Таможенные платежи: внесение обеспечения, унификация порядка уплаты

 

Среди основных изменений порядка уплаты таможенных платежей, происшедших с 1 июля 2010 г. в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза, можно отметить, что изменился перечень случаев, при которых обязательно внесение обеспечения уплаты таможенных платежей, а также случаев, когда обеспечение не представляется. При этом ТК ТС допускает расширение данных перечней национальным законодательством государств - членов ТС.

 

Новация для условного выпуска

 

ТК ТС по-новому определяет исчисление суммы обеспечения уплаты таможенных платежей. С 1 июля 2010 г. сумма обеспечения определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций по уплате таможенных платежей в государстве - члене ТС, таможенный орган которого производит выпуск товаров.
При перемещении товаров под таможенной процедурой транзита обеспечение вносится в таможенный орган отправления. Если товары будут утеряны на территории другого государства - члена ТС, обязанность по уплате платежей возникает именно в этом государстве. При этом сумма обеспечения должна быть перечислена в это государство для целей взыскания неуплаченных таможенных платежей. Важно отметить, что сумма обеспечения при транзите должна быть не менее суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате в других государствах - членах ТС, как если бы товар помещался на территории этих государств под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей.
Новой для российского законодательства является норма о том, что контроль за условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, будет осуществляться в течение пяти лет, если не будет установлен иной срок действия льготы. По истечении данного срока при отсутствии нарушений обязанность по уплате таможенных платежей в отношении таких товаров прекращается.
В ТК ТС прописан единообразный порядок уплаты таможенных платежей при смене экономических таможенных процедур (временный ввоз и три процедуры переработки) на процедуру выпуска для внутреннего потребления. В указанных случаях должны применяться ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, курсы валют, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под первоначальную таможенную процедуру. Исключение сделано только для случая, когда процедура временного ввоза меняется на процедуру экспорта. В этом случае применяются ставки и курсы валют, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под процедуру экспорта.

 

Полной унификации нет

 

В ТК ТС важным шагом на пути либерализации и упрощения таможенных процедур стало введение института уполномоченного экономического оператора (УЭО). В соответствии с ТК ТС УЭО могут быть предоставлены такие специальные упрощения, как временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО, выпуск товаров до подачи таможенной декларации, проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО, а также иные специальные таможенные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством ТС. В целом ТК ТС значительно упрощает порядок совершения таможенных операций с проведением таможенного контроля, что является важной предпосылкой для создания благоприятных условий внешней торговли.
Положения, направленные на упрощение таможенных процедур, получили дальнейшее развитие в национальном законе. В ходе работы над ТК ТС и иными актами, составляющими правовую базу ТС, не удалось полностью урегулировать все вопросы в сфере таможенных платежей. В частности, не удалось добиться полной унификации порядка уплаты таможенных платежей. Такие важные вопросы, как возврат, взыскание таможенных платежей, порядок уплаты таможенных сборов, отнесены на национальное законодательство. Пока не разработан единый порядок освобождения от уплаты таможенных пошлин, не закреплена за таможенными органами на законодательном уровне функция по взиманию акцизов в отношении товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, импортируемых в РФ с территории государств - членов ТС. Не налажен полный информационный обмен базами данных по оформленным товарам между таможенными службами государств - членов ТС в том объеме, в каком это предполагалось РФ. Считаем, что работа по унификации норм ТК ТС, международных соглашений и решения Комиссии таможенного союза, регулирующих порядок уплаты таможенных платежей, должна быть продолжена в ближайшее время с учетом первых итогов функционирования таможенного союза.