Таможенный досмотр

 

Комментарий к статье 116 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Таможенный досмотр

Таможенный досмотр - форма проведения таможенного контроля, заключающаяся в осмотре товаров и транспортных средств, при котором происходит снятие пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытие упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.
Суть и содержание таможенного досмотра раскрываются через его сравнение с другой формой таможенного контроля - таможенным осмотром.
Таможенный осмотр и таможенный досмотр имеют ряд общих признаков:

а) цель проведения - установление законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

б) объекты - товары и транспортные средства;

в) административный характер действий, совершаемых таможенным органом.

Основное отличие между этими формами таможенного контроля состоит в следующем. Осмотр представляет собой обозрение (внешний визуальный осмотр) товаров, транспортных средств, помещений, в которых они могут находиться, без нарушения целостности предметов и без их вскрытия. Как правило, таможенный осмотр предшествует таможенному досмотру.
При проведении досмотра могут осуществляться вскрытие транспортных средств, грузовых помещений, тары и упаковки, снятие пломб, печатей и иных средств идентификации. Для обнаружения фактов открытого перемещения товаров в ходе таможенного досмотра производится проверка грузовых мест, конструктивных особенностей транспортных средств с целью обнаружения тайников, в которых могут быть сокрыты отдельные предметы.
При проведении таможенного досмотра таможенный орган исходит из принципа выборочности. При выборе этой формы таможенного контроля используется система управления рисками. Так, на решение таможенного органа о необходимости проведения таможенного досмотра могут повлиять, например, следующие обстоятельства:

- перемещаемые через таможенную границу товары облагаются акцизом или подпадают под меры нетарифного регулирования;

- товары перевозятся транспортными организациями, ранее допустившими нарушение процедуры внутреннего таможенного транзита;

- товары перевозятся транспортом, принадлежащим физическим лицам и т.д.

При проведении таможенного досмотра должностные лица таможенного органа должны руководствоваться предписаниями таможенного законодательства, в которых закреплен принцип недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля.

По общему правилу, таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации. До принятия таможенной декларации таможенный досмотр в отношении ввозимых товаров может проводиться в следующих случаях:

- в целях идентификации товаров для таможенных целей;

- при наличии информации о нарушении таможенного законодательства (досмотр проводится для проверки такой информации);

- в целях проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.

В ст. 116 ТК очерчена процедура проведения таможенного досмотра.

После принятия решения о начале проведения досмотра таможенный орган обязан уведомить об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и транспортных средств. Такая обязанность возлагается на таможенный орган, если декларант или лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, известны.

Присутствие при таможенном досмотре является правом указанных лиц и их представителей, однако, если на этом настаивает таможенный орган, такое право трансформируется в обязанность.

Если таможенный досмотр проводится на этапе перевозки товаров под таможенным контролем, нередко остро встает вопрос об уведомлении указанных лиц и возможности их присутствия при таможенном досмотре. Вот почему в ст. 116 ТК установлено, что при отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Для обеспечения оперативности и эффективности таможенного контроля ТК предоставляет таможенному органу право проводить досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, их представителей в одном из четырех перечисленных случаев:

1) в случае неявки указанных лиц либо когда такие лица неизвестны;

2) при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств - членов Таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах;

3) при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;

4) при оставлении на таможенной территории Таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

В каждом из перечисленных случаев декларантов и лиц, имеющих полномочия в отношении товаров, а также их представителей при совершении таможенного досмотра заменяют понятые. Таким образом, в указанных случаях присутствие понятых становится обязательным условием проведения таможенного досмотра.

В соответствии с принципом выборочности таможенного контроля таможенному досмотру может быть подвергнута только часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования. При этом результаты таможенного досмотра могут быть распространены на все товары, указанные в таможенной декларации (в том числе и на товары, которые не были досмотрены). Если такой подход оказывается неприемлемым или невыгодным для декларанта или лица, имеющего полномочия в отношении товаров и транспортных средств, то указанные лица вправе требовать дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров.

Результаты таможенного досмотра оформляются в специальном акте, который составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в таможенном органе, а второй вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если это лицо известно.

Форма акта, составляемого по результатам таможенного досмотра, утверждается Комиссией Таможенного союза (решение Комиссии от 20 мая 2010 года N 260 "О формах таможенных документов"). В акте должны содержаться сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, о лицах, присутствовавших при его проведении, а также отражаться результаты таможенного досмотра. Если таможенный досмотр проводился в отсутствие декларанта или лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, в акте обязательно должны быть указаны соответствующие причины.

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС