Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов

 

Комментарий к статье 89 Комментарий к статье 88 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов

В ст. 89 ТК дается определение излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов. Так, под такими излишними таможенными платежами законодатель понимает денежные суммы, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК, законодательством государств - членов Таможенного союза ЕврАзЭС и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. Причинами переплаты (излишнего взыскания) таможенных пошлин, налогов могут являться арифметическая ошибка, неправильное применение ставки таможенных пошлин, налогов и другие аналогичные случаи, которые конкретизируются в национальном таможенном законодательстве государств - членов Таможенного союза. Так, например, в силу ч. 2 ст. 130 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100000 рублей. В ч. 2 ст. 153 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" предусмотрены основания для признания уплаты сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней в бюджет ошибочной. При этом перечень оснований не является исчерпывающим - возможно признание иных ошибок, связанных с уплатой таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. В п. 1 ст. 272 Таможенного кодекса Республики Беларусь также предусмотрен открытый перечень оснований для признания сумм уплаченных или взысканных таможенных платежей излишне уплаченными или взысканными.
Киотская конвенция содержит положение, в силу которого возврат пошлин и налогов производится в случаях, когда установлено, что произошло излишнее взыскание пошлин и налогов в результате ошибки при их начислении (стандартное правило 4.18 Специального приложения C). ТК и законодательство государств - членов Таможенного союза предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов и определяет их размер. Необходимо отметить, что в силу ст. 70 ТК к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы. При этом Киотская конвенция предусматривает, что в национальном законодательстве определяются условия возникновения обязательств по уплате пошлин и налогов (стандартное правило 4.1 Специального приложения A). В силу п. 4 ст. 76 ТК сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено ТК. Сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено ТК. В связи с этим, размер таможенных платежей определяется исходя из положений законодательства государств - членов Таможенного союза, если иное не установлено ТК. В силу п. 2 ст. 115 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" ставки таможенных сборов устанавливаются Правительством Республики Казахстан. Аналогичная норма содержится и в ч. 1 ст. 130 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации. В силу п. 3 ст. 249 Таможенного кодекса Республики Беларусь для целей исчисления таможенных платежей применяются ставки, соответствующие наименованию и (или) классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом Республики Беларусь, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь. Таким образом, ст. 89 ТК применяется только в отношении таможенных платежей, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. Это положение можно считать одним из условий признания таможенных платежей излишне уплаченными или излишне взысканными.
Другим обязательным условием признания таможенных платежей излишне уплаченными или излишне взысканными в силу ст. 89 ТК является идентификация указанных сумм денежных средств в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. В силу Киотской конвенции возврат не осуществляется, если указанная сумма меньше минимальной суммы, установленной в национальном законодательстве (стандартное правило 4.24 Специального приложения C).

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру