Таможенное регулирование и таможенное дело

 

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.
Отсюда можно сделать вывод о том, что предметами таможенного регулирования в Российской Федерации являются порядок и правила регулирования таможенного дела в Российской Федерации.
Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона о таможенном регулировании).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, является лишь одной из основных задач таможенных органов.
Получается, что таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования деятельности таможенных органов по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

То есть предметом таможенного регулирования выступают не таможенные правоотношения, а лишь порядок регулирования деятельности таможенных органов (кем регулируется, когда и в каких формах).

Такое законодательное определение таможенного регулирования в Российской Федерации по своей сути не имеет ничего общего с таможенным регулированием в Таможенном союзе.

Например, п. 1 ст. 1 ТК ТС определяет таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества как правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Вполне логичным продолжением таможенного регулирования от масштабов Таможенного союза к территориальным пределам Российской Федерации является перечисление в ч. 2 ст. 1 Закона о таможенном регулировании предметов правового регулирования, а именно:

- регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;

- определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предмету правового регулирования настоящего Федерального закона;

- определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

- установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации;

- регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации.

Однако определение таможенного регулирования в контексте ч. 1 ст. 2 Закона о таможенном регулировании не соответствует предметам правового регулирования данного Закона.

Это следует, в частности, из того, что предметы правового регулирования Закона о таможенном регулировании охватывают всех участников таможенных правоотношений, не ограничиваясь только компетенцией таможенных органов по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

Представляется, что проблема выявленного противоречия между законодательным содержанием таможенного регулирования в Российской Федерации и предметами правового регулирования Закона о таможенном регулировании имеет двойственное происхождение.

1. Таможенное регулирование не может ограничиваться регулированием процесса другого регулирования - регулирования таможенного дела, поскольку это противоречит определению таможенного регулирования в Таможенном союзе (п. 1 ст. 1 ТК ТС). В противном случае деятельность уполномоченных органов по реализации союзных ориентиров для российского таможенного нормотворчества требует отдельного (иного) названия.

2. Использование термина "таможенное дело" в определении, которое также содержится в ч. 1 ст. 2 Закона о таможенном регулировании, необоснованно ограничивает данный вид деятельности как функционально (только обеспечительной функцией), так и предметно (фокусируя обеспечительную функцию на таможенно-тарифном регулировании, а также на соблюдении запретов и ограничений).

Последнее утверждение может быть проиллюстрировано на следующих примерах. Так, Закон о таможенном регулировании не дает определения тому, что понимается под "совокупностью средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации".

По созвучию отдельных терминов при сопоставлении с определением таможенного контроля, которое дано в подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС, можно предположить, что речь идет о таможенном контроле.

Для справки. Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в т.ч. с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.

Однако таможенный контроль проводится не только с целью обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, а в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза (подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

К тому же не всегда в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых за ее пределы, требуется соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, а также всех запретов и ограничений.

Например, перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного и технического регулирования.

Напротив, в ряде случаев ввоз товаров в Российскую Федерацию связан с необходимостью соблюдения не только мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, но и с обязанностью уплаты налогов (НДС, акцизов).

Таможенные платежи в виде налогов не отнесены к запретам и ограничениям в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС и не являются мерами таможенно-тарифного регулирования (В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании").

Примечание. Запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в т.ч. в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, если таможенный контроль призван обеспечивать соблюдение и таможенного законодательства Таможенного союза, и национального законодательства, а таможенное дело обеспечивает только соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, то приходим к противоречивому заключению о том, что таможенный контроль значительно шире таможенного дела в Российской Федерации.

Вполне очевидно, что деятельность таможенных органов не ограничивается только контрольной функцией, соответственно, таможенное дело как вид деятельности должно трактоваться как-то иначе.

И снова уместно обратиться к проблеме, имеющей свою продолжительную историю, а именно к тому, что следует понимать под таможенным делом.

На законодательном уровне термин "таможенное дело" присутствовал в Таможенных кодексах СССР и Российской Федерации.

Так, если в Таможенном кодексе СССР 1964 г. о таможенном деле лишь упоминается в ст. 1, 3, то в Таможенном кодексе СССР 1991 г. таможенному делу посвящены отдельные ст. 1 "Таможенная политика и таможенное дело" и ст. 3 "Руководство таможенным делом". Однако по-прежнему отсутствует определение таможенному делу.

Впервые определение таможенному делу появляется в ч. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 г., где таможенное дело было представлено как таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Следующий Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 г. ограничивает содержание таможенного дела совокупностью методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Как видно, понятие таможенного дела в Российской Федерации в последнем Таможенном кодексе Российской Федерации, по сути, совпадает с современной его дефиницией, за исключением того, что в настоящее время таможенно-тарифное регулирование, а также запреты и ограничения определяются не законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а отнесены к предметам ведения законодательства Таможенного союза (решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"; от 18 июня 2010 г. N 319 "О техническом регулировании в Таможенном союзе"; Федеральный закон от 22.12.2008 N 255-ФЗ "О ратификации Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран").

Результатом различных правовых подходов законодателя к определению таможенного дела является множественность мнений в литературе и в отдельных статьях по поводу места и значения таможенного дела в жизни общества.

Тем не менее анализ статей Закона о таможенном регулировании позволяет придерживаться мнения, что таможенное дело - это деятельность таможенных органов в соответствии с их функциями (обязанностями).

Так, например, на основании ч. 2 ст. 19 Закона о таможенном регулировании права таможенных органов, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, могут быть использованы исключительно при осуществлении таможенными органами функций в области таможенного дела.

Данные функции в области таможенного дела перечислены в ч. 1 ст. 12 Закона о таможенном регулировании и включают в себя не только проведение таможенного контроля, но и правоохранительную деятельность (производство неотложных следственных действий, оперативно-розыскную деятельность, производство по административным правонарушениям), валютный контроль и другие функции.

И снова появляются поводы для критики отдельных положений Закона о таможенном регулировании. Например, согласно ч. 3 ст. 4 Закона о таможенном регулировании отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Что такое "отношения в области таможенного дела"? Как эти отношения соотносятся с "правовыми отношениями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза" (ч. 1 ст. 4 Закона о таможенном регулировании) или с "таможенными правоотношениями" (подп. 2, 3 п. 1 ст. 3 ТК ТС)?

О каких федеральных законах, принимаемых в соответствии с Законом о таможенном регулировании, идет речь? Федеральные законы, наделяющие таможенные органы Российской Федерации правами, позволяющими выполнять возложенные на них функции, имеют самостоятельные предметы правового регулирования и приняты не в соответствии с Законом о таможенном регулировании.

Например:

- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), закрепляющий за таможенными органами статус органов, имеющих право на проведение неотложных следственных действий по делам о контрабанде и иным преступлениям (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ);

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), определяющий виды и составы административных правонарушений, по которым таможенные органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и назначать административные наказания (ч. 1 ст. 23.8, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ);

- Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", признающий таможенные органы агентами валютного контроля (ч. 3 ст. 22);

- Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", дающий право таможенным органам заниматься оперативно-розыскной деятельностью (п. 6 ч. 1 ст. 13).

Разрешение данной ситуации представляется в возможности отказаться от существующей формулировки таможенного дела и ее ограниченного применения в Законе о таможенном регулировании.

Назначение термина "таможенное дело" видится в определении органов, уполномоченных обеспечивать соблюдение требований таможенных правил, их защиту и охрану, а также в установлении сфер правовых полномочий таких органов.

Примечание. Таможенные правила - понятие лишь отчасти официальное. На законодательном уровне о таможенных правилах упоминается только в КоАП РФ (гл. 16 "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)"). Исходя из видов и составов административных правонарушений в области таможенного дела, к таможенным правилам относится вся совокупность требований, условий, запретов, ограничений, дозволений и льгот, обусловленных перемещением товаров (транспортных средств) через таможенную границу, в т.ч. порядок обращения иностранных товаров в Российской Федерации, а также условия осуществления деятельности в сфере таможенного дела (деятельность таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных складов и складов временного хранения, владельцев магазинов беспошлинной торговли).

В связи с этим предлагается следующая формулировка определения таможенного дела в Российской Федерации.

Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой деятельность таможенных органов Российской Федерации по решению основных задач, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза (пункт 1 статьи 6 ТК ТС), и выполнению основных функций (обязанностей) в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 12 Закона о таможенном регулировании).

Представленное определение таможенного дела в Российской Федерации позволяет:

- обозначить в целом направления деятельности таможенных органов, объединенные одним понятием таможенного дела (не ограничиваясь только обеспечением соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений);

- более корректно использовать выражение "деятельность в сфере таможенного дела" (глава 3 ТК ТС, глава 5 Закона о таможенном регулировании) как деятельность лиц (таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных складов и складов временного хранения, владельцев магазинов беспошлинной торговли), которая регулируется таможенным законодательством, осуществляется с разрешения таможенных органов (после включения лиц в соответствующие реестры) и контролируется ими;

- ограничиться только одним международно-конституционным (П. 1 ст. 1 ТК ТС), (П. "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации) выражением "таможенное регулирование", используемым для обозначения сферы правового регулирования отношений, связанных с применением таможенных правил Таможенного союза и Российской Федерации (в соответствии с предметами правового регулирования, перечисленными в п. 1 ст. 1 ТК ТС и ч. 2 ст. 1 Закона о таможенном регулировании).

Таким образом, таможенное регулирование в Российской Федерации будет представлять собой правовое регулирование отношений по предметам ведения настоящего Федерального закона (Закона о таможенном регулировании), осуществляемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Апрель 2013 г.