Таможенное дело сегодня и завтра

 

Новые экономические реалии, обусловленные активной интеграционной политикой Российской Федерации, предполагают рассмотрение системы таможенного дела не изолированно, а в рамках существующего Единого экономического пространства, предусматривающего широкие возможности по свободному перемещению товаров, капитала и рабочей силы.

В последнее время произошло довольно много эпохальных событий, существенным образом трансформировавших систему работы таможенных органов (создание Таможенного союза, присоединение России к Всемирной торговой организации, внедрение информационно-технических инноваций в систему таможенного контроля и таможенного оформления и т.д.). В этой связи возникает необходимость в упорядоченной системе знаний, базирующихся на последних изменениях в структурно-организационной сфере и нормативно-правовой области.
Современные тенденции развития таможенного дела в России приобрели отчетливые черты интеграционных подвижек, которым предшествовала большая нормативно-законодательная и организационная работа, начатая еще в 1990-е гг., увенчавшаяся созданием Таможенного союза и Единого экономического пространства (рис. 1), объединяющего на сегодняшний день Россию, Белоруссию и Казахстан. Полагаем, что прообраз Бенилюкса на постсоветском пространстве впоследствии "разрастется", став полноценным аналогом Европейского союза.


 

Интеграционная система, развивающаяся в рамках Таможенного союза, с последующей реализацией концепции Единого экономического пространства


Рис. 1

Примечание. Пунктирной линией отмечено государство, которое при определенных условиях сможет в будущем стать членом интеграционной группировки на постсоветском пространстве. Многоточие указывает на возможность присоединения нескольких государств.

Нами предложена схема (рис. 2) организации современного таможенного дела с учетом норм Таможенного кодекса Таможенного союза, а также данных литературы (Бондаренко, 2007; Воронкова, Пузакова, 2008).

Организация таможенного дела в рамках Таможенного союза

Сегодня некоторые исследователи (Макрусев, Дианова, 2009) рассматривают таможенное дело как своеобразную форму государственной услуги, при этом управленческие подходы данного института, по мнению авторов, лежат в использовании инструментов таможенного администрирования.

Актуальным направлением является дальнейшая информатизация таможенного дела и внедрение инновационных форм таможенного контроля, позволяющих обеспечить более эффективную работу таможенных служб. Так, активное внедрение электронных форм декларирования уже сейчас позволило достигнуть известных преимуществ по сравнению с традиционными формами заявлений сведений о товарах. В настоящее время активно развивается идея эволюции таможенного дела. Первым этапом является создание электронной таможни, которая впоследствии трансформируется в информационную таможню, однако, как полагают исследователи, это перспектива ближайших 10 - 15 лет (Пашко, 2011).

Многие свои решения специалист в области таможенного дела сможет строить и принимать на базе предварительной информации о том или ином товаре, контрагенте. В руках таможенника будут все инструменты в информационной среде, что существенно сократит коррупционный компонент, уменьшит хронометраж оформления и бумажный документооборот. Понятно, что информационное пространство будет заполнено легальными товарными потоками, а контрабанда в виде наркотиков или оружия обойдет информационную среду, и здесь будет необходима активизация правоохранительной функции, которая должна быть в полной мере реализована на таможенной границе. Проблема профессиональной идентификации специалиста таможенного дела заключается в том, что современному таможеннику в сегодняшних условиях просто необходимо обладать комплексным набором практически ориентированных компетенций, которые сводятся не только к прочному усвоению таможенно-тарифных и нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности, но и к товароведческому блоку, экономическому знанию и правоприменительным нормам (Пашко, 2011). Только синтез этих знаний позволит специалисту в полной мере решить острейшие проблемы, стоящие перед внешнеэкономическим блоком вообще и таможенной службой в частности.

Еще одним непростым вопросом в системе таможенного дела является обеспечение безопасности товаров, обращающихся в рамках экспортно-импортных потоков. Проблема организации контроля безопасности пищевой продукции, перемещаемой через границу Таможенного союза, в настоящее время представляется весьма актуальной и востребованной, что связано с "наводнением" отечественного рынка низкокачественными импортными товарами, не удовлетворяющими требованиям национальной нормативно-технической документации. В этой связи безопасности товаров отводят настолько важную роль, что вновь разрабатываемые технические регламенты Таможенного союза (далее - ТР ТС) в своих формулировках прямо отсылают к проблеме безопасности - ТР ТС "О безопасности пищевой продукции", "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", "О безопасности упаковки" и т.д. Большую работу по оценке безопасности импортных пищевых товаров проводит Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), препятствующая проникновению на рынки России товаров, не удовлетворяющих требованиям качества. С 2000 г. нормативно-правовые отношения в области качества и безопасности продовольственных товаров регулируется Федеральным законом N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Очевидно, что в основе безопасности продовольственных товаров должны лежать медико-биологические требования и санитарные нормы, определяющие высокое качество пищевых товаров. Кроме того, существует целый комплекс международных стандартов, обращенных к проблеме безопасности товаров. Например, одним из востребованных является ГОСТ Р ИСО 22000-2007 "Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции". Очевидно, что международные стандарты в области менеджмента качества необходимо шире внедрять в сферу производства товаров, являющихся потенциальными объектами внешнеэкономической деятельности.

В сегодняшних условиях торгово-экономических отношений России контроль безопасности товаров представляет собой эффективный нетарифный метод регулирования импортных товарных потоков, что не только обеспечивает санитарно-гигиеническое благополучие оборачиваемой товарной массы, но и формирует требовательный подход к импортным товарным поставкам. При этом контрагенты по коммерческой деятельности, прежде чем выйти на рынки России и Таможенного союза, должны в обязательном порядке согласовать все технические детали, связанные со стандартизацией, с сертификацией и требованиями безопасности, действующими внутри Таможенного союза. Евразийская экономическая комиссия в этом плане проводит большую нормативно-законодательную работу. На официальном сайте ЕЭК размещен ряд правовых актов, направленных на обеспечение безопасности товаров, перемещаемых через границу Таможенного союза.

Нормативно-правовая база внешнеэкономической деятельности, в большей степени ориентированная на международный уровень, позволяет пересмотреть существующие или создать единые стандарты организации таможенного дела, гармонизированные с остальным миром. Не случайно Россия является членом Всемирной таможенной организации (World Customs Organization - WCO), а с 3 ноября 2010 г. присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, что было ожидаемо, учитывая тот факт, что разработка проекта таможенного кодекса Таможенного союза во многом базировалась на нормах данной Конвенции (Кожанков, 2011). Полагаем, что все эти новеллы, выраженные на уровне нормативно-законодательных инициатив, позволят таможенному корпусу России достигнуть новых стандартов контроля, обеспечив наиболее рациональную таможенную политику, максимально полно отвечающую интересам страны, но с учетом требований мирового сообщества.

К эпохальному достижению последнего времени в системе внешнеэкономической политики государства следует отнести вступление на принципах консенсуса в престижную Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) (World Trade Organization - WTO), открывающее новую страницу сотрудничества с ведущими партнерами на мировой арене. Здесь важно отметить, что между странами, входящими в Таможенный союз, была достигнута договоренность об индивидуальном присоединении к ВТО, а не в виде блока государств, формирующих Единое экономическое пространство (Портанский, 2011). Кроме того, вступление в ВТО предполагает переходный период, который просто необходим российской экономике для полноценной адаптации к формированию конкурентоспособной отечественной промышленности, способной полноценно отстоять свои позиции на фоне постепенного снижения ставок ввозных таможенных пошлин. В этой связи фискальная основа Единого таможенного тарифа Таможенного союза в новых условиях трансформируется с учетом проводимой внешнеторговой политики, базирующейся на принципах фритредерства, являющейся частью либеральной парадигмы рыночной экономики.

Таким образом, краткий анализ современных проблем и достижений во внешнеторговой сфере позволит обнаружить новые пути развития в системе таможенного регулирования и таможенного контроля России, обеспечив поступательное развитие Таможенного союза в целом (Киладзе, 2012).

Февраль 2013 г.