Таможенная пошлина: правовая природа

 

На современном этапе развития финансового и таможенного законодательства все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с правовой природой таможенной пошлины, а также ее содержания и характерных признаков.
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) (в ред. от 16.04.2010)) таможенная пошлина определена как обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу (ст. 4). Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (ред. от 06.12.2011) также содержит значение понятия "таможенная пошлина", которое определено следующим образом: таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации (ст. 5). Для того чтобы перейти к анализу вышепредставленных определений таможенной пошлины, понять, почему законодатель дал именно такое содержание указанному термину, закрепленному в нормативных правовых актах, необходимо объяснить юридическую природу таможенной пошлины.

Вопрос правовой природы таможенной пошлины сравнительно недавно был открыт и активно обсуждался среди ученых, занимавшихся данной проблематикой. На повестку дня выносились два различных взгляда на существующий вопрос: одни считали, что таможенная пошлина есть налог, а другие приравнивали ее к сбору.
Проанализировав исторические документы, касающиеся данной тематики, можно сказать о том, что в дореволюционной юридической науке признавалась именно налоговая природа таможенной пошлины. Так, академик И.И. Янжул называл таможенную пошлину "первым, самым старым косвенным налогом". По его определению, таможенная пошлина - "налог, падающий на известный предмет потребления при передвижении его, при провозе из-за границы". Того же мнения придерживался и И.Х. Озеров. Научная позиция Г.А. Вацуро заключалась в признании таможенных пошлин историческим пережитком и отнесении их к категории таможенных налогов.

Существовало и другое мнение в противовес изложенным выше. Так, К.Н. Лодыженский говорил о том, что таможенная пошлина - это не только сбор за покровительство, оказываемое купцами, но и своего рода гарантия соблюдения порядка в торговле. Заслугой ученого является то, что в понятие таможенной пошлины он вложил не только ее фискальное значение, но и роль действенного регулятора внешнеторговых связей. Однако данная позиция не была поддержана большинством ученых-юристов.

Видом косвенных налогов считали таможенную пошлину ряд юристов и экономистов советского периода. Так, например, С.А. Котляровский в учебнике "Финансовое право СССР", определяя природу таможенной пошлины, отмечал, что она "по существу, несомненно, является видом косвенных налогов".

В современной науке также распространено мнение о налоговой природе таможенной пошлины. Одним из сторонников отнесения таможенной пошлины к разновидности косвенных налогов является профессор финансового права Высшей школы экономики А.Н. Козырин, указывающий, что "в силу своей налоговой природы таможенная пошлина обладает всеми основными признаками и чертами налога, в том числе безвозмездностью его уплаты, под которой понимаются односторонний характер налогового обязательства, безэквивалентность и безвозвратность налога".

Мнение о том, что таможенная пошлина не обладает налоговым характером, выражает И.А. Цинделиани, изложив следующее утверждение: "Таможенная пошлина не может рассматриваться как платеж налогового характера, поскольку относится к мерам оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории России, направленным на рационализацию товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию, поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации, защиты экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику". Данный аргумент позволяет заглянуть в сущность таможенной пошлины, определить цели ее введения, понять роль в системе инструментов государственного регулирования экономики.

В 2004 г. однозначную позицию по этому вопросу принял и сам законодатель. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" (ред. от 24.07.2009) исключил таможенную пошлину из ст. 13 "Федеральные налоги и сборы" Налогового кодекса РФ. В Бюджетном кодексе Российской Федерации ст. 51 в п. 1 определила, что неналоговые доходы федерального бюджета формируются в том числе и за счет таможенных пошлин и таможенных сборов, что свидетельствует об отнесении таможенных пошлин к неналоговым поступлениям в бюджет.

Возвращаясь к анализу определения таможенной пошлины, закрепленного в нормативных правовых актах, необходимо выделить следующие черты, позволившие законодателю дать основания для формулировки именно указанного выше определения. Следует отметить, что выявление основных черт таможенной пошлины будет сделано исходя из содержания данной категории в целом.

Во-первых, можно сказать о том, что таможенная пошлина - обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий при этом конституционного права на свободу предпринимательской деятельности. Ее уплата - лишь минимально необходимый финансовый барьер для субъекта внешней торговли. Выраженная тенденция к снижению уровня данного вида платежа свидетельствует о стремлении государства к расширению международных экономических связей, к вовлечению в данную сферу большего количества участников.

Вторым аспектом можно выделить то, что таможенная пошлина является источником формирования доходов федерального бюджета. В соответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации она зачисляется в него по нормативу 100%. Это относится и к иным видам таможенных платежей.

Следующим признаком необходимо отметить, что таможенная пошлина представляет собой фискальный платеж. Фискальность обусловливает публичное предназначение и означает зачисление таможенной пошлины в группу доходов, аккумулируемых в бюджетной системе.

Следует также сказать о том, что таможенная пошлина, в отличие от налога, не обладает признаком регулярности, т.к. обязанность уплаты таможенной пошлины возникает лишь при необходимости вступления субъекта в таможенное правоотношение. Как правило, каждое перемещение товара оплачивается участником внешней торговли, но такая оплата возможна лишь в силу факта непосредственного ввоза или вывоза, а значит, происходит по мере необходимости.

Если говорить о праве уплаты таможенной пошлины, то оно может быть делегировано иным заинтересованным лицам. Учитывая, что таможенные органы контролируют процесс перемещения грузов через границу, им важен факт уплаты таможенной пошлины за конкретный товар. Вопрос же о плательщике (субъекте правоотношения) является вторичным, т.к. производен от непосредственного объекта или предмета таможенного правоотношения, т.е. от товара.

Что касается уплаты таможенной пошлины, то она обеспечивается принуждением государства, что отождествляет таможенную пошлину с налогом. Как отмечал П.М. Годме, "элемент принуждения настолько важен в понятии налога, что это влечет за собой исключение из налоговой сферы поступлений, не носящих принудительного характера". Необходимо отметить, что обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами - интересами государства. В налоговых правоотношениях они возникают независимо от согласия или желания налогоплательщика. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: ввезти продукцию из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России; реализовать товар за границей или на внутреннем рынке. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины. Э.Д. Соколова отмечала, что, "несмотря на фискальный признак таможенной пошлины, при ее взимании проявляется частный интерес, выражающийся в присутствии индивидуальной возмездности, однако далекой от эквивалентности".

Указанные признаки отражают единство системы таможенных платежей, наличие их общих черт, раскрывающих и позволяющих более полно уяснить их сущность. Однако данных признаков явно недостаточно для комплексного научного осмысления юридической характеристики таможенной пошлины.

При выяснении ее правовой природы нужно исходить из специфики, состоящей в объединении признаков как налога, так и сбора. На такое обстоятельство обращают внимание некоторые авторы. Так, А.С. Демин отмечает следующие черты, свидетельствующие о сходстве и различии сборов и пошлин с налогами:

- налоги и сборы (пошлины) взимаются принудительно вследствие властных полномочий государства. Соглашение между государством и плательщиком о размерах налога и сбора (пошлины), о времени уплаты не допускается;

- как и у налога, источником сбора (пошлины) является имущество плательщика. Определенную долю этого имущества в денежной форме плательщик уплачивает государству;

- налоги индивидуально безвозмездны. Сборы и пошлины носят возмездный характер и уплачиваются в связи с оказанием плательщику государством публично-правовых услуг (например, выдачей лицензии);

- налог уплачивается регулярно, систематично. Сборы (пошлины) носят разовый характер и уплачиваются в строго определенных ситуациях. Уплата сбора связана со свободным (добровольным) усмотрением плательщика. При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы;

- неуплата налога влечет принудительное изъятие недоимки и привлечение налогоплательщика к ответственности. При неуплате сбора (пошлины) государство просто отказывает плательщику в предоставлении публично-правовой услуги.

Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при определении размера платежа, чем те, которые применяются при налогообложении. Размер пошлины или сбора определяется исходя из характера и размера услуги и устанавливается, как правило, в конкретной сумме.

Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенное, возможно дать следующее определение исследуемому понятию. Таможенная пошлина - это обязательный фискальный, индивидуально возмездный платеж, являющийся неналоговым доходом федерального бюджета, установленный Таможенным кодексом Таможенного союза в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации, уплачиваемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории.

Январь 2013 г.