Таможенный режим в особых экономических зонах (ОЭЗ)

 

Исследование таможенного режима на территории ОЭЗ следует начать с определения сущности таможенного режима в целом. Под ним в российском законодательстве понимается таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами (подпункт 22 пункта 1 статьи 11 ТК РФ). Виды подобных таможенных режимов (процедур) установлены в статье 155 ТК РФ. К ним относятся:
1) основные таможенные режимы:
- выпуск для внутреннего потребления;
- экспорт;
- международный таможенный транзит;
2) экономические таможенные режимы:
- переработка на таможенной территории;
- переработка для внутреннего потребления;
- переработка вне таможенной территории;
- временный ввоз;
- таможенный склад;
- свободная таможенная зона (свободный склад);
3) завершающие таможенные режимы:
- реимпорт;
- реэкспорт;
- уничтожение;
- отказ в пользу государства;
4) специальные таможенные режимы:
- временный вывоз;
- беспошлинная торговля;
- перемещение припасов;
- иные специальные таможенные режимы.
Из вышеперечисленных процедур на территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Это означает, что иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотрено в отношении товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой ОЭЗ (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации").
Отмена мер таможенно-тарифного регулирования характеризует не только режим свободной таможенной зоны, но и такие формы международной экономической интеграции, как:
1) зона свободной торговли, когда государства отменяют таможенные пошлины и ограничения в торговле между собой;
2) таможенный союз, в рамках которого устанавливаются единые таможенные тарифы и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
3) общий рынок, при котором отменяются не только тарифные, но и нетарифные барьеры при перемещении товаров, работ, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов;
4) экономический союз, когда государства проводят единую внешнеэкономическую политику;
5) единое экономическое пространство, предполагающее соответствующую политическую надстройку и тенденции конфедеративного устройства.

Как видно, различия между этими формами заключаются в степени (уровне) интеграции национальных экономик. К примеру, Л.И. Волова указывает на два признака, отличающих зону свободной торговли от таможенного союза: уровень внешней защиты, который в зоне свободной торговли не является единым, и применение в данной зоне таможенных ограничений и других регуляторов торговли только в отношении товаров, произведенных в пределах зоны.

Ряд такого рода определений рассматриваемым понятиям можно найти в статье 1 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (г. Москва, 26 февраля 1999 г.). В частности, единое экономическое пространство представляет собой пространство, состоящее из территорий государств, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Единая таможенная территория, создаваемая в рамках таможенного союза, - это территория, состоящая из таможенных территорий государств, применительно к которой государствами установлен общий таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечивается единство управления таможенными службами и отменен таможенный контроль на внутренней таможенной границе.

Порядок взимания таможенных платежей в промышленно-производственных, технико-внедренческих и портовых ОЭЗ согласно Федеральному закону от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" имеет определенные особенности. Во-первых, товары помещаются резидентами ОЭЗ под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях ведения ими промышленно-производственной, технико-внедренческой деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ (части 2 и 2.1 статьи 37).
Во-вторых, в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" под таможенный режим свободной таможенной зоны могут помещаться:
1) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации с территорий иностранных государств;
2) товары, ввозимые на территорию ОЭЗ с остальной части таможенной территории Российской Федерации;
3) товары, находящиеся в промышленно-производственной или технико-внедренческой ОЭЗ и приобретаемые у лиц, которые не являются резидентами ОЭЗ;
4) транспортные средства, ввозимые в портовую ОЭЗ в целях осуществления их ремонта, в том числе капитального ремонта, и (или) модернизации.
Вместе с тем действие данного режима не распространяется:
1) на транспортные средства, ввозимые в портовую ОЭЗ или вывозимые из портовой ОЭЗ в связи с осуществлением международной и (или) внутренней перевозки товаров (за исключением транспортных средств, ввозимых в портовую ОЭЗ в целях осуществления их ремонта);
2) на российские товары, размещаемые и (или) используемые в портовой ОЭЗ органами государственной власти, администрацией морского порта, речного порта, аэропорта, лицами, не являющимися резидентами портовой ОЭЗ и осуществляющими в морском порту, речном порту, аэропорту функции по обеспечению безопасности судоходства, безопасности полетов воздушных судов, безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта либо иные связанные с осуществлением деятельности в морском порту, речном порту, аэропорту функции.
Кроме того, под таможенный режим свободной таможенной зоны не могут быть помещены иностранные товары, запрещенные к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации (часть 3.1 статьи 37).
В-третьих, при помещении иностранных товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны ввозные таможенные пошлины и НДС не уплачиваются (часть 1.1 статьи 37). Однако акциз в отношении таких иностранных товаров (за исключением размещаемых и (или) используемых в портовой ОЭЗ), подлежит уплате в полном объеме (часть 1.2 статьи 37).
Кроме того, при помещении резидентами промышленно-производственной или технико-внедренческой ОЭЗ под таможенный режим свободной таможенной зоны иностранных товаров, ввозимых в ОЭЗ с остальной части таможенной территории Российской Федерации или приобретаемых у лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ, суммы ввозных таможенных пошлин и НДС возвращаются таможенными органами, если освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС или их возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Возврат ранее уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, ввезенных в портовую ОЭЗ с остальной части таможенной территории Российской Федерации, производится, если такой возврат предусмотрен при завершении действия таможенного режима, в соответствии с которым указанные товары находились на остальной части таможенной территории Российской Федерации, и декларирование указанных товаров при их помещении под таможенный режим свободной таможенной зоны производилось с подачей таможенной декларации (часть 17 статьи 37).
В-четвертых, российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин (часть 1 статьи 37). При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ в отношении российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0% и налоговыми органами осуществляется возмещение НДС.
Кроме того, при ввозе товаров в портовую ОЭЗ освобождение от уплаты НДС и акцизов, возмещение или возврат ранее уплаченных сумм НДС и акциза производится в отношении российских товаров, помещенных за пределами портовой ОЭЗ под таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, если такие освобождение, возмещение или возврат предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах при фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также в отношении российских товаров, которые помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны и декларирование которых производилось путем подачи таможенной декларации (часть 17.1 статьи 37).
В-пятых, при выпуске для свободного обращения на остальную часть таможенной территории Российской Федерации помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны иностранных товаров (в том числе продуктов их переработки, если товары подверглись не запрещенным в ОЭЗ операциям, их отходов или остатков) или при отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами промышленно-производственной или технико-внедренческой ОЭЗ, таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации взимаются таможенные пошлины, НДС и акцизы по ставкам налогов, действующим на дату принятия таможенной декларации таможенным органом. При этом акцизы в отношении продуктов переработки, изготовленных в промышленно-производственной или технико-внедренческой ОЭЗ, подлежат уплате, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из иностранных и (или) российских товаров, не являвшихся подакцизными при помещении их под таможенный режим свободной таможенной зоны (часть 19 статьи 37). То же правило действует и при вывозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также при их отчуждении в промышленно-производственной или технико-внедренческой ОЭЗ в пользу лиц, не являющихся резидентами этих ОЭЗ (часть 26 статьи 37). Однако НДС и акцизы не подлежат уплате в случае перемещения российских товаров в другую ОЭЗ в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, если в ОЭЗ, в которую перемещаются товары, действует таможенный режим свободной таможенной зоны, предусматривающий освобождение от уплаты НДС и акцизов при ввозе российских товаров в такую ОЭЗ (часть 29 статьи 37).
В-шестых, при вывозе иностранных и российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ за пределы таможенной территории Российской Федерации ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта, за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию ОЭЗ с территории иностранного государства и вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации в неизменном состоянии без учета изменения состояния товаров вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, и за исключением российских товаров, размещенных в портовой ОЭЗ в целях их вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, если такие товары были помещены за пределами портовой ОЭЗ под таможенный режим, применимый к вывозимым товарам. Вместе с тем вывозные таможенные пошлины не взимаются в отношении российских товаров, помещенных в портовой ОЭЗ под таможенный режим, применимый к вывозимым товарам и предусматривающий в соответствии с ТК РФ освобождение или условное освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин (часть 30 статьи 37).
Особенности применения таможенного режима свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области предусмотрены Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Так, во-первых, таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, действует в отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Калининградской области и используемых на этой территории юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 9).
Во-вторых, товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, а также продукты их переработки могут потребляться исключительно на территории Калининградской области (часть 4 статьи 9).
В-третьих, под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, могут помещаться иностранные товары, за исключением подакцизных товаров, а также товаров, запрещенных в соответствии с законодательством Российской Федерации для ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в том числе по предложению Правительства Калининградской области (часть 1 статьи 10).
В-четвертых, при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей не требуется (часть 4 статьи 10).
Таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, может быть завершен выпуском для свободного обращения ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки путем помещения этих товаров и (или) продуктов их переработки под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления либо под иной таможенный режим в соответствии с ТК РФ. При этом уплачиваются суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные и (или) использованные в процессе переработки товары были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области. В данном случае применяются таможенная стоимость и (или) количество иностранных товаров на день принятия таможенным органом таможенной декларации с заявленным таможенным режимом, а также курс иностранной валюты по отношению к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для целей учета таможенных платежей и действующий на день принятия таможенным органом таможенной декларации с заявленным таможенным режимом.
В отношении этих товаров применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (части 1 - 3 статьи 13). Кроме того, таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, может быть завершен вывозом в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки товаров, подвергшихся операциям по переработке (часть 6 статьи 13).
Таможенный режим свободной таможенной зоны действует и на территории ОЭЗ в Магаданской области (статья 6 Федерального закона от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области"). При этом, во-первых, иностранные товары, приобретаемые участниками ОЭЗ для собственных производственных нужд и используемые на территории Магаданской области, при ввозе с территории ОЭЗ на остальную территорию Магаданской области освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей (за исключением таможенных сборов), взимаемых при таможенном оформлении товаров.
Действие льгот по уплате акцизов и НДС на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию ОЭЗ, приостановлено до 1 января 2012 г. См.: статья 3 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

Во-вторых, при вывозе указанных товаров с территории Магаданской области на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и при их вывозе за пределы территории Российской Федерации эти товары подлежат таможенному оформлению, а таможенные пошлины, налоги взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров. Подвергнутые переработке указанные иностранные товары в случае их соответствия критериям достаточной переработки, установленным таможенным законодательством Российской Федерации, рассматриваются как российские товары и не облагаются ввозными таможенными пошлинами и взимаемыми при таможенном оформлении иными налогами при ввозе таких товаров на остальную часть таможенной территории Российской Федерации.
В-третьих, транспортные средства, находящиеся под таможенным режимом свободной таможенной зоны, в пределах административной границы Магаданской области могут выезжать из ОЭЗ без обязательного таможенного оформления, изменения таможенного режима и взыскания таможенных платежей при соблюдении условий, требований и ограничений, которые могут быть установлены таможенными органами.
В-четвертых, товары, произведенные участниками ОЭЗ в ОЭЗ, при вывозе с ее территории на остальную часть таможенной территории Российской Федерации или за пределы территории Российской Федерации освобождаются от таможенных пошлин и других платежей (за исключением таможенных сборов), взимаемых при таможенном оформлении товаров. Товар считается произведенным в ОЭЗ при условии, что этот товар был полностью произведен на территории ОЭЗ или подвергнут достаточной переработке. Критериями достаточной переработки товара в ОЭЗ являются:
1) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;
2) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из ОЭЗ;
3) изменение стоимости товара, если величина добавленной стоимости его переработки (обработки) составляет не менее 30% доли цены поставляемого товара (в отношении товара, относящегося к электронной и сложной технике, - не менее 15%).
При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
1) операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;
2) операции по подготовке товаров для продажи и транспортировки (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
3) смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.
В-пятых, Правительство Российской Федерации по представлению администрации ОЭЗ вправе устанавливать ограничения таможенного режима ОЭЗ и исключения из него.
Таким образом, регулирование отношений в области таможенного дела в ОЭЗ осуществляется не только ТК РФ, но и специальными федеральными законами об ОЭЗ, а также другими принятыми в соответствии с ними подзаконными актами, включая постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела - Федеральной таможенной службы, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов - Министерства финансов Российской Федерации. Это вытекает из положений статей 3 и 5 ТК РФ.
В литературе можно встретить точку зрения о том, что решения о применении особенностей таможенного законодательства в СЭЗ должны приниматься только Правительством Российской Федерации, а не отдельными министерствами и ведомствами. Это вопрос в определенной степени разрешен в части 1 статьи 5 ТК РФ: указанные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают правовые акты в области таможенного дела в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации.

Иногда такие подзаконные акты содержат правила, определяющие содержание обязанностей резидентов ОЭЗ уплачивать те или иные таможенные платежи. К примеру, иностранный предприниматель ввез на территорию Калининградской области автомобили "Ауди-100", "Фольксваген-Гольф" и "БМВ-316", задекларированные и выпущенные в таможенном режиме свободной таможенной зоны без уплаты таможенных платежей. Автомобили прошли таможенное оформление в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 1998 г. N 281 "Об установлении на 1998 год количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области". Однако таможенный орган полагал, что автомобили были ввезены индивидуальным предпринимателем сверх установленных количественных ограничений и тем самым ответчик неправомерно воспользовался установленной льготой по налогу (льготой по уплате таможенной пошлины).

В информационном письме от 18 января 2001 г. N 58 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой прав иностранных инвесторов" (пункт 13) Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установил, что в этом деле таможенная пошлина не подлежит взысканию, и указал на неопределенность правовой нормы о предоставлении налоговой льготы. С одной стороны, пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" было установлено, что товары, ввозимые из других стран в ОЭЗ, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров. С другой стороны, пункт 1 названного Постановления гласил, что применение количественных ограничений осуществляется в порядке фактического проведения операций по ввозу товаров в указанном таможенном режиме до полного их использования. При этом к товарам, ввозимым из других стран на территорию ОЭЗ в Калининградской области сверх предусмотренного количества, указанный таможенный режим не применялся. То есть Законом и Постановлением был установлен особый порядок предоставления данной налоговой льготы: в момент пересечения товаром границы и таможенного оформления товара. Кроме того, суд также сослался на пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ о том, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, и что противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В другом деле рассматривался вопрос о соответствии Постановлений Правительства Российской Федерации от 31 марта 2006 г. N 183 "О критериях достаточной переработки мяса" и от 31 марта 2006 г. N 184 "Об утверждении перечня простых сборочных и иных операций, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара и которые не отвечают критериям достаточной переработки товаров, происходящих с территории Особой экономической зоны в Калининградской области" ТК РФ. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в своем Определении от 3 апреля 2008 г. N КАС08-92 указала, что оспариваемые акты изданы Правительством Российской Федерации в рамках своей компетенции, во исполнение прямого предписания федерального закона (в частности, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 32 ТК РФ и пунктом 3 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области") и устанавливают для всех российских производителей мяса домашней птицы, в том числе на территориях ОЭЗ, одинаковые условия (критерии) хозяйственной деятельности. Они не носят дискриминационного характера, поскольку не предоставляют никаких преимуществ одним производителям по сравнению с другими производителями мяса домашней птицы на территории Российской Федерации.

Режим свободной таможенной зоны широко применяется на территории СЭЗ за границей. К примеру, согласно статье 17 Закона Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 213-З "О свободных экономических зонах" при ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию свободной таможенной зоны налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются. При ввозе товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров, а при вывозе с территории СЭЗ товаров, происходящих с территории СЭЗ, за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются. В отношении товаров, не происходящих с территории СЭЗ, взимание налогов, таможенных платежей и применение мер экономической политики при их вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Освобождение от взимания таможенных платежей, кроме сборов за осуществление таможенных процедур, в отношении товаров (услуг), ввозимых в свободную зону с остальной части таможенной территории Республики Молдова, из-за пределов таможенной территории Республики Молдова, с территорий других свободных зон, а также товаров (услуг), включая происходящих из свободной зоны, вывозимых за пределы таможенной территории Республики Молдова и на территории других свободных зон, предусмотрено в пункте 5 статьи 7 Закона Республики Молдова от 27 июля 2001 г. N 440-XV "О зонах свободного предпринимательства". Такие товары (услуги), находящиеся в свободной зоне до пересечения ее границ, находятся в режиме свободного обращения и передаются от резидента резиденту без оформления таможенных деклараций (пункт 11 статьи 7). На территории свободной зоны не применяется также режим квотирования и лицензирования импорта и экспорта товаров (услуг) (пункт 4 статьи 7).
В отличие от Российской Федерации, республик Беларусь и Молдова, территория СЭЗ в Республике Кыргызстан находится вне таможенной территории Кыргызской Республики, кроме внешнеэкономической деятельности, границы которой являются составной частью таможенной границы Республики Кыргызстан (статья 2 Закона Республики Кыргызстан от 16 декабря 1992 г. N 1076-XII "О свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан"). В таких СЭЗ действует особый таможенный режим, который включает отмену таможенных пошлин на ввоз товаров в СЭЗ, или на товары, предназначенные для реэкспорта, а также беспрепятственное перемещение товаров через границу, отмену нетарифных ограничений на экспорт и импорт. Товары, поставляемые субъектами СЭЗ на территорию Республики Кыргызстан, независимо от степени переработки в СЭЗ, размеров сделки и покупателя, облагаются акцизным налогом, НДС в соответствии с законодательством Республики Кыргызстан. Товары, не произведенные на территории СЭЗ и поставляемые на таможенную территорию Республики Кыргызстан субъектами СЭЗ, облагаются таможенными пошлинами, НДС и акцизным налогом в соответствии с законодательством Республики Кыргызстан (статья 6 указанного Закона).
Категория "особый таможенный режим" встречается также в статье 12 Закона Республики Узбекистан от 25 апреля 1996 г. N 220-I "О свободных экономических зонах". Он может предусматривать отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт или импорт, а также упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу СЭЗ с их обязательным декларированием в установленном порядке. Подобное содержание особого таможенного режима закреплено и в статье 12 Закона Республики Таджикистан от 17 мая 2004 г. N 24 "О свободных экономических зонах в Республике Таджикистан".
Таким образом, на территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Это означает, что иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотрено в отношении товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой ОЭЗ. При этом регулирование отношений в области таможенного дела в ОЭЗ осуществляется, помимо ТК РФ, специальными федеральными законами об ОЭЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.