Проведение отдельных форм таможенного контроля по поручению таможенного органа одного из государств - членов Таможенного союза другому таможенному органу государства - члена Таможенного союза

 

Комментарий к статье 126 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Проведение отдельных форм таможенного контроля по поручению таможенного органа одного из государств - членов Таможенного союза другому таможенному органу государства - члена Таможенного союза

Статья 126 ТК предусматривает возможность проведения отдельных форм таможенного контроля, установленных главами 16 и 19 ТК, таможенным органом одного из государств - членов Таможенного союза по поручению таможенного органа другого государства - члена Таможенного союза. Основания, форма, порядок направления и исполнения поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля определяются частью III Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза.
Основаниями направления поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля являются:

1) необходимость подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем;

2) необходимость проведения внеплановой выездной таможенной проверки по основаниям, предусмотренным ст. 132 ТК, если проверяемое лицо, у которого необходимо провести выездную таможенную проверку, создано и (или) зарегистрировано в соответствии с законодательством другого государства - члена Таможенного союза;

3) наличие данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государства - члена Таможенного союза, таможенный орган которого направляет поручение.

Следует отметить, что поручение может быть направлено при наличии других оснований.
Поручение оформляется письмом, подписанным начальником поручающего таможенного органа или его заместителем. Допускается направление поручений и ответов на поручения электронной почтой или факсимильной связью с последующей их досылкой почтой.
Соглашением о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза (п. 3 ст. 12) установлен перечень сведений, подлежащий включению в поручение.

При необходимости проведения отдельных форм таможенного контроля при совершении таможенных операций до выпуска товаров поручение оформляется путем передачи сведений, достаточных для формирования профиля риска. Порядок оформления, направления и исполнения таких поручений определяется таможенными органами государств - членов Таможенного союза.

Поручение исполняется в срок не более двух месяцев со дня его получения. При необходимости сокращения этого срока в тексте поручения делается соответствующая оговорка с указанием причины и желаемого срока его исполнения. В случае необходимости получения дополнительной информации срок исполнения поручения может быть увеличен на период времени, необходимый для получения дополнительной информации. В случае невозможности исполнения поручения частично или полностью в указанный срок исполняющий таможенный орган информирует о предполагаемых сроках исполнения поручающий таможенный орган.

Исполняющий таможенный орган направляет ответ на поручение, а также соответствующие материалы поручающему таможенному органу на имя должностного лица, подписавшего письмо, содержащее поручение.

В ответе на поручение исполняющий таможенный орган представляет:

1) информацию о проведенных формах таможенного контроля и их результатах;

2) копии документов, оформленных по результатам таможенного контроля;

3) документы (либо их заверенные копии), материалы, пробы и образцы товаров, запрошенные поручающим таможенным органом;

4) другие документы (либо их заверенные копии) и сведения, которые могут способствовать принятию поручающим таможенным органом решений и мер, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенный орган которого направил поручение.

Статья 14 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза содержит основания отказа в исполнении поручения.

Частью IV указанного Соглашения предусмотрено проведение отдельных форм таможенного контроля с применением системы управления рискам.

Так таможенные органы вправе направлять информацию о рисках нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государства - члена Таможенного союза (далее - информация о рисках).

В случае поступления от одного таможенного органа в другой таможенный орган информации о рисках должностные лица подразделения, уполномоченного в области анализа и управления рисками, принимающего таможенного органа:

- анализируют ее на предмет соответствия законодательству государства - члена Таможенного союза;

- определяют возможность ее формализации для использования в рамках специальных программных средств, применяемых в области системы управления рисками;

- определяют степень выявленного риска и потенциальные негативные последствия риска;

- определяют возможность практической реализации с учетом особенностей технологии осуществления таможенного контроля, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза;

- учитывают иные основания, имеющие значение для осуществления таможенного контроля.

По результатам анализа информации о рисках может быть принято решение о ее применении для целей таможенного контроля либо о ее отклонении. В случае отклонения информации о рисках, поступившей от одного центрального таможенного органа, принимающий таможенный орган информирует в установленном порядке заинтересованную сторону о причинах такого отклонения.

В случае принятия решения об использовании информации о рисках для целей таможенного контроля принимающий таможенный орган осуществляет действия в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС