Общие положения о таможенной стоимости

 

Комментарий к статье 64 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Общие положения о таможенной стоимости

В ст. 64 ТК установлен порядок определения таможенной стоимости товаров в связи с их перемещением через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС.
В ТК отсутствует легальное определение категории таможенной стоимости. В прежней редакции ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" (до изменений, внесенных Федеральным законом от 8 ноября 2005 года N 144-ФЗ) под таможенной стоимостью понималась стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом и используемая для целей обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

В ст. 5 Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года N 2151-XII "О таможенном тарифе" содержится практически идентичное определение понятия "таможенная стоимость". Единственное отличие состоит в том, что в Республике Беларусь таможенная стоимость определяется не только на уровне законодательных актов, но и на подзаконном уровне - указами Президента Республики Беларусь.
В приведенном определении законодатель охарактеризовал таможенную стоимость с точки зрения ее функционального назначения. Между тем данное понятие может быть рассмотрено в нескольких аспектах. В экономическом смысле таможенная стоимость представляет собой особую разновидность стоимости товара, стоимостной показатель, характеризующий величину, используемую в качестве исходной расчетной базы при исчислении таможенных платежей. При этом фактическая величина таможенной стоимости, как правило, основывается на стоимости оцениваемых, идентичных либо однородных товаров в соответствии с условиями внешнеторговой сделки. Как правовая категория таможенная стоимость является одним из ключевых институтов таможенного права, характеризующим товар в качестве объекта публично-правового регулирования.
В п. 2 ст. 75 ТК установлено, что в зависимости от видов товаров и применяемых видов ставок таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (например, количество, объем, масса с учетом товарной упаковки) является базой для исчисления таможенных пошлин. Так, таможенная стоимость товаров необходима для расчета таможенной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам, установленным Единым таможенным тарифом Таможенного союза (ЕТТ ТС).

Примечание. ЕТТ утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза".

Кроме того, таможенная стоимость выступает основным компонентом налоговой базы для взимания налогов (НДС и акцизов) при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. В соответствии с п. 3 ст. 75 ТК определение налоговой базы по налогам регулируется актами национального законодательства. Например, порядок определения налоговой базы по НДС в отношении импортируемых товаров установлен для Российской Федерации - в ст. 160 НК РФ, для Республики Беларусь - в ст. 99 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 года N 71-3, для Республики Казахстан - в ст. 247 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 10 декабря 2008 года N 99-IV.
Помимо этого в Российской Федерации в отличие от других государств - членов Таможенного союза величина таможенной стоимости используется в качестве критерия для определения размера ставок при исчислении таможенных сборов за таможенное оформление товаров (Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 года N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции").

Вопросы определения таможенной стоимости находятся в тесной связи с формированием федерального бюджета в части, образуемой за счет поступлений таможенных платежей, развитием внешнеторгового оборота, международным регулированием трансфертного ценообразования для целей косвенных налогов.
В международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости ввозимых товаров рассматривается в качестве нетарифного барьера, способного в значительной степени повысить фактический уровень таможенно-тарифной защиты. Ускорение интеграционных процессов в сфере внешнеторговой деятельности обусловило необходимость унификации правовых норм, регулирующих институт таможенной стоимости.
Основой порядка определения таможенной стоимости товаров, принятой в большинстве стран мира, выступают ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ 1994 года (далее - Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ), являющиеся неотъемлемыми частями Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации.

22 августа 2012 года для Российской Федерации вступил в силу Протокол от 16 декабря 2011 года "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.", ратифицированный Федеральным законом от 21 июля 2012 года N 126-ФЗ. С даты присоединения к Всемирной торговой организации (далее - ВТО) в России начал действовать Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (ратифицирован Федеральным законом от 19 октября 2011 года N 282-ФЗ "О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы"). Согласно п. 1 указанного Договора со дня присоединения любого из государств - членов Таможенного союза к ВТО (на данный момент только Россия имеет статус полноправного члена ВТО) положения Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации, включая ряд многосторонних соглашений по торговле товарами, важнейшими из которых являются ГАТТ 1994 и Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом до принятия государствами - членами Таможенного союза мер по приведению правовой системы Таможенного союза в соответствие с Соглашением о создании ВТО положения данного соглашения, включая обязательства государств - членов Таможенного союза, взятые ими при присоединении к ВТО, будут иметь приоритет над международными договорами Таможенного союза и решениями Евразийской экономической комиссии.

Согласно ч. 2 ст. VII ГАТТ 1994 "оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках". В ч. 5 этой же статьи ГАТТ закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости. Реализация на практике этих принципов позволяет участникам внешнеторгового оборота "определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей".
Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ в ст. 1 закрепляет в качестве основного принципа определения таможенной стоимости использование цены сделки (transaction value), под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары, скорректированная с учетом дополнительных расходов, понесенных покупателем, но не включенных в фактическую цену сделки (брокерские, комиссионные расходы, стоимость упаковки и т.д.).
В соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ фактически уплаченная или подлежащая уплате цена товара, реализуемого в государство-импортер, признается таможенной стоимостью при соблюдении следующих условий:
1) цена сделки, а равно совершение самой сделки не могут зависеть от каких-либо обстоятельств, оказывающих влияние на цену или условия сделки, за исключением тех обстоятельств, которые являются ключевыми при определении существенных качественных и количественных характеристик товара, выступающего предметом сделки;
2) стороны внешнеторговой сделки (экспортер и импортер) не могут находиться между собой в состоянии взаимозависимости;
3) импортер не возвращает прямо или косвенно экспортеру часть прибыли, полученной по внешнеторговой сделке;
4) не допускается условиями внешнеторговой сделки устанавливать какие-либо ограничения в отношении переходящих к импортеру прав пользования и распоряжения товарами, являющимися предметом сделки, за исключением следующих случаев:

- если такие ограничения установлены законодательством государства-импортера;

- если такие ограничения установлены в регионе, в котором товары планируются к повторной реализации (перепродаже);

- если такие ограничения не оказывают существенного влияния на цену внешнеторговой сделки.

В случаях, когда таможенная стоимость не может быть определена на основании цены сделки, таможенные органы и импортер в процессе совместных консультаций вырабатывают общую позицию по применению альтернативных методов определения таможенной стоимости (прежде всего, с использованием цены идентичных товаров, а при их отсутствии - однородных). При невозможности определить таможенную стоимость на основе первых трех методов импортер в избираемой им последовательности применяет методы сложения и вычитания. При методе сложения (или расчетном методе) таможенная стоимость определяется путем калькулирования себестоимости товара и прибавления нормальной для данного вида коммерческой деятельности нормы прибыли. Метод вычитания заключается в определении таможенной стоимости на основании цены единицы товара, по которой импортируемые товары реализуются в наибольшем количестве на внутреннем рынке страны импорта. Данный метод предполагает осуществление ряда вычетов в размере расходов, понесенных в связи с импортом товаров или их продажей в стране импорта (транспортные, страховые расходы, ввозные таможенные пошлины, налоги и т.д.). Последний метод определения таможенной стоимости в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ - резервный метод, при котором таможенная стоимость определяется на основе разумного применения названных выше методов и с использованием данных, имеющихся в стране импорта.
Текст Протокола от 16 декабря 2011 года "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." в качестве приложения включает Перечни (Schedules) (аутентичны только на английском языке), составляющие правовую основу обеспечения выполнения Российской Федерацией своих обязательств в рамках организации. Во исполнение требований данных документов Евразийской экономической комиссией было принято решение от 31 мая 2012 года N 54 "О Плане мероприятий по адаптации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства к условиям функционирования в рамках многосторонней торговой системы". Одним из мероприятий, реализация которого намечена в Плане, является подготовка проекта акта Таможенного союза, обеспечивающего использование в полном объеме Пояснительных примечаний к Кодексу о таможенной стоимости ГАТТ. Согласно уточнениям, приведенным в соответствующей названному мероприятию колонке Плана, с даты присоединения в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ Российская Федерация примет два способа установления приемлемой цены сделки между связанными сторонами, а именно анализ обстоятельств продажи и демонстрация декларантом того, что стоимость сделки приближена к "контрольному значению", указанному таможенным органом. Кроме того, положение ст. 8.3 Кодекса о таможенной стоимости ГАТТ, устанавливающее, что повышение уплачиваемой или подлежащей уплате цены может иметь место только на основании "объективных и количественных данных", инкорпорировано в соответствующую норму международного договора Таможенного союза о таможенной оценке, в которой содержится упоминание о "надежной и вычислимой информации".

Стоит отметить, что проделанный объем взаимосогласительной работы по проверке таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле значительно облегчит в перспективе включение в состав ВТО как Таможенного союза ЕврАзЭС, так и иных его стран-участниц.
В соответствии с п. 1 ст. 64 ТК таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
Как следует из приведенной нормы, порядок определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, зависит от направления их перемещения.
Единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения ЕТТ, а также нетарифных мер регулирования товарооборота Таможенного союза установлены Соглашением от 25 января 2008 года "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", вступившим в силу одновременно с вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года. В связи с вступлением в силу Протокола от 23 апреля 2012 года (Протокол от 23 апреля 2012 года "О внесении изменений и дополнений в Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года") п. 3 ст. 1 Соглашения "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" устанавливается, что таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяется в соответствии с указанным Соглашением, основанном на принципах и общих правилах, установленных статьей VII ГАТТ 1994 и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994.

При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза Евразийская экономическая комиссия принимает решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости, установленных Соглашением "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", исходя из соответствующих положений Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 года, включая пояснительные примечания к нему, а также документов по таможенной стоимости товаров, разработанных Техническим комитетом по таможенной оценке ВТО.
При вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза для определения таможенной стоимости применяются акты законодательства того государства - члена Таможенного союза, таможенными органами которого производится декларирование.
Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлен в Правилах определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 года N 191 "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации".

Таможенная стоимость вывозимых с таможенной территории Республики Казахстан товаров определяется на основании ст. 98 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV "О таможенном деле в Республике Казахстан".
В Республике Беларусь соответствующий порядок закреплен в Указе Президента Республики Беларусь от 31 июля 2006 года N 474 "О порядке определения таможенной стоимости товаров".
Во внутренних актах государств - членов Таможенного союза сохраняются основные положения Кодекса о таможенной стоимости ГАТТ и Соглашения "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза". Вместе с тем число и последовательность применения методов определения таможенной стоимости вывозимых товаров в Республике Беларусь и Республике Казахстан отличаются от принятых в Российской Федерации (метод по стоимости сделки с вывозимыми товарами; расчетный метод; метод по стоимости сделки с идентичными товарами; метод по стоимости сделки с однородными товарами). В Казахстане таможенная стоимость также может быть определена на основании результатов независимой экспертизы.
Согласно п. 2 ст. 64 ТК положения Соглашения "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" распространяются на случаи, когда ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза товары фактически пересекли таможенную границу и впервые после этого были помещены под таможенную процедуру (за исключением процедуры таможенного транзита).
Если впоследствии первоначально заявленная таможенная процедура изменяется, то таможенная стоимость товаров определяется исходя из их состояния на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы.
Тем не менее на практике таможенные органы могут не всегда неукоснительно следовать указанной норме. Так, например, рассматривая заявление о признании незаконным решения Калининградского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни по корректировке таможенной стоимости ввезенного товара, суд отказался принять доводы таможенного органа об отсутствии предмета обжалования в связи с заявленной декларантом таможенной процедурой свободной таможенной зоны. (В соответствии с п. 1 ст. 10 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны" товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов, в их отношении запрещается принимать меры нетарифного регулирования.) Суд не согласился с позицией таможенного органа по той причине, что согласно п. 2 ст. 64 ТК в случае изменения декларантом таможенной процедуры подлежат уплате таможенные платежи, исчисленные на основании таможенной стоимости, величина которой определена в оспариваемом решении о корректировке.

В исключительных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, может устанавливаться отличный порядок таможенной оценки. Так, иные правила определения таможенной стоимости установлены в отношении товаров, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе. Согласно ст. 235 ТК такие товары подлежат помещению под выбранную декларантом таможенную процедуру, как если бы они были ввезены в негодном, испорченном или поврежденном состоянии. При помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления их таможенная стоимость и (или) физическая характеристика в натуральном выражении определяются на день декларирования для внутреннего потребления, как если бы они в этот день были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза (ст. 238 ТК). Данные нормы ТК полностью соответствуют стандарту 13 Специального приложения D Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция).

Федеральным законом от 3 ноября 2010 года N 279-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года" (Российская газета. 2010. N 253) Российская Федерация присоединилась к Киотской конвенции. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 4 июля 2011 года (СЗ РФ. 2011. N 32). Отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 12 Киотской конвенции объем обязательств Российской Федерации при присоединении к ней ограничен рамками генерального приложения, специальные приложения конвенции могут приниматься Россией дополнительно.
Членами Киотской конвенции также являются Республика Беларусь (Конвенция вступила в силу для Республики Беларусь 10 апреля 2011 года) и Республика Казахстан, ратифицировавшая документ с оговорками еще в начале 2009 года (Закон Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года N 141-IV "О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур").

В п. 3 ст. 64 ТК содержится общее правило, согласно которому таможенная стоимость ввозимых товаров определяется самостоятельно декларантом или его таможенным представителем. В исключительных случаях, предусмотренных ТК, таможенную стоимость товаров определяет таможенный орган. Так, таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товаров в соответствии с ч. 1 ст. 68 ТК, если им обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Аналогичное право предусмотрено п. 9 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".

Согласно п. 4 ст. 64 ТК общие положения о таможенной стоимости товаров, установленные главой 8 ТК, не распространяется на товары для личного пользования. В их отношении применяются иные нормы таможенного законодательства Таможенного союза (см. комментарий к ст. 361 ТК).
В п. 5 ст. 64 ТК установлен порядок правового регулирования отношений, возникающих в связи с применением временного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, то есть отношений по подаче временной (неполной) таможенной декларации и осуществлению ее последующей корректировки с представлением полной таможенной декларации. С целью обеспечения и гарантии непрерывности внешнеторгового оборота при отсутствии документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для расчета величины таможенной стоимости, допускается отложить ее точное определение. В таких случаях для заявления таможенной стоимости, исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов декларанту разрешается использовать только имеющиеся документы и сведения.
При этом указанная норма имеет бланкетный характер, поскольку содержит ссылку на соответствующее решение Комиссии Таможенного союза, которым определяются подобные случаи таможенной оценки, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов.
На сегодняшний день такое решение наднациональным органом управления таможенного союза (до 2012 года - Комиссией Таможенного союза, в настоящее время - Евразийской экономической комиссией) не принято. В связи с этим при возникновении спорных ситуаций следует исходить из положения п. 3 ст. 366 ТК, согласно которому если предусмотренные ТК международные договоры государств - членов Таможенного союза и решения Комиссии не вступили в силу на момент вступления в силу ТК, то до момента их вступления в силу применяется законодательство государств - членов Таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения.
Например, по внешнеторговому контракту с таможенной территории Таможенного союза вывозится помещенный под таможенную процедуру экспорта товар - никель нелегированный. Цена товара определена в контракте как среднее арифметическое значение официальных котировок Лондонской биржи металлов за предусмотренный соглашением сторон период. Котировальным периодом для определения цены товара являются все биржевые дни одного из месяцев по выбору покупателя - месяца поставки либо месяца, следующего за месяцем поставки.
В связи с этим таможенная стоимость вывозимого товара определяется декларантом из имеющихся предварительных счетов, выставленных покупателю, и таможенные платежи рассчитаны и уплачены исходя из указанной величины таможенной стоимости.
Согласно ст. 214 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" после фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза товаров, в отношении которых была подана временная декларация по причине невозможности представить точные сведения об их количестве и (или) таможенной стоимости, декларант обязан подать одну или несколько полных таможенных деклараций на вывезенные товары в срок, установленный таможенным органом по письменному заявлению декларанта. При этом такой срок должен учитывать время, необходимое для фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза и получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной декларации на товары.

При временном декларировании товаров обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин возникает у декларанта дважды: во-первых, с момента регистрации таможенным органом временной декларации на товары, во-вторых, с момента регистрации таможенным органом полной декларации на товары. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются исходя из ставок, действующих на день регистрации временной декларации на товары. Если в результате подачи полной декларации с уточненными сведениями сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается, то декларант должен осуществить доплату, в указанном случае пени не начисляются; при уменьшении этой суммы - излишне уплаченные таможенные пошлины подлежат возврату (зачету) декларанту.

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС