Таможенный контроль: деятельность морских (речных) судов таможенных органов

 

В настоящее время для успешного выполнения вмененных прав и обязанностей для целей таможенного контроля в пределах внутренних вод, внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации таможенные органы используют речные и морские суда (далее - таможенные суда). Статьей 20 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определены права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием таможенных судов. В то же время ст. 13 Закона N 311-ФЗ введено новое обобщенное определение таможенных морских и речных судов - "водное судно".
В связи с этим возникают вопросы: что следует понимать под правовым статусом "водное судно таможенных органов" и "иное водное судно", как это сопрягается с другими определениями и понятиями "судов, используемых в водной среде", и как они используются при осуществлении таможенного контроля во внутренних водах, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ? Совпадает или нет правовая регламентация деятельности по использованию водных и воздушных судов таможенных органов?

Статус таможенных судов как государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, установлен распоряжением Правительства РФ N 92-р от 1996 г. Специальный правовой статус таможенных судов можно определить тем, что они используются для выполнения специфических правоохранительных функций по охране экономической безопасности РФ на акваториях в пределах внутренних вод, внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны РФ.
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания РФ" (далее - КТМ РФ) установлено, что правила, установленные Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы.

Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта РФ" (далее - КВВТ РФ) установлено, что правила, установленные Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые только в некоммерческих целях.

Так как согласно нормативным правовым актам РФ таможенные суда используются правоохранительными органами, для выполнения поставленных им задач они могут нести бортовое оружие, а члены экипажа и (или) досмотровой группы могут быть вооружены ручным стрелковым оружием. Правовую регламентацию порядка применения оружия в данной статье мы не рассматриваем.

Таможенные суда Российской Федерации, как и военные корабли ВМФ, внутренних войск МВД России и пограничные корабли ПС ФСБ России, несут флаг и вымпел, утвержденный для них Указом Президента РФ, а не Государственный флаг Российской Федерации, как это предусмотрено для судов, используемых в целях торгового мореплавания, Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации".

Таможенные суда не регистрируются (п. 2 ст. 35 КТМ РФ определено, что регистрация судов, не указанных в п. 1 ст. 22 Кодекса, осуществляется органами, уполномоченными Правительством РФ) и не контролируются (наблюдаются) органами контроля (надзора) в сфере торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (капитан морского порта, бассейновый орган управления на внутренних водных путях, госморречнадзор Ространснадзора, госавианадзор Ространснадзора, морской и речной регистр России).

Таможенное судно укомплектовывается экипажем, состоящим на государственной правоохранительной службе, имеющим специальные звания. К ним не применяются положения Постановления Правительства РФ N 900 от 1999 г., регламентирующего дипломирование лиц плавающего состава морских судов, и Постановления Правительства РФ N 349 от 2005 г., регламентирующего дипломирование лиц плавающего состава судов внутреннего плавания. Возглавляет экипаж таможенного судна командир, а не капитан.

В то же время таможенные суда в обязательном порядке должны выполнять требования Международных правил предупреждения столкновений судов в море (далее - МППСС-72) при плавании в морских районах и Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (далее - ППВВП РФ) при плавании на участках внутренних водных путей. В настоящее время условия плавания по внутренним водным путям РФ военных кораблей, пограничных кораблей, военно-вспомогательных судов и других судов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых только в некоммерческих целях, к которым отнесены и суда таможенных органов, установлены Постановлением Правительства РФ N 233 от 2008 г.

Проведенный нами краткий анализ действующих нормативных правовых актов, регулирующих правовой статус таможенных судов (членов экипажей таможенных судов), показал, что определение "водное судно", закрепленное ст. 13 Закона N 311-ФЗ от 2010 г., не совсем точно отражает правовой (специальный) статус морских и речных судов таможенных органов. Наиболее приемлемое для применения в нормативных правовых актах определение - "таможенное морское (речное) судно".

Вторым рассматриваемым в рамках статьи вопросом является использование таможенных морских судов для осуществления таможенного контроля в прилежащей зоне РФ.

Статьей 22 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" в соответствии со ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прилежащая зона РФ определяется как морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Ширина территориального моря, установленная этим Законом, отмеряется на расстоянии 12 морских миль, а ширина прилежащей зоны отмеряется от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, на расстоянии 24 морские мили. Соответственно, правовой режим прилежащей зоны охватывает и территориальное море (12 + 12).

Пунктом 2 ст. 23 Закона N 155-ФЗ определяются права РФ в ее прилежащей зоне: РФ принимает меры, необходимые для предотвращения нарушений таможенных правил и задержания виновных, включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных судов-нарушителей (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях), в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 20 Закона N 311-ФЗ от 2010 г. определено, что при осуществлении таможенного контроля с использованием водных и воздушных судов таможенных органов эти органы вправе: преследовать и задерживать за пределами территориального моря Российской Федерации водные суда, убывшие с территории Российской Федерации без разрешения таможенных органов, в прилежащей зоне Российской Федерации до захода их в территориальное море иностранного государства, если преследование было начато во внутренних водах, в территориальном море РФ после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно.

Введение в подп. 3 п. 1 ст. 20 Закона N 311-ФЗ термина "водные суда" таможенных органов для преследования и задержания опять же "водных судов" звучит как тавтология и противоречит КТМ РФ и Приказу ГТК РФ N 892 от 2001 г. В этих основополагающих нормативных правовых актах закреплено понятие "суда, используемые в целях торгового мореплавания". В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и Законе N 155-ФЗ для целей преследования по горячим следам употребляется термин "иностранное судно".

Хотелось бы также отметить, что в подп. 3 п. 1 ст. 20 Закона N 311-ФЗ не включено право таможенных судов на остановку, осмотр и конвоирование судна-нарушителя, как это закреплено в п. 2 ст. 23 Закона N 155-ФЗ.

Закрепление права таможенных органов с использованием "водных судов" для преследования и задержания "водных судов" в прилежащей зоне также не совсем точно отражает суть "режима прилежащей зоны" и "права преследования по горячим следам". В соответствии со ст. 111 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., если "иностранное судно" находится в прилежащей зоне, преследование может начаться в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона (в частности, таможенных), в прилежащей зоне.

Известная неопределенность режима прилежащей зоны связана с употреблением термина "контроль", что дает некоторые основания для предположения об отсутствии у прибрежного государства юрисдикционных прав в зоне. Такое предположение, однако, не соответствует смыслу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в которой наряду с контролем предусматривается право прибрежного государства наказывать за нарушения, совершенные в пределах его территории. Практическое же осуществление права на наложение наказания в отношении иностранного судна, совершившего нарушение в пределах территории прибрежного государства и вышедшего затем в прилежащую зону, предполагает, разумеется, его остановку, задержание, проведение расследования и т.д. Таким образом, право прибрежного государства на осуществление контроля в данном случае предполагает право на принятие принудительных мер, как если бы такой контроль проводился в пределах территориального моря.

С учетом вышеизложенного считаем, что необходимо внести изменения в подп. 3 п. 1 ст. 20 Закона N 311-ФЗ от 2010 г.:

"Статья 20. Права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием судов таможенных органов

1. При осуществлении таможенного контроля с использованием таможенных морских (речных) судов и воздушных судов эти органы вправе:

...

3) преследовать (останавливать, осматривать, задерживать и конвоировать в порт суда-нарушители) за пределами территориального моря Российской Федерации суда, используемые в целях торгового мореплавания, убывшие с территории Российской Федерации без разрешения таможенных органов Российской Федерации до захода их в территориальное море иностранного государства, если преследование было начато во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, начиналось только при условии, если таможенное морское (речное) судно (при помощи находящихся в его распоряжении и практически применимых средств для подачи зрительного или звукового сигнала) удостоверилось, путем подачи зрительного или звукового сигнала об остановке, с дистанции, позволяющей увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно".

Более того, необходимо в ст. 20 этого Закона более четко прописать и разнести деятельность морских (речных) судов и воздушных судов таможенных органов, так как цели их использования и среда использования - водное (морское и речное) и воздушное пространство - регламентируются разными российскими нормативными правовыми актами и международными договорами РФ.

Декабрь 2012 г.