Таможенные платежи: принудительное взыскание, возврат

 

Принудительное взыскание таможенных платежей

 

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы первоначально выставляют требование об их уплате (за исключением отдельных случаев: при обеспечении денежным залогом; неустановлении места нахождения лица, ответственного за уплату, или если ответственным лицом является иностранное лицо; обращении взыскания на товары; при авансовых платежах).

При выставлении требования исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом. Требование должно быть направлено плательщику не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении. Обнаружение факта неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа.

В частности, требование об уплате таможенных платежей может быть передано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.

Срок исполнения требования составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня его получения.

В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов лицо, ответственное за уплату, обязано выплатить соответствующую сумму пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки. Уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускается.

Уплата пени производится одновременно с уплатой сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.

При неисполнении требования в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке в пределах сумм таможенных платежей, указанных в требовании об уплате таможенных платежей, и сумм пеней, начисленных на день вынесения такого решения. Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 60 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования. Соответственно в банк, в котором открыты счета плательщика, в течение одного месяца со дня принятия решения о бесспорном взыскании средств направляется инкассовое поручение (распоряжение) на списание со счетов необходимых средств и перечисление их на счет Федерального казначейства.

Таможенный орган может произвести следующие принудительные действия: обращение взыскания на обеспечение уплаты таможенных платежей; приостановление операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке; арест имущества; взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены; взыскание таможенных платежей за счет иного имущества плательщика; признание безнадежной к взысканию и списание задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), пеней, процентов.

Принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если:

- требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги;

- размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 руб.

С 1 января 2010 г. в случае нарушения таможенным органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам (счету) в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику таможенных пошлин, налогов за каждый календарный день нарушения указанных сроков.

 

Возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей

 

Под излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов подразумевается сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате.

Не относятся к излишне уплаченным суммам таможенных пошлин, налогов денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, денежный залог, внесенный в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и иных обязательств плательщика в соответствии с Таможенным кодексом РФ, а также суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату в случаях, установленных п. 1 ст. 356 ТК РФ.

При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган обязан не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта сообщить плательщику о сумме излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Возврат по желанию плательщика (правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Таможенный орган обязан проинформировать плательщика (правопреемника) о произведенном зачете в течение трех дней со дня его осуществления.

Вместе с тем плательщик (его правопреемник) может самостоятельно выявить переплату.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей, форма заявления утверждены Приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607.

Общий срок рассмотрения заявления и принятия решения о возврате (зачете) сумм излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов не может превышать одного месяца со дня подачи заявления и представления всех необходимых документов.

В случае нарушения указанного срока на сумму излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, проценты начисляются на сумму, пересчитанную по курсу ЦБ РФ в российские рубли на день, когда произошла их излишняя уплата или излишнее взыскание.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности (в данном случае может быть произведен зачет); если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; в случае подачи заявления о возврате сумм по истечении установленных сроков.

 

Судебная практика

 

Споры, связанные с уплатой таможенных сборов. Существенное количество судебных споров связано с отказом таможенных органов в возврате плательщикам излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление при периодическом временном декларировании.

Так, после подачи временной таможенной декларации и последующего вывоза товаров декларант подает полную таможенную декларацию и сталкивается с ситуацией, в которой при экспорте одной товарной партии сборы должны уплачиваться дважды - при подаче временной и полной таможенных деклараций. При этом таможенная служба делает ссылку на Письмо ФТС России от 08.10.2008 N 01-11/41807, в котором указано, что возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов, принятых по конкретным обращениям участников ВЭД.

Таможенное законодательство не дает однозначного ответа по данной ситуации, поэтому при рассмотрении споров судебные инстанции учитывают правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 07.11.2008 N 631-О-О, и ВАС РФ, изложенную в Постановлениях Пленума от 08.07.2008 N 4574/08, от 08.12.2009 N 10548/09. Суды признали необоснованным отказ таможенных органов в возврате излишне уплаченных таможенных сборов при периодическом временном декларировании. Указывая при этом, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими таможенными операциями составляет единую таможенную процедуру по таможенному оформлению товара и повторная уплата таможенных сборов при представлении полной декларации не требуется, поскольку уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров.

Однако позднее в Постановлении Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 вновь было указано, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.

ФТС России считает, что подача временной и полной таможенной декларации является двумя самостоятельными фактами декларирования товара и таможенным органом дважды совершаются действия по его оформлению, следовательно, и сборы за таможенное оформление должны уплачиваться как при подаче временной, так и при подаче полной таможенных деклараций.

Арбитражная практика по данному вопросу в настоящее время складывается в основном в пользу плательщиков (Постановления ФАС МО от 15.01.2010 N КА-А40/14747-09, 29.12.2009 N КА-А40/14435-09, ФАС ВСО от 13.01.2010 по делу N А33-3774/2009, ФАС ЗСО от 18.08.2009 N Ф04-4913/2009(12770-А27-27) и др.).

Таким образом, сборы за таможенное оформление товара, уплаченные при подаче полных таможенных деклараций, являются излишне уплаченными и подлежат возврату (зачету) декларанту.

Имеются решения судебных инстанций, вынесенные не в пользу плательщиков. Например, в Постановлении ФАС ВСО от 21.07.2009 по делу N А74-2986/08 указано, что уплата таможенных сборов по своей правовой природе является компенсацией расходов таможенных органов по осуществлению действий, связанных с таможенным оформлением, и делается вывод, что за каждый факт декларирования товаров требуется уплата таможенных сборов как необходимого условия совершения в отношении декларанта должностными лицами таможенных органов юридически значимых действий по таможенному оформлению. Определением ВАС РФ от 17.02.2010 N ВАС-12145/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Споры, связанные с уплатой НДС. Фактически возврат излишне уплаченного НДС в составе таможенных платежей производится в соответствии со ст. 355 ТК РФ, оснований для применения вычета по излишне уплаченному НДС не имеется.

Судебные инстанции в таких случаях указывают, что ввезенные товары не подлежали обложению НДС, поэтому требование о возврате налога, как излишне уплаченного, является правомерным, а отказ таможни - необоснованным (Постановления ФАС ВСО от 07.08.2009 по делу N А78-7260/08, ФАС МО от 01.03.2010 N КА-А40/1288-10, ФАС УО от 07.10.2009 N Ф09-7543/09-С2 и др.). Кроме того, суды в некоторых случаях отмечают, что неуказание декларантом в ГТД сведений о льготах и преференциях в отношении ввозимого товара не свидетельствует об отсутствии права на возврат излишне уплаченного НДС.

Отказ таможенных органов в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин может быть при неправильном присвоении декларантом кода классификации ввезенного товара по ТН ВЭД. Отметим, что имеются судебные решения как в пользу декларантов (Постановления ФАС МО от 31.12.2009 N А40/14351-09, ФАС ДО от 05.02.2010 N Ф03-159/2010 и др.), так и в пользу ФТС России (Постановления ФАС ВСО от 26.11.2008 N А33-3741/08-Ф02-5919/08, ФАС ЗСО от 18.12.2009 по делу N А46-10934/2009 и т.д.).

Кроме того, отказ может последовать при неправильном исчислении декларантом таможенной стоимости товара, если таможенным органом применен другой метод расчета. Здесь также имеются судебные решения в пользу декларантов (Постановления ФАС ДО от 09.02.2010 N Ф03-81/2010, ФАС СЗО от 29.01.2010 по делу N А56-37054/2009, ФАС СКО от 25.02.2010 по делу N А53-10505/2009 и др.). Есть решения и в пользу ФТС России (Постановления ФАС МО от 02.02.2010 N КА-А41/15-10, ФАС СКО от 28.12.2009 по делу N А63-2932/2009-С4-33 и т.д.).

Еще одна причина отказа - ошибочное применение декларантом поправочного коэффициента для расчета таможенных платежей. По этому вопросу имеется решение суда в пользу декларанта (Постановления ФАС СЗО от 14.10.2009 по делу N А13-5544/2009, от 25.11.2009 по делу N А26-1215/2009).

Во исполнение ст. ст. 45, 52 и 53 Конституции РФ гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти. За причинение лицам убытков таможенные органы либо их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.

В п. 2 ст. 413 ТК РФ установлено, что таможенные органы возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

Исходя из норм ст. ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, п. 2 ст. 365, п. 2 ст. 413 ТК РФ, требование о возмещении ущерба от незаконных действий может быть удовлетворено только в случае, когда налогоплательщиком одновременно доказано: неправомерность (незаконность) действий (бездействия) государственного органа (в данном случае таможенного органа); факт причинения вреда; размер вреда (убытка); причинно-следственная связь между незаконными действиями (бездействием) и возникшими негативными последствиями (вредом).

Кроме того, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, также должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков.

Отметим, что вред, причиненный правомерными действиями, возмещению не подлежит.

Федеральными арбитражными судами по состоянию на 05.11.2009 (включительно) рассмотрено 48 дел о возмещении убытков, из них 46% в пользу налогоплательщиков, 40% в пользу ФТС России, 8% возвращено в первую инстанцию суда на пересмотр, 6% удовлетворено частично в пользу ФТС России и налогоплательщиков.