Совершение таможенных операций в отношений судовых припасов и предметов судового снаряжения

 

Развитие торгового мореплавания и международных перевозок товаров морским транспортом на современном этапе требует всестороннего внимания к различным аспектам правового регулирования в сфере эксплуатации морских судов, в том числе к вопросам таможенного регулирования данных правоотношений, немаловажное место среди которых занимают проблемные вопросы становления, развития и современного состояния таможенного законодательства, регулирующего порядок совершения таможенных операций в отношении судовых припасов и предметов судового снаряжения.
Особый, льготный, порядок совершения таможенных операций в отношении судовых припасов, предметов материально-технического снабжения и снаряжения, запасных частей и оборудования, предназначенных для эксплуатации и ремонта морского транспортного средства в пути следования, обусловлен международными и национальными требованиями к безопасности мореплавания.
Как отмечает К.А. Бекяшев, перед выходом в рейс каждое судно должно находиться в исправном техническом состоянии, опрятном виде и отвечать требованиям всех надзорных органов; на судне должны быть аварийно-спасательные и противопожарные средства, запасные и сменные части, инвентарь, инструменты и снабжение, установленные правилами государственного органа, осуществляющего надзор в сфере торгового мореплавания, и едиными типовыми табелями инвентарного снабжения судов флота в соответствии с назначением судна, его группой и районом плавания, а также международными договорами, участником которых является Россия.
Международные требования, касающиеся конструкции и общего технического состояния морских судов, закреплены в подписанной в 1914 г. на международной конференции в Лондоне Конвенции по охране человеческой жизни на море, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и многих других актах международного морского права, ратифицированных Россией.
Имплементация норм международного морского права о безопасности мореплавания в правовую систему РФ нашла отражение в нормах таможенного права, регулирующих порядок совершения таможенных операций в отношении припасов, а также в отдельных нормах, регулирующих перемещение транспортных средств международной перевозки. Некоторые особенности совершения таможенных операций в отношении припасов и предметов судового снаряжения на современном этапе развития таможенного законодательства будут рассмотрены в настоящей статье.
В целях более полного анализа указанных особенностей считаем целесообразным проследить развитие таможенного законодательства, регулирующего порядок перемещения припасов в современной России.
Становление и развитие в России таможенного регулирования в сфере перемещения припасов осуществлялось в несколько этапов:
1. 1993 - 2001 гг. Данный этап характеризуется отсутствием в таможенном законодательстве (в том числе в Таможенном кодексе РФ 1993 г.) понятия "припасы", а также норм, устанавливающих особенности перемещения через таможенную границу товаров, необходимых для потребления и использования на морских судах. В отношении данных товаров при их перемещении через таможенную границу РФ применялись таможенные режимы, предусмотренные действовавшим законодательством. Так, иностранные припасы вывозились с территории России в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, а российские припасы, ранее вывезенные с этой территории, при обратном ввозе помещались под таможенную процедуру реимпорта.
2. 2001 - 2010 гг. (до 1 июля 2010 г.). Постановлением Правительства РФ от 09.07.2001 N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов", а затем и Таможенным кодексом РФ (далее - ТК РФ) 2003 г. за перемещением припасов закреплен статус специального таможенного режима, предусматривающего полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и упрощенный порядок таможенного декларирования. Данные нормативные правовые акты в целом устранили существовавший в таможенном законодательстве РФ пробел в регулировании порядка перемещения через таможенную границу товаров, необходимых для потребления на судах и их нормальной эксплуатации.
Кроме того, данный этап характеризуется появлением ряда подзаконных нормативных правовых актов ГТК России, регулирующих отношения в данной сфере. Так, Приказом ГТК России от 07.08.2001 N 765 "О таможенном режиме перемещения припасов, установленном Постановлением Правительства РФ от 09.07.2001 N 524" утверждены Особенности таможенного оформления припасов, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации на морских, воздушных судах и поездах (далее - Особенности, утвержденные Приказом ГТК России N 765). Данный нормативный правовой акт стал первой, хотя и не совсем удачной, попыткой установления порядка действий декларанта и должностных лиц таможенных органов при помещении товаров под таможенный режим перемещения припасов. Пункт 9 Особенностей, утвержденных Приказом ГТК России N 765, содержал требования о предоставлении при декларировании припасов сведений о наименовании товаров, их кодах в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) и таможенной стоимости. Учитывая, что данное требование могло повлечь необоснованные простои морских и воздушных судов в связи с отсутствием у представителя перевозчика сведений о кодах товаров в соответствии с ТН ВЭД и их таможенной стоимости, Приказ ГТК России N 765 не применялся со дня его вступления в силу.
Приказ ГТК России от 19.10.2001 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов" стал первым нормативным правовым актом, допускающим декларирование припасов с использованием стандартных документов перевозчика (т.е. декларации о припасах). В 2007 г. на смену данному Приказу пришел Приказ ФТС России от 29.12.2007 N 1665 "Об утверждении Порядка совершения отдельных таможенных операций в отношении припасов", в котором получили дальнейшее развитие нормы, регулирующие порядок перемещения припасов. Этим же нормативным правовым актом впервые в российском таможенном праве закреплена классификация припасов на эксплуатационные, потребительские и продаваемые.
3. С 1 июля 2010 г. по настоящее время. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС) припасы являются особой категорией товаров, таможенное декларирование которых осуществляется без помещения под таможенные процедуры. Таможенные операции в отношении припасов совершаются с учетом особенностей, установленных гл. 50 ТК ТС. Таким образом, перемещение припасов утратило статус специального таможенного режима.
Эти нововведения вызваны в первую очередь закрепленными в ТК ТС изменениями в системе таможенных процедур, ранее существовавших в качестве таможенных режимов. При этом вызывает некоторые вопросы тот факт, что в отношении припасов (в отличие от товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, или международных почтовых отправлений) для таможенных целей установлены требования и условия пользования и (или) распоряжения на таможенной территории Таможенного союза, что в целом соответствует понятию таможенной процедуры, закрепленному ст. 4 ТК ТС. В соответствии с Киотской конвенцией перемещение припасов, наряду с перемещением товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки и т.п., является специальной таможенной процедурой.
При этом следует отметить, что переход от выделенного нами второго этапа развития таможенного законодательства в указанной сфере к третьему до настоящего времени окончательно не завершен в связи с тем, что продолжают действовать некоторые нормативные правовые акты ГТК (ФТС) России, изданные до вступления в силу ТК ТС, которые подлежат применению в части, не противоречащей ТК ТС и отдельным решениям Комиссии Таможенного союза [4]. При этом предусмотренные п. 2 ст. 363 и п. 2 ст. 364 ТК ТС Решения Комиссии Таможенного союза, определяющие количественные нормы припасов, к которым применяются положения гл. 50 ТК ТС, а также перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации при таможенном декларировании припасов, до сих пор не приняты.
Так, Постановление Правительства РФ от 09.07.2001 N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов", определяющее общие правила использования припасов и их передачи на другие суда, в настоящее время действует в части, не противоречащей таможенному законодательству Таможенного союза. Однако, учитывая, что те нормы данного Постановления, которые не противоречат таможенному законодательству Таможенного союза, полностью дублируются ст. 365 ТК ТС, в целях упорядочения законодательства РФ о таможенном деле целесообразно признать Постановление Правительства РФ от 09.07.2001 N 524 утратившим силу.
Ряд проблемных вопросов возникает в связи с применением Порядка совершения отдельных таможенных операций в отношении припасов, утвержденного Приказом ФТС России от 29.12.2007 N 1665 (далее - Приказ ФТС России N 1665). Например, п. 11 данного Приказа предусматривает осуществление условного выпуска иностранных припасов. При этом в перечне условно выпущенных товаров, содержащемся в ст. 200 ТК ТС и ст. 222 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", иностранные товары, задекларированные в качестве припасов, отсутствуют.
При рассмотрении особенностей совершения таможенных операций в отношении припасов необходимо уделить внимание также особенностям перемещения через таможенную границу Таможенного союза иных предметов, необходимых для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта морских транспортных средств в пути следования, в том числе предметов материально-технического снабжения и снаряжения (предметов судового снаряжения).
В соответствии с Положением о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ этими судами, утвержденным Приказом ГТК России от 12.09.2001 N 892, под судовым снаряжением понимаются предметы, за исключением запасных частей, находящиеся и предназначенные для использования на судне, которые являются движимыми, но не имеют потребительского характера, в том числе такие принадлежности судна, как спасательные шлюпки, спасательные средства, мебель и другие предметы судового снаряжения и обстановки. Данное определение в точности соответствует определению, содержащемуся в Приложении к Конвенции по облегчению международного морского судоходства (Лондон, 09.04.1965).
Не затрагивая отличительных признаков судовых припасов, необходимых для нормальной эксплуатации транспортного средства (эксплуатационных припасов), и предметов судового снаряжения, которые подлежат отдельному исследованию, рассмотрим некоторые особенности совершения таможенных операций в отношении предметов судового снаряжения.
Письмом ГТК России от 30.06.2004 N 01-06/24115 "О таможенном оформлении судового снаряжения, судовых припасов, запасных частей и оборудования, предназначенных для использования на морских (речных) судах" было разъяснено, что в связи с отсутствием в ТК РФ 2003 г. специального понятия "судовое снаряжение", употребляемого в Конвенции по облегчению морского судоходства, предметы, являющиеся, по сути, судовым снаряжением, могут рассматриваться и как неотъемлемая часть транспортного средства, и как припасы (по выбору декларанта).
Данное разъяснение вызвало многочисленные возражения и среди должностных лиц таможенных органов, и среди участников внешнеэкономической деятельности, поскольку допускало помещение под таможенный режим перемещения припасов товары, которые понятию припасов явно не соответствуют (например, судовой мебели и спасательных шлюпок).
Вступление в силу ТК ТС данную ситуацию кардинальным образом не изменило. Несмотря на то что в ст. 4 ТК ТС упомянут термин "предметы материально-технического снабжения и снаряжения как часть транспортного средства международной перевозки", таможенное законодательство Таможенного союза не регулирует порядок таможенного декларирования предметов судового снаряжения, перемещаемых транспортными средствами международной перевозки.
В соответствии со ст. 350 ТК ТС обязательными для указания в таможенной декларации на транспортное средство или стандартных документах перевозчика, представляемых в качестве таковой, являются сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для его эксплуатации. Указание в таможенной декларации на транспортное средство сведений о предметах материально-технического снабжения и снаряжения, находящихся на судне и перемещаемых вместе с ним, таможенным законодательством не предусмотрено. В связи с этим разъяснения, изложенные в Письме ГТК России от 30.06.2004 N 01-06/24115, до сих пор актуальны и используются как перевозчиками, так и в правоприменительной деятельности таможенных органов. Предметы, являющиеся, по сути, судовым снаряжением, рассматриваются как неотъемлемая часть транспортного средства международной перевозки либо как припасы (по выбору декларанта). В первом случае они подлежат таможенному декларированию путем указания в таможенной декларации на транспортное средство в качестве оборудования, необходимого для эксплуатации транспортного средства, во втором - путем указания в декларации на припасы.
При этом следует отметить, что до вступления в силу ТК ТС помещение предметов судового снаряжения, являвшихся российскими товарами, под таможенный режим перемещения припасов представлялось весьма затруднительным и зачастую нецелесообразным в связи с тем, что в соответствии с ТК РФ 2003 г. с момента их фактического вывоза с таможенной территории РФ припасы утрачивали статус российских товаров. Такой вывод следует из пп. 2 п. 1 ст. 11 ТК РФ, согласно которому российскими являются не вывезенные с таможенной территории товары, полностью произведенные в России. Таким образом, при обратном ввозе на таможенную территорию данные припасы (в том числе предметы снаряжения, помещенные под таможенный режим перемещения припасов) имели для таможенных целей статус иностранных товаров, что налагало ограничения на пользование и распоряжение ими.
В отличие от общих положений ТК РФ пп. 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС предусмотрено, что товарами Таможенного союза являются в числе прочих находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары, полностью произведенные на территориях государств - членов Таможенного союза. При этом под иностранными товарами понимаются товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТК ТС. Глава 50 ТК ТС прямо не предусматривает положения о том, что припасы, являющиеся товарами Таможенного союза, с момента их фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза утрачивают статус товаров Таможенного союза (как, например, п. 2 ст. 252 ТК ТС в отношении товаров, вывозимых для переработки вне таможенной территории), но в то же время не предусматривает и сохранения за данными товарами, фактически вывезенными с таможенной территории Таможенного союза, статуса товаров Таможенного союза (как, например, п. 2 ст. 345 ТК ТС в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки).
Так, исходя из общих положений ст. 4 ТК ТС, припасы, являющиеся товарами, полностью произведенными на территории РФ, находящиеся на территории Таможенного союза, в том числе ранее вывозившиеся с этой территории, являются товарами Таможенного союза. Поэтому в настоящее время какие-либо препятствия для таможенного декларирования предметов судового снаряжения в качестве припасов отсутствуют, что предоставляет декларанту свободу выбора: например, задекларировать предметы судовой мебели в декларации о припасах либо указать сведения о них в таможенной декларации на транспортное средство.
С одной стороны, данные обстоятельства дают положительный эффект в виде упрощения таможенных формальностей (учитывая сходство понятий и признаков эксплуатационных припасов и предметов судового снаряжения), с другой стороны, функциональное предназначение отдельных предметов судового снаряжения (например, мебель, спасательные шлюпки) позволяет судить о них как о неотъемлемой принадлежности судна в соответствии со ст. 134 Гражданского кодекса РФ, а значит, и о необходимости их таможенного декларирования вместе с транспортным средством.
В то же время отсутствие нормативно закрепленной обязанности указывать предметы судового снаряжения в таможенной декларации на транспортное средство некоторые судовладельцы воспринимают как отсутствие обязанности предоставлять данные сведения таможенному органу в каком-либо виде.
В связи с изложенным представляется целесообразным дополнение перечня сведений, которые должны быть заявлены в таможенной декларации на транспортное средство, сведениями о находящихся на транспортном средстве, в том числе водном, предметах материально-технического снабжения и снаряжения.
Таким образом, нами выявлены проблемные вопросы, препятствующие завершению перехода к новому этапу развития таможенного законодательства в рассматриваемой сфере, и предложены пути их решения.
 

Сентябрь 2012 г.