Ввоз транспортных средств: Утилизационный сбор

 

В конце лета был принят важный подзаконный акт - Постановление Правительства РФ от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" (далее - Постановление N 870). Документ вступил в силу в сентябре 2012 г., поэтому времени на раскачку нет. Давайте же приступим к знакомству с названными правовыми актами, а также с разъяснениями чиновников на данную тему.

 

Начинаем с Закона

 

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 28.07.2012 N 128-ФЗ, в сентябре этого года на территории РФ введен утилизационный сбор. Его плательщиками признаются лица, ввозящие в РФ транспортные средства (далее - ТС), производящие (изготавливающие) их на территории РФ, а также лица, которые приобрели ТС у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора (на законных либо незаконных основаниях). Проще говоря, платить будут те, кто осуществил ввоз ТС на территорию РФ, а также производители и покупатели машин, за которые утилизационный сбор не уплачен в бюджет.
Исключением в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления является "движимое" имущество переселенцев, которым предоставляется льгота согласно программе оказания содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо которые признаны в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами. Кроме того, не облагаются сбором ТС, которые ввозятся для дипломатических представительств (консульских учреждений), что вполне понятно, поскольку к этому обязывают заключенные международные соглашения. Также утилизационный сбор не уплачивается в отношении ТС для перевозки грузов, тягачей, прицепов, полуприцепов, тракторов, автобусов, воздушных и водных судов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории особой экономической зоны в Калининградской области (ст. 12.2 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ).

Не допускается взимание платы с собственников (владельцев) ТС, в отношении которых производителями или импортерами уплачен утилизационный сбор либо производителями принято обязательство по безопасному обращению с отходами, образовавшимися после утраты ТС своих потребительских свойств.
Затраты организаций и предпринимателей в связи с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами компенсируются за счет средств федерального бюджета в размерах и порядке, установленных Правительством РФ согласно бюджетному законодательству (п. п. 8, 9 ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления). Порядок взимания утилизационного сбора, в том числе его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством РФ. Оно же выбирает орган исполнительной власти, который будет взимать данный сбор (п. 4 ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления).

Обратите внимание! При установлении размера сбора учитываются год выпуска ТС, его масса и другие физические характеристики, влияющие на затраты в связи с ведением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ТС потребительских свойств (п. 5 ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления).

 

Продолжаем подзаконным актом

 

Постановлением N 870 утвержден ряд Правил и Перечней. Выделим главное. Взиманием утилизационного сбора занимается Федеральная таможенная служба (ФТС), при этом сумма сбора исчисляется плательщиком самостоятельно. Данные для расчета есть в одном из Приложений к Постановлению N 870. Расчет производится по форме, приведенной в Приложении 1 к названному документу. Бланк расчета включает три раздела, в них приводятся данные о ТС, информация о плательщике, размер утилизационного сбора (по всем ТС плательщика). Обратите внимание: к расчету есть два примечания. Первое гласит, что если из документов не определятся год выпуска ТС, то этот показатель устанавливается по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного ТС. Из второго примечания следует, что категории ТС должны отвечать Классификации, предусмотренной Приложением 1 к Техническому регламенту о безопасности колесных ТС (Утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720). Напомним, о каких ТС идет речь.

К категориям с буквой M относятся автомобили, используемые для перевозки пассажиров, а к категориям с буквой N - грузовые ТС. Если автомобиль предназначен для перевозки пассажиров и грузов, то определяющую роль в его классификации играют количество мест для сиденья и разрешенная максимальная масса. К авто повышенной проходимости категории G относятся авто M и N, при условии, что они имеют ряд преимуществ перед обычными автомобилями. В таблице выделим подкатегории.

Категории M (ТС для перевозки пассажиров)

Категории N (ТС для перевозки грузов)

M1 - легковые авто, имеющие, помимо мест для водителя, не более восьми мест для сидения

N1 - ТС, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т

M2 - автобусы, троллейбусы, имеющие более восьми мест для сидения и массу менее 5 т

N2 - ТС с допустимой максимальной массой свыше 3,5, но не более 12 т

M3 - ТС для перевозки пассажиров, имеющие более восьми мест для сидения и массу более 5 т

N3 - ТС, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т

Далее перечислим категории ТС, с которых взимается сбор:

- ТС категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные автомобили указанной категории;

- ТС категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G;

- специальные и специализированные ТС категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G;

- ТС категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категории G;

- самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья.

Для  первой  группы  базовая  ставка сбора составляет 20 тыс. руб., для всех  остальных  групп  -  150  тыс.  руб.  К  базовой  ставке  применяются понижающие  (повышающие)  коэффициенты.  Они  приведены  в  Перечне видов и категорий   ТС,   с   которых   взимается   сбор  (отдельное  Приложение  к Постановлению  N 870).  В  коэффициентах  есть  разделение  между  новыми и старыми  автомобилями (с даты выпуска прошло более трех лет). Здесь уместно сказать  о  так  называемых   раритетных  автомобилях,  сделки  с  которыми освобождаются  от  уплаты  утилизационного  сбора.  В одном из Приложений к Постановлению  N 870 уточнено, что на "льготу" могут претендовать владельцы ТС  категорий  M  и  N,  в  том  числе повышенной проходимости категории G.

Нетрудно   заметить,   что  список  таких  автомобилей  достаточно  обширен (включает  категории  M1,  M2,  M3,  N1, N2, N3), поэтому определяющим при

освобождении  от сбора будет предназначение автомобиля (не для коммерческих перевозок), наличие оригинального двигателя, кузова и рамы, при том что сам раритетный   автомобиль   сохранен  или  отреставрирован  до  оригинального состояния.

Поясним еще две ситуации, когда можно обойтись без уплаты утилизационного сбора. В частности, это касается ТС, ввезенных с территории государств - членов Таможенного союза и имеющих статус товаров данного союза. В отношении таких автомобилей при ввозе на территорию Таможенного союза должны быть уплачены таможенные пошлины либо организация-изготовитель (резидент Республики Белоруссия или Республики Казахстан) должна быть включена в специальный перечень, который ведет Минпромторг. Он также "учитывает" в отдельном реестре организации - изготовители ТС, принявшие обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты авто потребительских свойств. Хотя в Законе об отходах производства и потребления сказано, что затраты по утилизации ТС компенсируются за счет средств федерального бюджета (куда, собственно, и уплачивается сбор по нормативу 100%), решивший не уплачивать этот сбор производитель за свой счет должен обеспечить:

- прием утративших потребительские свойства произведенных ТС в пунктах приема;

- доставку ТС от пунктов приема до мест осуществления деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ТС потребительских свойств;

- деятельность по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ТС потребительских свойств, в том числе с привлечением третьих лиц, имеющих лицензии на обезвреживание и размещение отходов I - IV классов опасности.

Как видим, не все так просто. Поэтому если производитель имеет небольшие мощности, то ему целесообразнее уплатить утилизационный сбор. Для подтверждения правильности исчисления сбора заполнения одного расчета на установленном бланке недостаточно. Плательщику нужно еще подготовить пакет подтверждающих документов, в числе которых копии одобрения типа транспортного средства, свидетельства о безопасности его конструкции и (или) заключений экспертиз, а также товаросопроводительных документов (при наличии). Дополняют перечень платежные документы об уплате утилизационного сбора.

Итогом всей процедуры является отметка об уплате утилизационного сбора, проставляемая в бланке ПТС или паспорта самоходной машины и других видов техники. Без этой отметки (либо отметки о принятии организацией обязательств о безопасном обращении с отходами ТС) автотранспорт не будет поставлен на регистрационный учет и допущен к участию в дорожном движении. Соответствующие поправки внесены в Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ". А для предупреждения попыток возможного мошенничества сведения об уплате утилизационного сбора дублируются таможенными органами в МВД, а также в Минсельхоз в порядке межведомственного информационного обмена.

Если утилизационный сбор излишне уплачен, то он подлежит возврату. Список документов, которые следует для этого подготовить, не менее объемен, чем при перечислении утилизационного сбора. При возврате излишне уплаченных утилизационных сборов проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются, а комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.

 

Берем на заметку разъяснения чиновников

 

Телетайпограмма ФТС России от 05.09.2012 N ТФ-975. Таможенники указали документ, которым следует руководствоваться при освобождении от утилизационного сбора ввозимых с территории Таможенного союза ТС, - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 55. Оно касается применения Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа. Сбор не придется платить в отношении автомобилей, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При этом, учитывая срок "растаможки", авто "соседей" подпадают под льготу с 23.08.2012.

Телетайпограмма ФТС России от 31.08.2012 N ТФ-963. С 01.09.2012 таможенникам на местах предписано при выдаче ПТС делать запись "утилизационный сбор уплачен" (с указанием реквизитов подтверждающего документа) или "утилизационный сбор не уплачивается" (с указанием соответствующей нормы Закона об отходах производства и потребления). Сделанная запись должна быть заверена подписью и личной номерной печатью таможенника, выдавшего ПТС.

Информация ФТС России от 31.08.2012. Документ фактически разъясняет частный вопрос о порядке взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных ТС. В Информации указаны банковские реквизиты для осуществления платежа. Чиновники заостряют внимание на заполнении отдельных полей расчетного документа (платежного поручения). В поле 104 указывается показатель КБК в соответствии с бюджетной классификацией (КБК 153 1 12 08000 01 6000 120 "Утилизационный сбор"). В поле 107 приводится восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в РФ, осуществляющего администрирование платежа. Надеемся, что данная Информация поможет правильно заполнить "платежку".

Октябрь 2012 г.