Таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов

 

Комментарий к статье 93 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов

Статья 93 ТК регламентирует распределение обязанностей по взысканию таможенных пошлин, налогов между таможенными органами государств - членов Таможенного союза. Здесь действует общее правило, согласно которому взыскание осуществляет тот же таможенный орган, который осуществляет начисление и взимание платежей, то есть тот таможенный орган, который осуществил выпуск товара на таможенную территорию, за исключением случая незаконного перемещения товара через таможенную границу, когда взыскание осуществляет выявивший правонарушение таможенный орган.
Согласно стандарту 3.40 Генерального приложения к Киотскому протоколу выпуск товара осуществляется, в числе прочего, после того, как были уплачены любые пошлины и налоги или предприняты необходимые действия для обеспечения их взимания. Таким образом, таможенный орган, который предпринял ранее все действия по обеспечению взимания, имеет больше возможностей по осуществлению действий по принудительному взиманию, в первую очередь - по обращению взыскания на предоставленное обеспечение, авансовые платежи.
В том случае, если плательщик не является резидентом того государства, таможенный орган которого осуществляет взимание, указанный таможенный орган осуществляет взаимодействие с таможенными органами другого государства с учетом норм главы 17 ТК. Работа по взысканию недоимки с плательщика, который не является резидентом ни одного из трех государств - участников Таможенного союза, осуществляется в рамках Киотского протокола.

Пункт 3 ст. 93 ТК говорит о том, что порядок перечисления сумм взысканных таможенных пошлин, налогов в государство - член Таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, определяется международным договором государств - членов Таможенного союза. Данное положение согласуется с абз. 1 п. 1 ст. 91, согласно которому международные договора государств - членов Таможенного союза имеют высшую юридическую силу при взыскании таможенных пошлин и налогов. Таким договором является Соглашение об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), совершенное в Санкт-Петербурге 20 мая 2010 года (Соглашение ратифицировано в Российской Федерации Федеральным законом от 27 октября 2010 г. N 230-ФЗ). Статьей 3 данного Соглашения предусмотрено, что ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению на единый счет уполномоченного органа той стороны, в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, в том числе и при взыскании ввозных таможенных пошлин. Соглашением установлены нормативы распределения ввозных таможенных пошлин между сторонами Таможенного союза, которые действуют и для распределения взысканных таможенных пошлин (Нормативы составляют 4,7% для Республики Беларусь, 7,33% для Республики Казахстан, 87,97% для Российской Федерации). Суммы первоначально поступают на специальный единый счет уполномоченного органа государства, осуществившего взыскание, открытый в его центральном банке, после чего распределяется путем перечисления сумм, конвертированных в установленную Соглашением валюту, (В настоящее время - доллары США) на аналогичные счета других государств, открытые в обязательном порядке в этом же центральном банке.

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС