Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов

 

Комментарий к статье 82 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов

Статья 82 ТК посвящена установлению сроков уплаты таможенных пошлин, налогов. Соблюдение правил, установленных данной статьей, представляет исключительную важность для всех участников правоотношений по уплате таможенных пошлин, налогов. Данные правоотношения самым непосредственным образом связаны с фактором времени: с определенными моментами или периодами времени ТК связывает возникновение, изменение и прекращение субъективных прав и обязанностей их участников, необходимость совершения ими предусмотренных ТК, международными договорами и национальным законодательством государств - членов Таможенного союза действий и т.п. Вместе с тем, в отличие от гражданского права, в рамках которого институт сроков регламентирован более детально, для таможенного права соответствующий институт является новацией. Ранее действовавшие Таможенные кодексы Российской Федерации (1993 и 2003 годов) не содержали аналогичных норм. В смежное законодательство о налогах и сборах институт сроков был также введен не сразу. Статья 6.1, посвященная срокам, появилась в НК РФ только в 1999 году (введена Федеральным законом от 9 июля 1999 N 154-ФЗ).

Термин "срок" в ТК применяется в двух значениях: 1) определенный период (отрезок) времени - срок-период; 2) момент во времени - срок-момент. Еще на рубеже 19-го и 20-го веков рассматриваемая категория наиболее общим образом определялась как известный предел времени, к которому должно заканчиваться определенное действие, или пространство времени, в продолжение которого должно совершаться действие, или определение момента времени, с которого вступают в силу соответствующие юридические последствия. Иначе говоря, со сроками связываются определенные юридические последствия, в наступлении которых выражается регулятивный эффект рассматриваемого института. Установление сроков упорядочивает процедуру уплаты таможенных пошлин, налогов, создает определенность и устойчивость юридических связей между участниками соответствующих правоотношений, дисциплинируют их, обеспечивает правопорядок во внешнеторговой деятельности, гарантирует своевременную защиту прав и законных интересов государств - членов Таможенного союза, а также участников внешнеторговой деятельности.

Рассматривая роль и место сроков в системе юридических фактов, следует отнести их к событиям, поскольку наступление (истечение) определенного срока не зависит от воли людей. Данный тезис может быть оспорен на основании того, что срок необходимо отличать от времени, так как он применительно к таможенным правоотношениям определяется волей законодателя, и поэтому сроки в системе юридических фактов должны занимать особое положение и не должны относиться ни к событиям, ни к действиям. Однако с данным возражением сложно согласиться, т.к. назначенный хотя бы и по воле законодателя период времени или дата наступают объективно вне зависимости от чей бы то ни было воли.

В силу ст. 82 ТК сроки уплаты таможенных пошлин, налогов предусмотрены в специальных нормах, предусматривающих основания возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов применительно к отдельным юридическим фактам. Она носит рамочный характер. В ней определяется компетенция государств - членов Таможенного союза по установлению сроков уплаты таможенных пошлин, налогов. Следует выделить три уровня такой компетенции: 1) наднациональный; 2) национальный; 3) "совместное ведение".

В рамках наднационального уровня сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются нормами ТК (см.: п. 1 ст. 82 ТК), а также международных договоров (см.: п. 2 ст. 82 ТК).
Национальный уровень предполагает установление сроков уплаты таможенных пошлин, налогов посредствам норм национального законодательства государств - членов Таможенного союза (см.: п. 3 ст. 82 ТК).
При "совместном ведении" сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются нормами национального законодательства государств - членов Таможенного союза, но при условии соблюдения согласительных процедур, действующих в рамках таможенного союза (см.: п. 2 ст. 82 ТК).
В п. 1 ст. 82 ТК предусмотрены случаи, когда сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены непосредственно ТК:

1) незаконное перемещение товаров через таможенную границу (ст. 81 ТК);

2) прибытие товаров на таможенную территорию (ст. 161 ТК);

3) убытие иностранных товаров с таможенной территории Таможенного союза (ст. 166 ТК);

4) временное хранение товаров (ст. 172 ТК);

5) выпуск товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК);

6) помещение товаров:

- под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст. 211 ТК);

- под таможенную процедуру экспорта (ст. 214 ТК);

- под таможенную процедуру таможенного склада (ст. 237 ТК);

- под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (ст. 250 ТК);

- под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (ст. 261 ТК);

- под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления (ст. 274 ТК);

- под таможенную процедуру временного ввоза, допуска (ст. 283 ТК);

- под таможенную процедуру временного вывоза (ст. 290 ТК);

7) помещение иностранных товаров:

- под таможенную процедуру таможенного транзита (ст. 227 ТК);

- под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 300 ТК);

- под таможенную процедуру беспошлинной торговли (ст. 306 ТК);

8) помещение товаров таможенного союза под таможенную процедуру таможенного транзита (ст. 228 ТК);

9) совершение операций с временно ввезенными транспортными средствами международной перевозки (ст. 344 ТК);

10) при таможенном декларировании товаров для личного пользования (ст. 360 ТК).

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренные указанным пунктом, как правило, носят характер сроков-моментов. Исключение составляют ст. ст. 211, 214, 283 ТК, в них устанавливаются сроки-периоды.
Отдельного упоминания заслуживает ст. 360 ТК, в которой предусмотрено, что сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования по единым ставкам должны определяться международными договорами государств - участников Таможенного союза. В настоящее время в данной части действует Соглашение от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".

В п. 2 ст. 82 ТК предусмотрены правила установления сроков внесения отдельных таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых по таможенным процедурам: свободная таможенная зона; свободный склад; специальная таможенная процедура. Следует отметить, что уровень нормативного правового регулирования сроков уплаты таможенных платежей по названным таможенным процедурам определяется видом последних. Эти правила предполагают, что сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются государствами - членами Таможенного союза совместно на основании международных договоров, либо установление таких сроков отнесено к компетенции отдельных государств - членов Таможенного союза через национальное законодательство, но с соблюдением согласительных процедур в рамках таможенного союза (его исполнительных органов).
Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются государствами - членами Таможенного союза совместно на основании международных договоров применительно к таким таможенным процедурам, как свободная таможенная зона и свободный склад (см.: п. 2 ст. 202 ТК). Так, в силу п. 3 ст. 13 Соглашения о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 года, сроки внесения ввозных таможенных платежей различаются в зависимости от характера юридических фактов, являющихся основанием возникновения и прекращения соответствующей обязанности по уплате. Сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается:

- день вывоза с территории свободного склада, а если этот день не установлен - день выявления факта такого вывоза с территории свободного склада (срок применяется при вывозе с территории свободного склада иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, до помещения таких товаров под таможенные процедуры, установленные ТК);

- день утраты товаров, а если этот день не установлен - день выявления факта такой утраты (срок применяется при утрате товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, за исключением утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения).

Рассматривая сроки уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов следует руководствоваться положениями Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года. В силу п. 3 ст. 16 указанного Соглашения, сроком уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов считается:

- день вывоза с территории свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, а если этот день не установлен - день выявления факта такого вывоза с территории свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (данный срок применяется при вывозе с территории свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, до помещения таких товаров под таможенные процедуры, установленные ТК);

- день передачи товаров, а если этот день не установлен - день выявления факта такой передачи (срок применяется при передаче товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, иному лицу до помещения таких товаров под таможенные процедуры, установленные ТК);

- день утраты товаров, а если этот день не установлен - день выявления факта такой утраты (срок применяется при утрате товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, за исключением утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения).

Согласительные процедуры в рамках таможенного союза предусмотрены при установлении сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в рамках специальной таможенной процедуры (см.: п. 2 ст. 202 ТК). Так, специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства - члена Таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии Таможенного союза. Было принято решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 329 "О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру". При этом в национальном законодательстве государств - членов Таможенного союза может предусматриваться, что при применении специальной таможенной процедуры происходит полное освобождение отдельных категорий товаров по перечню, установленному Евразийской экономической комиссией, от таможенных пошлин, налогов. В частности, подобное положение, освобождающее от уплаты таможенных пошлин, налогов при применении специальной таможенной процедуры, прямо предусмотрено в ч. 1 ст. 303 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в ст. 419 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан". Кроме того, необходимо руководствоваться решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 329 "О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру", которое обязательно для всех стран - участников Таможенного союза.

В п. 3 ст. 82 ТК определяется самостоятельная компетенция государств - членов Таможенного союза по установлению сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, которая предполагает, что такие сроки устанавливаются национальным законодательством без проведения каких-либо согласительных процедур. Так, рассматриваемые сроки в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых в соответствии со ст. 194 ТК определяются законодательством государств - членов Таможенного союза, устанавливаются законодательством такого государства - члена Таможенного союза.
Следует сказать, что в актах законодательства государств - членов Таможенного союза приведенное положение конкретизируется различным образом. Так, исходя из ст. 194 ТК одним из случаев, при котором особенности таможенного декларирования товаров могут быть установлены законодательством государств - членов Таможенного союза, является отсутствие у декларанта точных сведений, необходимых для таможенного декларирования. В ч. 2 ст. 212 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что при подаче неполной декларации на товары декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня регистрации неполной декларации на товары таможенным органом. В силу п. 4 ст. 292 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" при применении неполного таможенного декларирования товаров декларант обязан представить полную таможенную декларацию с учетом скорректированных и уточненных им сведений в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня регистрации таможенным органом неполной таможенной декларации. В ст. 83 Таможенного кодекса Республики Беларусь предусмотрена отсылочная норма, в соответствии с которой при отсутствии у декларанта всей необходимой для составления таможенной декларации информации по не зависящим от него причинам, особенности таможенного декларирования таких товаров устанавливаются Правительство Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Иные случаи, помимо рассмотренного выше, при наличии которых сроки уплаты таможенных пошлин, налогов могут устанавливаться законодательством государств - членов Таможенного союза, непосредственно указаны в ст. 194 ТК в закрытом перечне, не допускающем расширительного толкования.
Следует также отметить, что ст. 82 ТК не определяет порядок исчисления сроков, установленных нормативными правовыми актами, не входящими в таможенное законодательство таможенного союза и национальное таможенное законодательство государств - его членов, а также не затрагивает вопросы компетенции органов государственной власти государств - членов Таможенного союза по установлению таких сроков.

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС