Таможенный осмотр помещений и территорий

 

Комментарий к статье 119 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Таможенный осмотр помещений и территорий

Осмотр помещений и территорий как форма таможенного контроля осуществляется таможенными органами по двум основным направлениям:

1) для подтверждения нахождения в этих помещениях и на этих территориях товаров и транспортных средств, пребывающих под таможенным контролем;

2) для выявления товаров, ввезенных на таможенную территорию, с нарушением порядка, установленного таможенным законодательством.

В первом случае осматриваемыми помещениями и территориями могут стать, например, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли, а также иные помещения и территории, где в соответствии с условиями таможенных процедур могут храниться товары, находящиеся под таможенным контролем (цеха предприятий, где размещено иностранное оборудование, временно ввезенное на таможенную территорию Таможенного союза, складские помещения предприятий, на которых хранятся товары, ввезенные под таможенной процедурой переработки на таможенной территории, и т.п.).
Основанием проведения осмотра в этом случае может стать информация об утрате товаров, находящихся под таможенным контролем, их отчуждении или использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК.
Во втором случае целью осмотра является выявление товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза с нарушением установленного порядка. Основанием для таких осмотров является информация, поступающая в таможенные органы.
Объектами осмотра в подобных случаях обычно являются пункты пропуска через Государственную границу, зоны таможенного контроля, созданные вдоль таможенной границы, а также помещения, где ведется оптовая или розничная торговля ввезенными товарами. Кроме того, осмотр помещений и территорий может проводиться в рамках выездной таможенной проверки.

Таможенный осмотр помещений и территорий может также осуществляться таможенными органами в целях проверки соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, установленным законодательством государств - членов Таможенного союза в соответствии со следующими статьями ТК: ст. 24 "Условия включения в реестр владельцев складов временного хранения", ст. 29 "Условия включения в реестр владельцев таможенных складов", ст. 34 "Условия включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли", ст. 168 "Места временного хранения товаров"), ст. 233 "Таможенные склады и их типы", ст. 304 "Магазины беспошлинной торговли".

Следует различать осмотр помещений и территорий как форму таможенного контроля и обследование помещений, зданий, сооружений как оперативно-розыскное мероприятие. В последнем случае речь идет об оперативном (непроцессуальном) осмотре помещений в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения другой информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Оперативный осмотр регулируется нормами Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", а осмотр помещений в порядке осуществления таможенного контроля - нормами таможенного законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 119 ТК таможенные органы не вправе осматривать жилые помещения.

Для проникновения в помещение (на территорию) с целью проведения осмотра должностное лицо таможенного органа предъявляет, во-первых, предписание и, во-вторых, служебное удостоверение. Форма предписания на проведение осмотра помещения (территории) определяется законодательством государств - членов Таможенного союза.

Таможенный осмотр помещений и территорий при проведении выездной таможенной проверки проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки.

Законодательство государств - членов Таможенного союза может установить иной порядок проведения осмотра помещения (территории) должностным лицом таможенного органа. В отдельных случаях для того, чтобы таможенный орган осмотрел помещение или территорию, ему может потребоваться согласование этого вопроса с другим государственным органом или даже получение разрешения на проведение осмотра. Это касается, например, помещений и территорий, занятых под нужды Министерства обороны, Минатомэнерго и т.п.

В случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.

Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Осмотр помещения (территории) должен быть проведен в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного рабочего дня, если иное не установлено законодательством государств - членов Таможенного союза. В соответствии со ст. 175 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенный осмотр может продолжаться не более трех рабочих дней в случаях:

1) отказа в доступе в помещение и на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и (или) отказа в добровольном предъявлении товаров к таможенному осмотру;

2) если для проведения идентификации товаров требуется осуществление действий в помещении или на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и эти действия не могут быть завершены в течение одного рабочего дня;

3) если размер площади помещения и территории, которые подлежат осмотру, превышает 1000 квадратных метров.

Таможенный орган стремится свести к минимуму неблагоприятные последствия проводимых им осмотров. Он должен руководствоваться положениями таможенного законодательства, в которых закреплена недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля.

Таможенный осмотр помещений и территорий не может проводиться в ночное время (ч. 2 ст. 175 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Результаты осмотра оформляются в акте, форма которого утверждается Комиссией Таможенного союза (решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 260 "О формах таможенных документов"). Один экземпляр остается в таможенном органе, а другой вручается лицу, чьи помещения и территории осматривались.

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС