки, что и подана ГТД, - не позднее 15 дней с момента предъявления товара таможенному органу. Выпуск товаров в свободное обращение допускается после поступления данных платежей на счета таможенных органов.

Рассмотрим указанные платежи в порядке их применения к таможенной стоимости ввозимого товара.

Таможенные сборы. Главой 33.1 Таможенного кодекса РФ установлены три вида таможенных сборов:
- за таможенное оформление (платится при декларировании товаров);
- за таможенное сопровождение (при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита);
- за хранение (платится при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа).

При декларировании импортных товаров помимо ввозной таможенной пошлины взимается как минимум сбор за таможенное оформление. Ставки этих сборов устанавливаются Правительством РФ.

Таможенный кодекс РФ предусматривает освобождение ряда товаров от обложения таможенными сборами. Перечень этих товаров приведен в ст. 357.9 Таможенного кодекса РФ.

В бухгалтерском учете суммы таможенных пошлин и сборов включаются в первоначальную стоимость приобретаемых ценностей (причем согласно п. 6 ПБУ 5/01 - только пошлины, а в соответствии с п. 8 ПБУ 6/01, п. 8 ПБУ 14/2007 - и пошлины и сборы).

В налоговом учете данное правило установлено п. 2 ст. 254 НК РФ только для материально-производственных запасов, стоимость которых включается в материальные расходы. В отношении товаров организации разрешается выбрать в учетной политике для целей налогообложения один из двух способов: включение пошлин и сборов в стоимость товаров в качестве расходов, связанных с их приобретением, либо признание этих пошлин и сборов косвенными расходами.

Во втором случае, если товары не будут реализованы в месяце приобретения, возникнет экономия по налогу на прибыль (за счет более раннего списания таможенных пошлин), но и необходимость применения ПБУ 18/02. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ таможенные пошлины и сборы отнесены к прочим расходам организаций, связанным с производством и реализацией. Минфин России в Письме от 20.02.2006 N 03-03-04/1/130 разъяснил, что на данном основании можно не включать таможенные пошлины и сборы и в первоначальную стоимость амортизируемого имущества, закрепив этот вариант в учетной политике.

Акцизы. Согласно пп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации является объектом налогообложения акцизом.

Перечень подакцизных товаров установлен ст. 181 НК РФ.

При выпуске товаров в свободное обращение акциз уплачивается в полном объеме. Порядок определения налоговой базы изложен в п. 1 ст. 191 НК РФ. Если ставка акциза по товару адвалорная (процентная), она применяется к таможенной стоимости товара, увеличенной на таможенную пошлину. Специфическая ставка акциза применяется к объему ввозимого товара в натуральном выражении (за тонну, за литр и т.п.).

Суммы акциза, уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат налоговому вычету:
- если данные товары использованы для производства других подакцизных товаров;
- в случае передачи товаров на переработку в качестве давальческого сырья.

Вычеты производятся на основании ГТД или иных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации и уплату соответствующей суммы акциза (п. 1 ст. 201 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, согласно пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ, является объектом обложения НДС. При выпуске товаров в свободное обращение этот налог уплачивается в полном объеме.

Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации установлен в ст. 160 НК РФ - в нее включаются таможенная стоимость товаров, таможенная пошлина и акциз (для подакцизных товаров). Таким образом, происходит троекратное обложение таможенной стоимости (ТС) товара налогами, с взиманием "налога на налог", по формуле:

ТС x (1 + ТП) x (1 + А) x (1 + НДС),

где ТП - ставка таможенной пошлины, применяемая к данному виду товара (коду ТН ВЭД); А - ставка акциза (адвалорная), применяемая к данному виду товара (коду ТН ВЭД); НДС - ставка НДС, применяемая к данному виду товара (коду ТН ВЭД).

Эта формула может быть использована организацией при оценке дополнительных затрат по операции импорта, расчете налоговой нагрузки на импортируемый товар и определении возможной цены его реализации на внутреннем рынке.

Рассмотрим на примере, как рассчитываются таможенные платежи.

Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ подлежат вычету суммы НДС, уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, приобретаемых налогоплательщиком: для осуществления операций, облагаемых НДС; для перепродажи.

Этот вычет производится после принятия товаров к бухгалтерскому учету на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при их ввозе. Одним из таких документов является ГТД.

Выпуск товаров в свободное обращение на территории Российской Федерации разрешается после уплаты таможенных пошлин и налогов. Поскольку за нахождение товаров, задержанных таможней, на таможенном складе временного хранения взимается существенная плата, импортер заинтересован произвести таможенную очистку товара в кратчайшие сроки. Поэтому обычно в таможенный орган вносится авансовый платеж, превышающий оценочную величину предстоящих обязательных платежей по поставке.

Авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. При этом в соответствии с п. 3 ст. 330 Таможенного кодекса РФ денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом внесшего их лица и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.

Поскольку платежное поручение на перечисление такого обезличенного авансового платежа не служит свидетельством уплаты НДС в определенной сумме, налогоплательщику для обоснования вычета необходимо изыскать дополнительные доказательства. Для этого он вправе затребовать у таможенных органов подтверждение уплаты таможенных пошлин и налогов в письменной форме. Нужно заметить, что срок представления подтверждения нормативными документами не установлен.

Поэтому, если получение подтверждения затягивается, можно на основании п. 4 ст. 330 Таможенного кодекса РФ запросить у таможни отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Такой отчет должен быть предоставлен налогоплательщику в письменной форме не позднее 30 дней со дня получения требования.

В целях подтверждения правомерности вычета НДС, уплаченного при ввозе товаров, таможенные декларации или их копии, заверенные руководителем и главным бухгалтером организации, а также платежные документы должны храниться у импортера в журнале полученных счетов-фактур.

В случае необходимости декларант может обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Форма такого заявления, а также Перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате, приведены в Приказе Государственного таможенного комитета РФ от 25.05.2004 N 607.


Пример.
Общество с ограниченной ответственностью заключило импортный контракт на приобретение у дилера на условиях поставки FOB Hamburg грузового автомобиля контрактной стоимостью 50 000 евро и легкового автомобиля мощностью 195 л. с. контрактной стоимостью 30 000 евро. Для транспортировки автомобилей в порт Санкт-Петербурга был привлечен иностранный перевозчик, стоимость услуг которого составила 7000 евро. Кроме того, ООО оплатило страхование груза в пути (700 евро) и погрузочно-разгрузочные работы в порту Санкт-Петербурга (10 887 руб.). Курс евро на дату выгрузки автомобилей и подачи таможенной декларации (01.02.2008), установленный ЦБ РФ, равен 36,29 руб.

Таможенная стоимость товара по цене сделки с ввозимыми товарами составит 88 000 евро (50 000 + 30 000 + 7000 + 700 + 10 887 : 36,29). А в рублевом эквиваленте 3 193 520 руб. (88 000 x 36,29).

Дополнительные расходы распределяются между ввозимыми товарами пропорционально их контрактной стоимости. При этом таможенная стоимость грузового автомобиля составит 55 000 евро (88 000 x 50 000 : 80 000), а легкового автомобиля 33 000 евро (88 000 x 30 000 : 80 000).

Таможенный сбор за таможенное оформление 7500 руб.

Таможенная пошлина для грузового автомобиля с кодом ТН ВЭД 8704 31 910 0 составляет 15%, для легкового автомобиля с кодом ТН ВЭД 8703 33 199 0 - 25%. Таможенная пошлина применяется к таможенной стоимости данных товаров, определенной при их декларировании.
55 000 x 15% = 8250 евро;
33 000 x 25% = 8250 евро.

Легковой автомобиль с указанными характеристиками относится к подакцизным товарам. Ставка акциза в 2008 г. составляет 194 руб. за 1 л. с., общая сумма акциза по данному транспортному средству будет равна 37 830 руб. (195 л. с. x 194 руб.).

Рассчитаем сумму налога на добавленную стоимость:
- по грузовому автомобилю она составит 413 161,65 руб. ((55 000 евро + 8250 евро) x 36,29 руб. x 18%). Сумму округлим до 413 162 руб.;
- по легковому автомобилю 276 262,65 руб. ((33 000 евро + 8250 евро) x 36,29 руб. + 37 830 руб.) x 18%. С учетом округления 276 263 руб.

Для проведения таможенной очистки товаров необходимо осуществить авансовый платеж в сумме не меньше 1 333 540 руб. (7500 руб. + (8250 евро + 8250 евро) x 36,29 руб. + 37 830 руб. + 413 162 руб. + 276 263 руб.).

Таким образом, таможенные платежи составили более 40% таможенной стоимости ввозимых автомобилей.