Общие положения о стране происхождения товаров

 

Комментарий к статье 58 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Общие положения о стране происхождения товаров

Основными целями определения страны происхождения товара являются применение тарифных и нетарифных мер регулирования импорта на территорию Таможенного союза, а также применение тех же мер регулирования экспорта из стран - членов ТС. Статистические цели учета внешнеторгового оборота в данном случае можно охарактеризовать как дополнительные.
Статья 58 ТК устанавливает общие положения о стране происхождения товаров. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. ТК устанавливает, что под страной происхождения товаров может пониматься также группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Вместе с тем согласно Киотской конвенции в тех случаях, когда в производстве товаров участвовали две страны или более, происхождение этих товаров должно определяться в соответствии с критерием существенной или достаточной переработки.
Все государства - члены ТС являются участниками Международной конвенции от 18 мая 1973 года "Об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (Киотская конвенция).

Примечание. Россия - Федеральный закон от 3 ноября 2010 года N 279-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года" (СЗ РФ. 08.11.2010. N 45. Ст. 5744); Закон Республики Беларусь от 16 ноября 2010 г. N 194-З "О присоединении Республики Беларусь к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур"; Закон Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года N 141-IV "О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур" ("Казахстанская правда" от 26.02.2009, N 51 - 52 (25795-25796); "Егемен  " 2009   27  , N 78 - 80 (25477); Ведомости Парламента РК. 2009. N 2 - 3. Ст. 2.

Глава 1 Специального приложения K к Киотской конвенции устанавливает правила происхождения товаров и определения ключевых понятий - "страна происхождения товаров", "правила происхождения", "критерий существенной переработки". "Страна происхождения товаров" означает страну, в которой товары были произведены или изготовлены в соответствии с критериями, предусмотренными для целей применения таможенного тарифа, количественных ограничений или любых других мер, относящихся к торговле. "Правила происхождения" означают конкретные положения, разработанные на основе принципов, установленных национальным законодательством или международными соглашениями ("критерии происхождения"), применяемые страной для определения происхождения товаров. "Критерий существенной переработки" означает критерий, в соответствии с которым при определении происхождения страной происхождения считается страна, в которой была выполнена последняя существенная операция по изготовлению или переработке, признанная достаточной для придания товару основного свойства.

Правила происхождения, необходимые для осуществления мер, за применение которых как при импорте, так и при экспорте таможенная служба несет ответственность, устанавливаются в соответствии с положениями главы 1 Специального приложения K к Киотской конвенции и, насколько это применимо, положениями Генерального приложения к Киотской конвенции.

В Киотской конвенции закреплен стандарт, согласно которому товары, полностью произведенные в определенной стране, считаются товарами, происходящими из этой страны. Полностью произведенными в определенной стране могут считаться только следующие товары:

(a) полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальных водах или на морском дне;

(b) продукты растительного происхождения, выращенные или собранные в этой стране;

(c) живые животные, родившиеся или выращенные в этой стране;

(d) продукты, полученные от живых животных в этой стране;

(e) продукты, полученные в результате охотничьего или рыболовного промысла в этой стране;

(f) продукты, полученные в результате морского рыболовного промысла, и другие продукты морского происхождения, полученные средствами водного транспорта этой страны;

(g) продукты, полученные на борту перерабатывающего судна этой страны исключительно из видов продуктов, указанных в пункте (f) выше;

(h) продукты, добытые из почвы или грунта на морском дне за пределами территориальных вод этой страны, при условии что эта страна имеет исключительные права на разработку этой почвы или грунта;

(ij) лом и отходы от процессов изготовления и переработки, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в этой стране и пригодные только для получения сырья;

(k) товары, произведенные в этой стране исключительно из продуктов, указанных в пунктах (a) - (ij) выше.

Согласно ст. 17 Таможенного кодекса Республики Беларусь в этот перечень также включена продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта. Пункт 3 ст. 91 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" отсылает к нормам международных договоров Республики Казахстан, регулирующим правила определения страны происхождения товаров, то есть в первую очередь к Киотской конвенции. Федеральный закон Российской Федерации "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в первую очередь отсылает к правилам определения страны происхождения, закрепленным в главе 7 ТК.

Примечание. Норма пп. к) п. 2.2 Соглашения Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" распространяется также на арендованные (зафрахтованные) участником Соглашения космические суда. Текст Соглашения в первоначальной редакции: СЗ РФ. 22.08.2011. N 34. Ст. 4950. Соглашение приводится в редакции Протоколов от 18.10.2011, от 28.09.2012. Примечательно, что первый из них ратифицирован Россией совсем недавно - см. Федеральный закон от 01.02.2013 N 4-ФЗ "О ратификации протокола о внесении изменений в соглашение о правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" (СЗ РФ. 04.02.2013. N 5. Ст. 308). Второй Протокол вносит изменения в перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.

В отношении товаров, страной происхождения которых является территория государств - членов ТС, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, заключенными в рамках зоны свободной торговли Содружества Независимых Государств, если иное не установлено международными договорами государств - членов ТС. Таким образом, применительно к данному случаю в иерархии международных правовых актов в случае коллизий документы уровня ЕврАзЭС и ТС имеют приоритет перед документами уровня СНГ.

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года "О единых правилах определения страны происхождения товаров" (далее - Соглашение о единых правилах определения СПТ) предусматривает, что на единой таможенной территории государств Сторон в отношении товаров, происходящих из третьих стран, за исключением товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран и стран, имеющих договоры о свободной торговле, участниками которых являются все государства сторон, применяются Правила определения страны происхождения товаров согласно приложению к данному Соглашению. Большинство норм Приложения заимствованы из Киотской конвенции, однако здесь следует заметить, что репликация норм не стопроцентная.

Так, Соглашением о единых правилах определения СПТ легализованы следующие "дополнительные" по отношению к Киотской конвенции понятия:

партия товара - товары, которые отправляются по одному транспортному документу в адрес одного грузополучателя одним грузоотправителем, а также товары, пересылаемые по одной почтовой накладной либо перемещаемые в качестве ручной клади одним физическим лицом, пересекающим таможенную границу;

цена на условиях "франко-завод" - цена товара, подлежащая уплате его производителю, который осуществил последнюю существенную переработку товара, за вычетом всех внутренних налогов, которые уплачиваются или могут быть уплачены при его экспорте.

Соглашением о единых правилах определения СПТ также установлен расширенный перечень операций, не отвечающих критериям достаточной переработки, например, снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов. Вместе с тем п. 5 Приложения к Соглашению о единых правилах определения СПТ содержит отсылочную норму, согласно которой не отвечают критериям достаточной переработки простые сборочные операции и операции по разборке товара, а также иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Комиссией Таможенного союза, учрежденной в соответствии с Договором о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года.

В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года N 373 "О Перечне операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада" к операциям, не отвечающим требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, относятся:

а) операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки;

б) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партий, формирование отправок, сортировка, переупаковка), операции по разборке и сборке упаковки;

в) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами;

г) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);

д) операции по покраске или полировке;

е) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;

ж) операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;

з) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;

и) затачивание, помол или резка, которые не приводят к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;

к) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);

л) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;

м) простые сборочные операции или разборка товаров по частям;

н) разделение продукта на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного продукта;

о) смешивание продуктов (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;

п) убой животных, разделка (сортировка) мяса;

р) комбинация двух или более указанных выше операций.

Согласно общему правилу товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков. Однако из этого правила есть изъятия: в частности, указанный выше перечень операций, осуществление которых в любом случае не отвечает критериям достаточной переработки.

Названный основной критерий не является единственным, и для определения страны происхождения товара также используются в порядке, определяемом Комиссией ТС, следующие критерии достаточной переработки:

1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

Рассмотрим по порядку эти два случая. На уровне ТС нет универсального документа, описывающего все возможные условия, производственные или технологические операции, достаточные для того, чтобы СПТ считалась страна, где эти операции имели место. В этой связи следует назвать особые соглашения, касающиеся отдельных таможенных процедур, например Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (г. Санкт-Петербург, 18.06.2010).

Примечание. Вместе с тем на уровне СНГ этот Перечень утвержден Приложением 1 к Соглашению правительств государств - участников СНГ от 20.11.2009 (с изм. от 28.09.2012) "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств", а все страны ТС входят в СНГ. Поэтому законодательство ТС дополнено в этой части законодательством СНГ.

Пункт 2 указанного Соглашения предусматривает, что товар, изготовленный (полученный) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, признается товаром Таможенного союза, если в результате осуществления операций по изготовлению (получению) товара выполняется одно из следующих условий:

- произошло изменение классификационного кода товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ТС на уровне любого из первых четырех знаков, за исключением случаев, указанных в частях второй и третьей настоящего пункта;

- процентная доля стоимости иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не превышает фиксированной доли в цене конечной продукции, или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта;

- в отношении товара выполнены условия, производственные и технологические операции, достаточные для признания товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза, за исключением случая, если в отношении товара осуществлены только те операции, которые не отвечают критериям достаточной переработки, независимо от выполнения иных условий.

В п. 4 той же статьи 19 установлено, что правило адвалорной доли не применяется в качестве критерия достаточной переработки при совершении операций по ремонту товаров Таможенного союза.

Что касается второго критерия достаточной переработки, то нормативная база в этой части полностью сформирована: правило адвалорной доли детально регламентировано решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 года N 515 "О порядке использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада". Данным решением утвержден Порядок использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада. Согласно этому решению товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада (далее - конечная продукция), считаются подвергнутыми достаточной переработке в случае, если процентная доля стоимости иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада и использованных при изготовлении конечной продукции, не превышает 50 (пятидесяти) процентов в цене такой конечной продукции, за исключением случая, указанного в пункте 4 Порядка.

Применительно к Особой экономической зоне, созданной в Калининградской области Российской Федерации, действует специальное правило, согласно которому товары, произведенные в этом регионе, считаются товарами ТС лишь в том случае, если процентная доля добавленной стоимости в цене конечной продукции достигает 30 процентов.

В такой ситуации правильное определение страны происхождения напрямую зависит от подтверждения заявленной таможенной стоимости, поскольку стоимость иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада и использованных при изготовлении конечной продукции, определяется как таможенная стоимость таких товаров, определенная на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, или таможенную процедуру свободного склада.

Цена конечной продукции определяется на условиях "франко-завод". Процентная доля добавленной стоимости рассчитывается по формуле:

Ац = (Рц – Рст.имп) / Рц х 100%

в которой:
Ац -  процентная доля добавленной стоимости;
Рц - цена   конечной    продукции   на   условиях "франко-завод" изготовителя с учетом прибыли предприятия;
Рст.имп - таможенная  стоимость  иностранных  товаров, использованных для  изготовления (получения)товаров.

В расчет цены конечной продукции включаются:

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации;

- расходы на ремонт основных средств;

- расходы на освоение природных ресурсов;

- расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;

- расходы на обязательное и добровольное страхование имущества;

- прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Важно отметить, что согласно данному решению Комиссии Таможенного союза определение вышеперечисленных расходов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Возвращаясь к Соглашению о единых правилах определения СПТ, необходимо помнить, что в случае если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:

1) для импортных материалов - по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или (при неизвестном происхождении импортных материалов) (РФ) по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции;

2) для конечной продукции - по цене на условиях "франко-завод".

Товары, представленные в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями из-за невозможности их отгрузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько партий в результате ошибки, рассматриваются как единый товар только по желанию декларанта и при одновременном выполнении всех пяти нижеследующих условий:

1) предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о товарах в разобранном или несобранном виде, поставляемых несколькими партиями, или разделении товаров на несколько партий с указанием причин такого разделения, приложением спецификации каждой партии с указанием кодов товаров согласно Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, либо документальное подтверждение ошибочности разделения товаров на несколько партий;

2) поставка всех партий товаров из одной страны одним поставщиком;

3) декларирование всех партий товаров одному таможенному органу;

4) поставка всех партий товаров в рамках одного контракта;

5) поставка всех партий товаров в срок, не превышающий одного года со дня принятия таможенной декларации либо до истечения сроков ее подачи в отношении первой партии товаров. По мотивированному заявлению декларанта в случае невозможности поставки всех партий товаров по причинам, независящим от получателя товара, эти сроки могут быть продлены таможенным органом на время, необходимое для поставки всех партий товаров, но не более одного года.

Примечание. По Соглашению правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" этот срок не должен превышать шести месяцев с даты принятия таможенной декларации. Существуют и другие несовпадения.

Происхождение используемых для производства или переработки товаров тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается при определении страны происхождения товаров. Упаковка, в которой ввозится товар, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка с учетом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности подлежит декларированию отдельно от товара. В этом случае страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товара. Если упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, то для определения страны происхождения товара учитывается только та упаковка, в которой товар реализуется в розничной торговле, в том числе при применении правила адвалорной доли, о котором сказано выше.

Все вышесказанное позволяет идентифицировать две основные группы товаров в зависимости от СПТ и, соответственно, различного правового режима и мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а именно:

- товары, СПТ которых является территория Таможенного союза,

- товары, происходящие из стран, не входящих в Таможенный союз.

В действительности по этому критерию исходя из анализа нормативной правовой базы Таможенного союза и Российской Федерации, частью которой являются и международно-правовые акты, следует выделить две дополнительные группы товаров, а именно:

- товары, СПТ которых является территория стран СНГ (т.е. зона свободной торговли), а также

- товары, СПТ которых признаются территории развивающихся и наименее развитых стран.

На уровне СНГ принято Соглашение правительств государств - участников стран СНГ от 20 ноября 2009 года "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" (с изм., внесенными Протоколами от 18.10.2011, от 28.09.2012) (далее - Соглашение о правилах определения СПТ в СНГ).

Необходимо отметить, что до 22 января 2011 года базовым документом уровня СНГ, регулировавшим институт страны происхождения товаров, являлось решение Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года "О Правилах определения страны происхождения товаров" (далее - решение Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000). В целом он повторял большую часть норм Киотской конвенции, а на смену пришло Соглашение о правилах определения СПТ в СНГ. Поэтому в связи со вступлением в силу с 23 января 2011 года (Письмом от 29.07.2011 N 05-89/36193 ФТС РФ (по данным СПС "КонсультантПлюс", письмо не опубликовано) сообщает, что данный документ вступил в силу для Российской Федерации 23 июля 2011 года, при этом ФТС РФ ссылается на информацию, полученную от Исполнительного комитета СНГ - ноту от 5 июля 2011 года N 3/802.) Соглашения о правилах определения СПТ в СНГ решение Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года утратило силу.

Примечание. Точнее - в связи со вступлением в силу решения Совета глав правительств СНГ от 20.11.2009 "О Правилах определения страны происхождения товаров" (вместе с Заявлением Республики Беларусь от 20.11.2009) (документ не опубликован, приводится по данным СПС "КонсультантПлюс", дата обращения: 28.02.2013).

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 324 "О включении оговорки в отношении белого сахара при ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" правительствам Республики Беларусь и Российской Федерации адресована следующая просьба Комиссии Таможенного союза: "В целях унификации решений, принимаемых в области таможенно-тарифного регулирования в рамках Таможенного союза, включить оговорку по белому сахару (код ТН ВЭД СНГ 1701) при проведении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, подписанного 20 ноября 2009 года".

Текст оговорки, содержащийся в приложении к данному Решению, следующий: "Российская Федерация в отношении пункта 2.4 раздела 2 Правил определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющихся приложением к Соглашению, заявляет, что она оставляет за собой право при определении страны происхождения товаров по товарной позиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ 1701 применять основное условие критерия достаточной обработки/переработки, которое выражается в изменении указанной товарной позиции на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков. Данная оговорка не применяется во взаимной торговле между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией".

Соглашение о правилах определения СПТ в СНГ направлено на создание зоны свободной торговли в СНГ и устанавливает единый порядок или, иными словами, Единые правила определения страны происхождения товаров на территории СНГ. Соглашение о правилах определения СПТ подписано следующими 11 государствами:

Государство - участник
Соглашения о правилах
определения СПТ в СНГ

Примечание

Азербайджанская Республика

 

Российская Федерация

 

Республика Армения

 

Республика Таджикистан

 

Республика Беларусь

 

Туркменистан

 

Республика Казахстан

с оговоркой относительно позиции 1701 ТН
ВЭД СНГ - белый сахар, вырабатываемый из
сахара-сырца

Республика Узбекистан

 

Кыргызская Республика

с оговоркой относительно позиции 1701 ТН
ВЭД СНГ - белый сахар, вырабатываемый из
сахара-сырца тростникового

Украина

с оговоркой относительно позиции 1701 ТН
ВЭД СНГ - белый сахар, вырабатываемый из
сахара-сырца тростникового, и возможности
для целей Соглашения руководствоваться
Украинской ТН ВЭД

Республика Молдова

 

Соглашением о правилах определения СПТ в СНГ установлены специфические понятия и термины:

кумулятивный принцип - принцип определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым происхождение товара в результате последовательной обработки/переработки товара в государствах - участниках Соглашения определяется по стране изготовления конечного товара;

изготовление/производство - выполнение любых видов производственных или технологических операций, включая сборку или какие-либо особые операции, целью которых является получение продукта;

материал - любой ингредиент, сырье, компонент или деталь и т.п., используемый для производства продукта;

материал иностранного происхождения - материал, не происходящий с территорий государств - участников Соглашения, или материал, происхождение которого не установлено;

продукт (продукция) - изготовленный (произведенный) продукт, даже если он предназначен для дальнейшего использования в другой производственной операции;

набор продуктов - группа элементов/продуктов, классифицируемых как набор в соответствии с 3-м Основным правилом интерпретации ТН ВЭД;

товар - любое имущество, как материал, так и продукт, в том числе тепловая, электрическая, иные виды энергии и транспортные средства, перемещаемое через таможенную границу (за исключением транспортных средств, осуществляющих международные перевозки пассажиров и товаров);

партия товара - товары, которые поставляются одновременно по одному или нескольким товаротранспортным документам в адрес одного грузополучателя от одного грузоотправителя, а также товары, пересылаемые по одной почтовой накладной либо перемещаемые в качестве багажа одним лицом, пересекающим границу;

резиденты - любые физические и юридические лица, предприятия или организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству государства - участника Соглашения подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации и создания либо любой другой аналогичной характеристики.

Однако в указанное понятие не включаются лица, которые подвергаются налогообложению в государстве - участнике Соглашения только в отношении дохода, полученного от операций, не связанных с производством и/или реализацией товаров;

грузоотправитель/грузополучатель - лицо, указанное в товаротранспортных документах, которое в соответствии с принятыми на себя обязательствами передало/приняло или намерено передать/принять товары перевозчику/от перевозчика;

экспортер - резидент одного из государств - участников Соглашения, являющийся стороной внешнеторгового договора/сделки, который поставляет товар резиденту другого государства - участника Соглашения;

импортер - резидент одного из государств - участников Соглашения, являющийся стороной внешнеторгового договора/сделки, который получает товар в государстве - участнике Соглашения, поставляемый резидентом другого государства - участника Соглашения;

заявитель (декларант) - лицо, обратившееся в уполномоченный орган (организацию) страны вывоза за получением сертификата о происхождении товара, подтверждающее и несущее ответственность за достоверность сведений о товарах, указанных в сертификате о происхождении товара.

Пункт 2.4 Соглашения о правилах определения СПТ в СНГ устанавливает, что в случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения, страна происхождения товара определяется в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара, который может выражаться выполнением следующих условий:

а) изменение товарной позиции по ТН ВЭД СНГ на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, происшедшее в результате обработки/переработки;

б) выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место;

в) правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.

Условие а) является опорным и применяется в отношении всех товаров, за исключением тех, которые включены в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место. Перечень утвержден Приложением 1 к Соглашению о правилах определения СПТ в СНГ. В первых двух графах Перечня указываются данные о продукте, полученном в результате обработки/переработки материалов: в первой графе Перечня приводится код продукта по ТН ВЭД, во второй - описание продукта в соответствии с кодом, указанным в первой графе. Для каждого конкретного продукта, описанного в первых двух графах, условия, производственные или технологические операции, определяющие его происхождение, указаны в третьей графе. Перечень состоит из 229 товарных позиций ТН ВЭД, причем присутствует несколько десятков так называемых "изовских" позиций, некодируемых в ТН ВЭД СНГ, но присутствующих в ТН ВЭД ТС с самостоятельным кодом.

В целях определения страны происхождения товаров в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки материалы, происходящие из государств - участников Соглашения, в соответствии с настоящими Правилами не рассматриваются в качестве материалов иностранного происхождения и приравниваются к происходящим из страны, в которой произведен конечный товар.

При определении страны происхождения товаров в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки допускается использование материалов иностранного происхождения, имеющих товарную позицию (на уровне первых четырех знаков), одинаковую с конечным товаром, при условии что их стоимость не превышает 5% цены конечного товара на условиях "франко-завод" и такие материалы являются необходимым компонентом при производстве конечного товара (за исключением тех товаров, для которых в Перечне указаны другие условия) при обязательном подтверждении выполнения этих условий в заключении о происхождении товара или акте экспертизы, выданном уполномоченным органом или иными организациями в соответствии с национальным законодательством государства - участника Соглашения.

Если продукт, происхождение которого отвечает условиям указанных правил, используется в производстве другого товара, то требования к происхождению, применяемые к материалам, использованным для производства этого продукта, не учитываются при определении страны происхождения товара.

Пункт 3.1 Соглашения о правилах определения СПТ в СНГ содержит перечень из 16 групп операций, которые не отвечают критерию достаточной обработки/переработки товара, однако, в отличие от вышеуказанного аналогичного Перечня, регламентированного решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года N 373, в Соглашении зафиксировано следующее специфическое условие: "Если в отношении того или иного товара достигается выполнение критерия достаточной обработки/переработки исключительно за счет проведения операций, перечисленных в пункте 3.1, данный товар не будет считаться происходящим из той страны, где эти операции имели место". Иными словами, закреплен безусловный приоритет правила "исключающего перечня" над правилом "критерия достаточной переработки".

Также особые правила предусмотрены по отношению к продуктам, представляющим собой наборы. В случае определения происхождения наборов продуктов объектом применения критерия достаточной обработки/переработки рассматривается каждый отдельный элемент, входящий в состав набора. Из этого правила вытекают три следствия, закрепленные в п. 4.1 Соглашения:

- продукт, состоящий из группы элементов или собранный из ряда частей и классифицируемый в соответствии с положениями ТН ВЭД как единый товар, в целом рассматривается как объект применения критерия достаточной обработки/переработки;

- если партия товаров состоит из идентичных продуктов, классифицируемых в одной и той же товарной позиции ТН ВЭД, то каждый продукт должен рассматриваться отдельно для целей применения критерия достаточной обработки/переработки;

- если в силу 5-го Основного правила интерпретации ТН ВЭД упаковка классифицируется совместно с находящимися в ней продуктами, то упаковка должна рассматриваться как составная часть товара при определении СПТ.

При определении страны происхождения набора продуктов допускается использование элементов или продуктов, из которых состоит набор, не происходящих из государств - участников Соглашения, при условии, что их стоимость не превышает 15% цены набора продуктов на условиях "франко-завод".

Помимо тарифных и нетарифных мер, в ряде случаев определение страны происхождения влияет на возможность предоставления режима свободной торговли в пределах территории стран СНГ.

Товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным Соглашением о правилах определения СПТ в СНГ, а также если товар:

а) вывозится на основании договора/контракта между резидентом одного из государств - участников Соглашения и резидентом другого государства - участника Соглашения с таможенной территории одного государства - участника Соглашения и ввозится на таможенную территорию другого государства-участника Соглашения. В случаях, указанных в п. 8.5 (вывоз товара на выставки/ярмарки, проводимые в государствах - участниках Соглашения) и п. 8.6 (при перемещении товаров с территории одного государства - участника Соглашения на территорию другого государства - участника Соглашения в целях его последующей реализации, когда в качестве грузополучателя/импортера указан грузоотправитель) Правил определения СПТ в СНГ, такой договор может быть заключен после вывоза товара;

б) вывозится (ввозится) физическим лицом - резидентом государства - участника Соглашения с таможенной территории одного государства - участника Соглашения на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения;

в) не покидает территорий государств - участников Соглашения, за исключением случаев, когда товар находится или перемещается по территориям третьих стран под таможенным контролем, документально подтвержденным таможенными органами стран, через территории которых осуществляется доставка товара. При этом товар должен находиться в неизменном состоянии и над ним не должны производиться какие-либо операции, за исключением операций по обеспечению сохранности и перегрузки товара.

Режим свободной торговли не предоставляется в случае, если право собственности на товар в соответствии с внешнеторговым договором/сделкой, а также в иных случаях, предусмотренных национальным законодательством государств -  участников Соглашения, принадлежит лицу, которое не является резидентом государства - участника Соглашения.

Товары, происхождение которых не установлено или происхождение которых установлено, но при этом в отношении их не может быть применен режим свободной торговли из-за отсутствия необходимых для этих целей документов, пропускаются в страну ввоза в соответствии с требованиями тарифного и нетарифного регулирования страны ввоза.

В отношении товаров, указанных в п. 5.3 Правил определения СПТ в СНГ, может применяться (восстанавливаться) режим свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении (предоставление сертификата формы СТ-1 и при необходимости других документов, подтверждающих страну происхождения товаров) до истечения 12 месяцев со дня регистрации таможенной декларации в стране ввоза (кроме случаев фальсификации сертификата формы СТ-1).

Приложением N 1 к Соглашению о правилах определения СПТ в СНГ утвержден Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место. Протоколом "О внесении изменений в Соглашение о правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" от 18 октября 2011 года этот Перечень существенно изменен.

Примечание. Федеральный закон Российской Федерации от 01.02.2013 N 4-ФЗ "О ратификации протокола о внесении изменений в соглашение о правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" ("Собрание законодательства РФ". 04.02.2013. N 5. Ст. 308).

Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран регулируются отдельными соглашениями как на уровне СНГ (общая система тарифных преференций), так и на уровне ТС (Единая система тарифных преференций Таможенного союза). В отношении товаров, происходящих из страны, имеющей договор о свободной торговле, участниками которого являются все государства ТС, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные этим договором.

Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования вместе с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если такие приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с указанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами в комплектации и в количестве, которые обычно поставляются с этими устройствами в соответствии с техническими документами (это также один из "особых случаев происхождения" товара в терминах Киотской конвенции).

Таким образом, первостепенную важность для определения страны происхождения товаров в таких случаях приобретают технические документы, поэтому важно заранее подготовить их до начала таможенного декларирования, а также проверить на наличие неточностей. В тех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, другой надежный способ подготовиться к таможенному декларированию состоит в получении предварительного решения о стране происхождения товара в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза.

В Российской Федерации порядок принятия предварительных решений о стране происхождения товара установлен ст. 111 Федерального закона Российской Федерации "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Заявителем может являться российское лицо, выступающее в качестве владельца товара, покупателя товара, декларанта. Заявителем может являться иностранное лицо, выступающее в качестве декларанта. Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения, направляет в соответствующий таможенный орган запрос о принятии предварительного решения. В таком запросе должны быть указаны все сведения о товаре, необходимые для принятия предварительного решения: полное коммерческое наименование, фирменное наименование, основные технические и коммерческие характеристики (назначение, сорт, марка, модель, артикул, материал, из которого изготовлен товар, выполняемые товаром функции, описание индивидуальной и транспортной упаковки).

Статья 93 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" устанавливает, что предварительные решения относительно определения страны происхождения товаров принимаются уполномоченным органом в сфере таможенного дела при применении преференциального и непреференциального режимов. Форма принятия предварительного решения относительно определения страны происхождения товаров определяется Правительством Республики Казахстан.

Согласно п. 2 ст. 16 Таможенного кодекса Республики Беларусь по запросу декларанта или иного заинтересованного лица таможенные органы принимают предварительное решение о происхождении товара из конкретной страны (о стране происхождения товара) в соответствии с параграфом 3 главы 4 Кодекса.

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС