Таможенный союз: новое в таможенном законодательстве

 

Понятие таможенного союза приводится в Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, подписанном 06.10.2007 в Душанбе. Согласно названному договору таможенный союз - форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют Единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории ТС являются таможенной границей таможенного союза (п. п. 1, 2 ст. 2 ТК ТС).

 

Обзор некоторых изменений таможенного законодательства

 

Со вступлением в силу ТК ТС Таможенный кодекс РФ (далее - ТК РФ) до его отмены действует в части, не противоречащей новому Кодексу. На это указывает ФТС в Письме от 29.06.2010 N 01-11/31847. Кроме того, в Письме обращено внимание участников ВЭД на то, что ТК РФ подлежит применению с учетом изменившихся основных терминов и их определений в соответствии с ТК ТС, а также некоторых новых понятий. Для наглядности изменения терминов и понятий, используемых в таможенном законодательстве, приведем в таблице.

Основные понятия, используемые в ТК
РФ

Основные термины, используемые в ТК
ТС

Декларирование

Таможенное декларирование

Таможенная процедура, таможенный
режим <*>

Таможенная процедура

 

Товары для личного пользования,
доставляемые перевозчиком

Таможенное оформление <**>

Совершение таможенных операций

Принятие таможенной декларации

Регистрация таможенной декларации

Осмотр помещений и территорий

Таможенный осмотр помещений и
территорий

Таможенная ревизия

Таможенная проверка

Лицо, ответственное за уплату
таможенных пошлин, налогов

Плательщик таможенных пошлин,
налогов

 

<*> Исключение: временное хранение товаров в ТК ТС не является таможенной процедурой.

<**> В отношении товаров, по которым до 01.07.2010 были установлены ставки вывозных таможенных пошлин.

Переходными положениями анализируемого документа в отношении таможенных агентов в Республике Беларусь, таможенных брокеров в Республике Казахстан и таможенных брокеров в РФ, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, созданных до вступления в силу ТК ТС, установлено, что они вправе осуществлять деятельность в сфере таможенного дела в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Кодекса (п. 1 ст. 367 ТК ТС). Декларация на товары подается таможенному органу государства - члена таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров (принцип резидентства) до вступления в силу международного договора государств - членов таможенного союза (п. 1 ст. 368 ТК ТС).

Важными новшествами в сфере таможенного регулирования являются: создание единых условий транзита на всей территории таможенного союза; отмена таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, происходящими с территории государств - участников таможенного союза, выпущенными иностранными товарами для свободного потребления на единой таможенной территории стран - участников таможенного союза.

Изменения коснулись и порядка декларирования товаров. Отметим, что таможенное декларирование в ТС согласно новому Кодексу будет производиться как в письменной, так и (или) электронной формах с использованием декларации (п. 3 ст. 179 ТК ТС). Виды таможенной декларации в соответствии с п. 1 ст. 180 ТК ТС могут быть следующими:

- декларация на товары;

- транзитная декларация;

- пассажирская таможенная декларация;

- декларация на транспортное средство.

В настоящее время формы и порядок заполнения декларации на товары определяются Решениями Комиссии ТС от 18.06.2010 N 289 в отношении транзитной декларации и от 20.05.2010 N 257, то есть декларации будут едиными на всей территории таможенного союза. Указанными Решениями предусмотрено, что формы деклараций и инструкции о порядке их заполнения вступают в силу с 1 января 2011 г. До начала их действия применяются предусмотренные законодательством государств - членов таможенного союза формы (бланки) таможенных деклараций и порядок их заполнения.

Таким образом, с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. в РФ будут применяться действующие в настоящее время формы бланков "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД1)", "Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/Транзитной декларации (ТД2)", "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД3)", "Добавочный лист к Грузовой таможенной декларации/Транзитной декларации (ТД4)" (Приказ ФТС России от 03.08.2006 N 724) и порядок их заполнения (Приказы ФТС России от 04.09.2007 N 1057 и от 21.08.2007 N 1003).

В случае установления или выявления недостаточности и (или) несоответствия сведений, заявленных в таможенной декларации (ТД), сведениям, подлежащим указанию в ТД, декларант может внести в нее изменения (ст. 191 ТК ТС). Причем сделать это можно даже после выпуска товаров. Случаи и порядок внесения изменений определяются решением Комиссии ТС.

ТК ТС предусматривает новые формы таможенного контроля по сравнению с формами, установленными ТК РФ, а именно учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и проверку системы учета товаров и отчетности. Кроме того, ТК ТС содержит статьи о порядке задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля. В Таможенном кодексе аналогичных норм не было. В частности, в случаях, установленных ст. ст. 152, 170, 185, 192, 208, 231, 234, 305 и 354 ТК ТС, должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений. Задержанные товары и документы на них хранятся таможенными органами в течение одного месяца, а скоропортящиеся продукты - в течение 24 часов. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу за пределы такой территории, и документы на них хранятся таможенными органами в течение трех суток. Последующие процедуры описаны в гл. 21 ТК ТС.

Введена статья "Отказ в выпуске товаров" (ст. 201 ТК ТС), в соответствии с которой при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в п. 6 ст. 193 и п. 2 ст. 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров может отказать в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.

Увеличен срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Так, согласно п. 3 ст. 211 ТК ТС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, срок уплаты - до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. При этом срок временного хранения товаров не изменился и, как прежде, составляет два месяца. Добавим, что по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган может продлить указанный срок, но не более чем до четырех месяцев. Таким образом, срок уплаты таможенных пошлин, налогов с принятием ТК ТС значительно увеличился: с 15 дней до четырех месяцев (п. п. 1, 2 ст. 170 ТК ТС). К сроку временного хранения в п. 1 ст. 185 ТК ТС приравнен и срок подачи таможенной декларации.

После выпуска товаров таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. В ранее действующей норме этот срок был равен одному году (ст. 361 ТК РФ). В соответствии с вновь принятым документом таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Более того, законодательством государств - членов таможенного союза может быть установлен срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров до пяти лет.

Для наглядности приведем изменения сроков уплаты таможенных пошлин, некоторых таможенных процедур и прочего в таблице.

Увеличены сроки

Установлено
ТК РФ

Установлено
ТК ТС

Нормы ТК ТС

Уплаты таможенных пошлин,
налогов

15 дней

4 месяца

Пункт 3 ст. 211, п. 2
ст. 170

Подачи таможенной
декларации на ввозимые
товары

15 дней

4 месяца

Пункт 1 ст. 185, п. 2
ст. 170

Временного периода, в
течение которого могут
быть проведены
контрольные мероприятия
(после выпуска товаров)

1 год

3 года

Статья 99 (может быть
увеличен до 5 лет)

Выпуска товаров при
применении
предварительного
декларирования

15 дней

30 дней

Пункт 2 ст. 196

Переработки товаров на
таможенной территории

2 года

3 года

Пункт 1 ст. 243

Помещения под таможенную
процедуру реэкспорта
товаров, ранее помещенных
под процедуру выпуска для
внутреннего потребления

6 месяцев

1 год

Пункт 2 ст. 297

 

Некоторые сроки сокращены. Это можно назвать положительным моментом, так как изменения внесены с целью уменьшения времени таможенного оформления. Например, срок выпуска товаров сократился на один рабочий день. В Таможенном кодексе выпуск предусмотрен не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления документов, необходимых для таможенного оформления, и предъявления товаров (п. 1 ст. 152 ТК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС. Хотя для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения начальника таможенного органа, этот срок может быть увеличен до десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (п. 4 ст. 196 ТК ТС).

Сокращены сроки

Установлено
ТК РФ

Установлено
ТК ТС

Нормы ТК ТС

Выпуска товаров

3 дня

2 дня

Пункт 1 ст. 196

Выпуска не облагаемых
пошлинами экспортируемых
товаров

-

4 часа

 

Кроме этого, в ТК ТС установлены новые сроки, например:

Установлены сроки

Введено ТК ТС

Нормы ТК ТС

Организации таможенного
сопровождения

В течение 24 часов с
момента принятия
решения

Пункт 3 ст. 218

Регистрации или отказа в
регистрации декларации

Не более 2 часов с
момента подачи
декларации

Пункт 3 ст. 190

Совершения перевозчиком
операций в месте
прибытия/доставки

3 часа с момента
предъявления товаров

Пункт 6 ст. 225

Продолжительности стоянки
транспортных средств в
местах перемещения
товаров

Для воздушного,
железнодорожного,
автомобильного
транспорта - не более
3 часов, для водного
транспорта - 8 часов

Пункт 2 ст. 341

 

 

Обзор иных документов, регулирующих отношения в таможенном союзе

 

Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (п. 2 ст. 1 ТК ТС).

Заметим, что ТК ТС затрагивает много принципиально новых вопросов таможенного регулирования по сравнению с ТК РФ. С вводом его в действие выявилась определенная несогласованность в работе таможенных служб стран - участниц таможенного союза. Новый Таможенный кодекс имеет множество ссылок на законодательство государств - членов ТС, в частности на закон "О таможенном регулировании Российской Федерации", который находится в настоящее время на стадии законопроекта. Последний призван определить особенности таможенного регулирования в РФ в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза. Указанный документ содержит положения, отражающие отсылочные нормы ТК ТС, согласно которым регулирование ряда правоотношений, установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должны определяться на уровне национального законодательства государств - членов таможенного союза. Поэтому до вступления в силу названного закона для получения всей картины изменений таможенного законодательства с 1 июля 2010 г. участникам ВЭД следует ознакомиться не только с новым Кодексом, но и с многочисленными другими нормативными документами в области таможенного законодательства. Иными словами, организациям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, придется постоянно быть начеку.

Для справки. В целях информирования организаций - участниц ВЭД на официальном сайте таможенной службы создан раздел "Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана", на котором размещается информация о нормативных правовых актах ФТС. Заметим, что с 1 июля до 30 сентября 2010 г. работала горячая телефонная линия для помощи импортерам, экспортерам и простым гражданам, пересекающим границу. Работа горячей линии была организована в несколько ступеней, а именно: ФТС - региональные управления - таможни. Любой желающий мог задать интересующий его вопрос. Кроме того, на интернет-сайте ФНС (http://www.nalog.ru) в рубрике "ФНС России" создана подрубрика "Таможенный союз", в которой представлены несколько разделов: "Международные договоры", "Образцы документов", "Информационные материалы", "Сайт комиссии таможенного союза" и др. В них заинтересованные пользователи смогут ознакомиться с различными актами по реализации основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров.

С 01.07.2010 кроме самого ТК ТС вступил в силу ряд других нормативных документов, в том числе:

1) Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25.01.2008;

2) Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров от 25.01.2008 и Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе;

3) Соглашение по ветеринарно-санитарным мерам от 11.12.2009. Добавим, что в целях реализации указанного Соглашения Решением Комиссии ТС от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе" утверждены следующие документы:

- Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (Приложение 1);

- Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе ТС и на таможенной территории ТС (Приложение 2);

- Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (Приложение 3);

- Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (Приложение 4);

- Единые формы ветеринарных сертификатов (Приложение 5) (Письмо Россельхознадзора от 09.07.2010 N ФС-НВ-2/8191). Тем же Решением установлено, что до введения в действие единой электронной системы выдачи разрешений на ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию таможенного союза стороны руководствуются действующими по состоянию на 1 июля 2010 г. порядками выдачи разрешений, предусмотренными законодательством сторон. Кроме этого, с 1 июля 2010 г. вводятся в действие Единые формы ветеринарных сертификатов. Вместе с тем Решением комиссии ТС установлен переходный период, согласно которому до 1 января 2011 г. при перемещении подконтрольных товаров допускается использование форм ветеринарных сопроводительных документов, применяемых во взаимной торговле по состоянию на 01.07.2010;

4) Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25.01.2008;

5) Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров.

Кроме этого, предлагаем ознакомиться с документом "О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" (вместе с Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза) (далее - Протокол об изъятиях), подписанным 05.07.2010.

В указанном Протоколе, в частности, определены ставки таможенных пошлин, налогов, а также размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств для личного пользования. Согласно Протоколу об изъятиях размер вышеперечисленных платежей устанавливается законодательством стороны, на территории которой осуществляется выпуск таких автомобилей, но не ниже ставок, аналогичных установленным в Республике Беларусь на 1 января 2010 г. Положения настоящей статьи действуют до 1 июля 2011 г.

В ст. 2 Протокола речь идет о товарах, которые выпущены с территории одной стороны (государство выпуска) и ввозятся на территорию другой стороны (государство ввоза), для которых законодательством государства ввоза установлены специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные и ответные меры или применяются (в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза) таможенные пошлины более высокие, чем государством выпуска. В этом случае при ввозе проводится таможенный контроль, осуществляется таможенное декларирование и применяются указанные меры и (или) взимаются таможенные пошлины в соответствии с законодательством государства ввоза. Данные нормы действуют до даты получения депозитарием последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров, предусмотренных Планом действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ.

Статьей 3 Протокола об изъятиях предусмотрено, что товары, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом таможенного союза, при их ввозе на территорию Республики Беларусь и РФ подлежат таможенному декларированию и таможенному контролю, в отношении их взимаются таможенные пошлины в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам Единого таможенного тарифа таможенного союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров. Республика Беларусь и Россия вправе определить порядок прибытия указанных товаров на свою территорию. Как и положения ст. 2 Протокола об изъятиях, данные нормы действуют до даты получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров.

Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств - участников таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа, приведен в Приложении 5 к Решению Комиссии ТС от 27.11.2009 N 130.

Нельзя не упомянуть и о своевременно принятом Комиссией ТС Решении от 17.08.2010 N 335 "О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов таможенного союза", которое призывает принять к сведению информацию российской стороны об отмене с 18.08.2010 указаний ФТС по вопросам таможенного декларирования и таможенного контроля на внутренних границах государств - членов ТС, но с учетом специальных положений, в частности:

- признания статуса товаров таможенного союза, происходящих с территории государств - членов ТС, а также товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территориях государств - членов ТС, исключительно на основании наличия стандартных коммерческих и товарно-транспортных документов;

- сохранения таможенного декларирования товаров, вывозимых с территории РФ в другие государства - члены ТС, в случаях применения в отношении указанных товаров ставок вывозных таможенных пошлин.

При перемещении товаров через внутренние границы государств - членов таможенного союза:

- ввозимые товары, указанные в ст. 3 Протокола об изъятиях, подлежат таможенному декларированию и таможенному контролю в случаях, указанных в той же статье;

- установление товаров, подлежащих таможенному декларированию в соответствии со ст. 2 Протокола об изъятиях, осуществляется на основании заявления лица, перемещающего товары, и (или) на основе выборочного (визуального) контроля;

- таможенный контроль и таможенное декларирование в отношении товаров, указанных в ст. 1 Протокола об изъятиях, осуществляются в соответствии с Соглашением от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".

 

* * *

 

Подведем итоги. В настоящее время, до принятия национальных законов о таможенном регулировании стран - участниц ТС, а также внесения изменений в другие виды законодательства - гражданского, банковского, налогового, будут наблюдаться некоторые сложности при проведении внешнеэкономических сделок. По сути, хотя целью создания таможенного союза было упрощение таможенных процедур, получилось, что при перемещении грузов через границу Россия - Белоруссия и Россия - Казахстан оформление документов стало даже сложнее, чем до 1 июля. ФТС отмечает, что появившиеся сложности являются временными. Тем более что таможенные службы работают достаточно активно над решением возникающих проблем (включая консультирование посредством горячей линии). Кроме того, в ФТС всегда можно обратиться с просьбой дать разъяснения по тем или иным вопросам (в письменной форме).