Временный ввоз импортных самолетов

 

В настоящее время широко обсуждается вопрос освобождения от уплаты таможенных платежей ввоза импортных самолетов на территорию Российской Федерации. Так, на заседании Комиссии Таможенного союза рассматривалось предложение об освобождении от уплаты таможенных платежей сроком на 5 лет воздушных судов иностранного производства, ввозимых по договорам лизинга (до июля 2015 г.).

Однако следует напомнить, что подобное освобождение уже применялось в Российской Федерации, но предполагаемого экономического эффекта достигнуто не было. Так, например, Распоряжением Правительства РФ от 02.12.1994 N 1898-р авиакомпания "Трансаэро" полностью освобождалась от уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов сроком на 5 лет на временно ввозимые самолеты и запасные части. Затем срок действия указанного Распоряжения был продлен еще на 5 лет в связи с инвестиционным соглашением, заключенным Минэкономики России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.07.1998 N 716 "О дополнительных мерах по государственной поддержке гражданской авиации России" (Распоряжение Правительства РФ от 28.12.1999 N 2131-р).

Таким образом, авиакомпания в течение 10 лет не уплачивала пошлины и налоги за ввозимые самолеты и запасные части к ним (т.е. денежные средства в бюджет не поступали), а российские самолеты так и не приобрела (поскольку они не были изготовлены).

Следует отметить, что с 1 января 2010 г. в Российской Федерации применяются ставки пошлин, установленные Единым тарифом Таможенного союза [1]. В соответствии с данным Тарифом в Россию ввозятся беспошлинно следующие самолеты:

Код ТН ВЭД

Наименование позиции

8802 40 002 3

Самолеты гражданские пассажирские с количеством
пассажирских мест более чем на 300 человек

8802 30 000 2
8802 40 001 1

Самолеты гражданские пассажирские с количеством
пассажирских мест не более чем на 50 человек

8802 40 009 1

Самолеты гражданские пассажирские с массой пустого
снаряженного аппарата более 120 000 кг

8802 40 009 3

Самолеты гражданские грузовые, не оснащенные грузовой
рампой, с максимальной взлетной массой более 370 000 кг

К остальным воздушным судам применяется импортная пошлина в размере 20%. Также при ввозе на территорию Российской Федерации воздушных судов уплате подлежит НДС в размере 18%. Таким образом, даже если самолет ввозится беспошлинно, сумма подлежащих уплате таможенных платежей получается довольно значительной, так как таможенная стоимость даже самого маленького и старенького "Боинга" составляет около 10 млн долл. США.

В то же время, если правильно выбрать таможенный режим, сумму таможенных платежей можно "растянуть" во времени за счет рассрочки, причем проценты за предоставление отсрочки/рассрочки не уплачиваются. Например, в режиме "Временный ввоз" таможенные платежи уплачиваются ежемесячно в размере 3% от суммы условно начисленных платежей, которые подлежали бы уплате, если бы товар был выпущен в свободное обращение (т.е. периодические платежи). Общая сумма уплаченных периодических платежей не может превышать суммы платежей, которые подлежали бы уплате, если бы товар был выпущен в свободное обращение. Эти правила в равной степени урегулированы в Таможенных кодексах стран, образующих Таможенный союз: ст. 212 ТК РФ [2], ст. 191 ТК РК [3], ст. 72 ТК РБ [4]. Поэтому совершенно очевидно, что данные нормы содержатся и в Таможенном кодексе Таможенного союза [5, ст. 282]. А вот максимальный срок, на который возможно ввести товары в режиме "Временный ввоз", в этих странах различен: в России - 34 месяца [2, ст. 213], в Казахстане - 3 года [3, ст. 192], в Белоруссии - 2 года (но может быть увеличен) [4, ст. 71]. В Таможенном союзе установлен максимальный срок - 2 года, но он может быть увеличен [5, п. 2 ст. 280].

Из приведенных норм законодательства следует, что вне зависимости от срока, на который заключен договор лизинга (к примеру, 5 - 7 лет), организация, ввозившая самолеты, будет уплачивать таможенные платежи только 34 месяца (100% начисленных платежей : 3% ежемесячных платежей = 33,3 мес.). Причем в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ [6] сумма уплаченного на таможне НДС может быть заявлена российской организацией к налоговому вычету. Для этого на таможне необходимо получить подтверждение уплаты пошлин и налогов по конкретной ГТД [2, п. 5 ст. 331].

Таким образом, уплатив НДС на таможне, организация получает вычеты в налоговых органах, а если ставка ввозной пошлины равна нулю, то в конечном счете при ввозе самолета она несет расходы только в виде уплаты сборов за таможенное оформление. Но даже если ставка ввозной пошлины установлена в размере 20%, организация не останется в накладе: она будет уплачивать ежемесячно только 3% от этой суммы и получать прибыль от эксплуатации ввезенного воздушного судна. Поэтому, на наш взгляд, предоставлять полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов на временно ввозимые самолеты сроком на 5 лет нецелесообразно.

Другое предложение, вынесенное на Комиссию Таможенного союза белорусской стороной - полное освобождение от уплаты таможенных пошлин всех воздушных судов. Это предложение планировалось рассмотреть 14 апреля 2010 г. (Приложение к Решению Комиссии от 26.02.2010 N 194).

В связи с этим следует напомнить, что таможенные пошлины устанавливаются с целью защиты собственных производителей и пополнения бюджета страны. Кроме того, в настоящее время на основные типы самолетов уже установлены нулевые пошлины: для деловой авиации (до 50 человек), для чартерно-туристических направлений (более 300 человек), для грузовых рейсов (извещение самолетов более 120 т). Обнуление ставок пошлин на все типы самолетов привело бы к дефициту российского бюджета и подрыву отечественного производства. Самолетостроение является важной отраслью российской экономики и нуждается в государственном субсидировании. Поэтому отказ от освобождения всех ввозимых самолетов от уплаты таможенных пошлин следует признать обоснованным.

Если же предложение о полном освобождении от уплаты таможенных пошлин при ввозе всех типов самолетов будет в конечном итоге принято, то следовало бы учитывать год выпуска воздушных судов (в целях безопасности полетов) и ставить условие о снижении стоимости авиабилетов на них. Например, беспошлинно могли бы быть ввезены самолеты, с момента выпуска которых прошло не более 10 лет (на дату заключения договора лизинга/аренды/продажи), и авиакомпании должны были бы устанавливать пониженные цены на авиарейсы, совершаемые этими самолетами.

В целом в настоящее время в режиме временного ввоза сроком более 2 лет ввозятся только те товары, которые относятся к основным производственным средствам. Поэтому после освобождения от уплаты таможенных пошлин самолетов велика вероятность постановки бизнес-сообществом вопроса о дальнейшем подобном освобождении других дорогостоящих товаров.

На наш взгляд, в условиях мирового финансового кризиса целесообразнее было бы рассмотреть вопрос о снижении величины ежемесячных платежей при помещении товаров в режим временного ввоза. Тогда увеличился бы и срок рассрочки уплаты платежей. Например, если снизить ставку периодических платежей до 2%, то общая сумма платежа станет равной сумме условно начисленных платежей через 50 месяцев (4 года и 2 месяца - это почти тот срок, на который авиакомпании хотели бы получить освобождение). Реализация данного предложения облегчила бы бремя организаций, осуществляющих ввоз товаров по лизинговым договорам, что сказалось бы на развитии бизнеса и в то же время не отразилось бы на пополнении бюджета страны.

Важное значение имеет тот факт, что с 1 июля 2010 г. прекращают свое действие Таможенные кодексы России, Казахстана и Белоруссии и вступает в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). Поэтому в случае принятия данного предложения потребуется внести только одно изменение - поправить п. 3 ст. 282 ТК ТС, так как ст. 280 позволяет увеличивать срок временного ввоза свыше установленных 2 лет.

Что же касается освобождения от уплаты таможенных платежей запасных частей, ввозимых для временно ввезенных воздушных судов, то такое освобождение и сегодня закреплено на законодательном уровне - п. 2 ст. 268 ТК РФ и п. 13 Постановления Правительства РФ от 06.07.2001 N 517 "О временном ввозе (вывозе) транспортных средств". Однако для целей проведения таможенного контроля эти нормы трактуются неоднозначно.

В соответствии с п. 3 ст. 211 ТК РФ временно ввезенные воздушные суда подлежат ремонту (за исключением капитального и модернизации), техническому обслуживанию и другим операциям, необходимым для сохранения их потребительских свойств.

1. В соответствии с разъяснениями ГТК России (Письмо от 29.12.2004 N 14-09/12846 "О временном ввозе запасных частей"), направленными в адрес авиакомпании "Трансаэро", оформление запасных частей, ввозимых в ее адрес, должно производиться с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов.

2. В соответствии с Письмом ГТК России от 06.09.2004 N 01-18/32241 "О таможенном оформлении запасных частей", направлены в адрес компании ООО "Ист Лайн Текник", оформление запасных частей, ввозимых в ее адрес, производится с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов до вывоза замененных частей (т.е. оплата практически происходит за 1 месяц).

3. Согласно разъяснениям, изложенным в Письме ФТС России от 07.12.2006 N 01-06/43077 "О временном ввозе запасных частей" [7], оформление запасных частей, ввозимых в адрес авиакомпаний, производится с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов до момента обратного вывоза этих запасных частей, а не замененных.

Видимо, иных авиакомпаний, не поименованных выше, так как в их адрес персональных разъяснений не было.

Оформление запасных частей в режиме "Переработка на таможенной территории" практически невозможно из-за более долгого процесса таможенного оформления. Поэтому в настоящее время оформление запасных частей для временно ввезенных воздушных судов производится по третьему варианту, т.е. с учетом Письма ФТС России, которое, как и все письма, не является правовым нормативным актом и носит рекомендательный характер.

В данном случае происходит двойное обложение таможенными платежами: ввезенная запасная часть устанавливается на воздушное судно, за которое уплачиваются периодические платежи; по ГТД, в которой отдельно указана данная запасная часть, тоже уплачиваются платежи; замененная запасная часть вывозится, но ее стоимость не уменьшает стоимость воздушного судна, и, следовательно, таможенные платежи не пересчитываются.

Кроме того, не учитывается, что воздушные суда после условного выпуска были перекрашены в цвета российского флага, используются как транспортные средства (в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ) в международных перевозках, что подтверждается заданиями на полет и генеральными декларациями, т.е. дальнейшее их перемещение через таможенную границу Российской Федерации происходит в упрощенном порядке в соответствии со ст. 279 ТК РФ.

Поэтому во избежание двойного налогообложения и в целях более полного таможенного контроля за перемещением запасных частей для ремонта воздушных судов, а также учитывая, что ввезенный двигатель для "Боинга" невозможно установить, например, на ИЛ, на наш взгляд, более правильным было бы применять второй вариант оформления запасных частей.