Вывоз культурных ценностей за рубеж

Общественная организация "Гуманитарный центр" совместно с Посольством России в Н. планирует провести в Н. выставку-продажу картин. Для проведения Благотворительного мероприятия художники - авторы картин пишут их и отдают безвозмездно, например, Посольству. Благотворительное мероприятие состоится в Посольстве, цель мероприятия - сбор Центром пожертвований для последующего лечения российских детей. По результатам Благотворительного мероприятия жертвователи - физические лица будут направлять Центру пожертвования, которые он будет использовать на оплату лечения. Посольство в благодарность за помощь детям дарит картины жертвователям. По общему правилу на вывоз художественных ценностей, не подпадающих под действие Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей (Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей") необходимо получать соответствующее разрешение за небольшую плату. Для получения разрешения авторы картин подтвердят в своем заявлении, что они передают их в дар Посольству. Потом картины погрузят в Москве в автобус Посольства, который проследует в Н. Соблюдаются ли при таком порядке вывоза картин правила вывоза предметов искусства?

 

Анализ требований законодательства в части соблюдения правил вывоза предметов искусства

 

По общему правилу, закрепленному в Законе о вывозе и ввозе культурных ценностей, культурные ценности, заявленные к вывозу, должны пройти экспертизу, на основании которой делается вывод о возможности их вывоза.
Ввиду наличия в указанном Законе лишь общих положений о предметах как о культурных ценностях соответствующее регулирование осуществляется на подзаконном уровне.

Условия и порядок ввоза и вывоза культурных ценностей (в том числе художественных ценностей (Согласно ст. 7 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей художественные ценности относятся к категориям предметов, подпадающих под регулирование данного Закона) - картин и рисунков целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов) регулируются Приказом N 117 (Приказ Россвязьохранкультуры от 14 марта 2008 г. N 117 "О Перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации"). В соответствии с п. 2 данного Приказа и п. 3 Приложения N 1 к нему не требуется свидетельство на право вывоза в отношении созданных менее 50 лет назад живописных, скульптурных и графических работ, предметов декоративно-прикладного искусства, дизайнерских проектов, инсталляций, предметов детского творчества, а также предметов быта независимо от времени их создания, не находящихся на государственном учете, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что они не подпадают под действие Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей. Указанный факт может подтверждаться справкой (форма утверждена в Приложении N 2 к Приказу N 117), выданной должностными лицами Россвязьохранкультуры (В настоящее время функции по охране культурного наследия осуществляет Министерство культуры РФ (п. 1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 590)) или уполномоченными ею экспертами.

Примечание. По информации, предоставленной специалистом Московской службы по сохранению культурных ценностей, то обстоятельство, что картины созданы менее 50 лет назад, не освобождает лицо, осуществляющее вывоз, от необходимости проведения экспертизы и получения справки установленной формы.

Изложенное позволяет заключить, что для соблюдения порядка вывоза картин с территории России необходимо:

- провести экспертизу, подтверждающую, что данные художественные произведения не подпадают под действие Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей;

- получить справку установленного образца (далее - справка).

Примечание. Форма справки утверждена в Приложении N 2 к Приказу N 117. Согласно Письму Минкультуры России от 25 августа 2011 г. N 5923-01-54/06-АБ с 1 января 2011 г. справка является одним из видов документов, подтверждающих и разрешающих вывоз предметов искусства с таможенной территории РФ. Указанное Письмо доведено до сотрудников ФТС России Письмом от 30 августа 2011 г. N 14-57/41716.

Справка не имеет срока действия и должна быть выдана уполномоченным экспертом по культурным ценностям.

Примечание. Письмом Минкультуры России от 25 августа 2011 г. N 5923-01-54/06-АБ обращается внимание таможенных органов на то, что разрешительные документы на вывоз предметов искусства (в том числе справка) не имеют срока действия.

В настоящее время услуги по экспертизе культурных ценностей предоставляются Московской службой по сохранению культурных ценностей при Департаменте культуры г. Москвы. По информации, содержащейся на портале государственных услуг г. Москвы, проведение такой экспертизы осуществляется бесплатно, экспертиза проводится в день обращения.

Примечание. Письмом Росохранкультуры от 13 февраля 2009 г. N 03-06-203 утвержден Список экспертов Московской службы по сохранению культурных ценностей, которые уполномочены выдавать справки о том, что вывозимые с территории РФ предметы не подпадают под действие Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей. Согласно Письму Минкультуры России от 16 декабря 2011 г. N 8724-01-54/05-АБ эксперты по культурным ценностям, наделенные правом выдачи справок установленного образца на вывоз предметов, не подпадающих под действие Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей, а также эксперты, осуществляющие свою деятельность в аэропортах и таможенных пунктах г. Москвы, сохраняют свои полномочия в полном объеме.

Примечание. По информации, содержащейся на сайте Московской службы по сохранению культурных ценностей (http://exculture.ru/ksvedenivu.html), экспертиза и выдача справок осуществляются высококвалифицированными, аттестованными искусствоведами - экспертами службы, имеющими статус экспертов Минкультуры России. При этом экспертиза заявленных к вывозу произведений производится по минимальным расценкам.

Следует отметить, что справка и заключение выдаются организации, осуществляющей вывоз культурных ценностей, и оформляются на лицо, уполномоченное данной организацией. В рассматриваемой ситуации, если авторы картин безвозмездно передадут их в дар Посольству, оформлять справки и заключения на вывоз необходимо уполномоченному работнику Посольства.
С учетом изложенных выводов проанализируем альтернативные варианты вывоза картин.

 

Вариант 1: вывоз картин осуществляет физическое лицо (либо физические лица), уполномоченное действовать от имени Центра

 

Этот вариант предполагает передачу произведений авторами в дар Центру, который получает необходимые для вывоза картин справки.

В данной ситуации у Центра возникают существенные налоговые риски, связанные с переквалификацией контролирующими органами операций по дарению картин жертвователям в договор купли-продажи. Дарение картин Посольству может быть признано использованием имущества не по целевому назначению. В обоих случаях от Центра потребуют уплатить налог на прибыль с полученных доходов в виде поступлений от жертвователей либо стоимости полученных картин.

 

Гражданско-правовое оформление отношений

 

Передача картин от авторов Центру. Передача картин в дар Центру может оформляться как заключением письменных договоров и соответствующей передачей картин, так и простой передачей картин (в том числе с подготовкой авторами письма о том, что картины передаются в дар).

Примечание. Необходимо также иметь в виду, что сделки с культурными ценностями, подпадающими под действие Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей, должны согласно ст. 45 данного Закона заключаться в письменной форме. Это означает, что, если эксперт придет к выводу, что картины являются культурными ценностями по смыслу указанного Закона, передача в дар картин Центру должна быть оформлена письменно.

Ввиду того что дарение картин осуществляется в общеполезных целях, отношения по передаче картин в дар Центру могут быть квалифицированы в качестве пожертвования. Согласно п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться в том числе общественным организациям.

Передача картин от Центра жертвователям либо Посольству. В рассматриваемой ситуации картины предполагается дарить жертвователям. В связи с этим необходимо иметь в виду следующее:

- если дарителем картин будет Посольство (Согласно п. 15 Указа Президента РФ от 28 октября 1996 г. N 1497 "Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации" посольство является юридическим лицом) либо Центр, договоры дарения в силу п. 2 ст. 574 ГК РФ должны быть заключены в письменной форме (Согласно п. 2 ст. 574 ГК РФ договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме, в том числе в случае, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3000 руб.);

- при предоставлении жертвователями пожертвований Центру существует риск квалификации договоров дарения картин в качестве договоров купли-продажи. Согласно ст. 572 ГК РФ при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила п. 2 ст. 170 ГК РФ: договор дарения между Центром и жертвователями может быть квалифицирован в качестве договора купли-продажи.

 

Соблюдение законодательства о вывозе культурных ценностей

 

При вывозе Центром картин в целях проведения Благотворительного мероприятия необходимо:

- провести экспертизу, подтверждающую, что данные художественные произведения не подпадают под действие Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей;

- получить справку.

 

Налоговые последствия для Центра

 

Передача картин от авторов Центру. В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций (НКО) и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ, доходы в виде безвозмездно полученных НКО работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп. 1 и 4 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

Следовательно, переданные Центру картины могут быть признаны целевым поступлением на содержание Центра, которое должно использоваться по назначению.

Таким образом, при дарении картин Центру у последнего не возникнет обязанности уплатить налог со стоимости полученных в дар произведений искусства.

Передача картин от Центра жертвователям либо Посольству. Передача картин от Центра жертвователям. В рассматриваемой ситуации передача картин жертвователям с высокой степенью вероятности будет квалифицирована налоговыми органами как реализация, поскольку помощь жертвователям не является целью деятельности Центра. В качестве благодарности за осуществленные пожертвования могут выступать благодарственные письма, грамоты и иные виды выражения благодарности, но не имущество, переданное Центру другими жертвователями.

В связи с этим Центр будет обязан уплатить налог на прибыль с полученных доходов.

При этом согласно п. 1 ст. 6 Закона о НКО (Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях") общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Следовательно, при использовании полученных от реализации картин денежных средств в соответствии с целями деятельности Центра стоимость полученных от авторов картин по-прежнему не должна включаться в состав доходов Центра.

Также налоговые органы, признавая полученные от жертвователей денежные средства не облагаемым налогом пожертвованием (п. 2 ст. 251 НК РФ), могут квалифицировать передачу им в дар картин как использование имущества не по целевому назначению. В этом случае Центр должен будет включить в состав доходов рыночную стоимость картин (п. п. 8, 14 ст. 250 НК РФ).

Передача картин в дар Посольству. В рассматриваемой ситуации у Центра также будет существовать риск признания налоговыми органами использования имущества в виде картин не по назначению, поскольку передача Российской Федерации в лице Посольства имущества, полученного от жертвователей, не отвечает целям создания Центра.

Согласно п. 3 ст. 582 ГК РФ пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Следовательно, указанный риск можно снизить, если в договоре дарения или письме автора картин будет указано, что они передаются в дар в целях передачи Посольству для реализации и получения средств на лечение детей.

В этом случае передача картин в дар Посольству будет соответствовать целям, обозначенным автором, и целям деятельности самого Центра, в связи с чем будут отсутствовать основания для включения в состав облагаемых налогом на прибыль доходов Центра рыночной стоимости картин.

В то же время риск возникновения претензий со стороны налоговых органов не может быть полностью исключен.

 

Вариант 2: вывоз картин осуществляет физическое лицо (либо физические лица), действующее от своего имени

 

Вариант предполагает передачу произведений авторами в дар физическим лицам. Получение необходимых для вывоза картин и их последующий вывоз с территории РФ осуществляются физическим лицом. В последующем картины подлежат передаче в дар лицам, которые осуществили пожертвование. В этом случае у физических лиц, вывозящих картины, не возникнет обязанности уплатить налоги на территории РФ.

 

Гражданско-правовое оформление отношений

 

Передача картин от авторов физическим лицам. Передача физическим лицам картин может быть оформлена в виде:

- дарения - согласно п. 1 ст. 574 ГК РФ такая сделка может быть совершена устно, путем передачи картин. Вместе с тем при оформлении справки могут потребоваться документы, являющиеся подтверждением того, что у физического лица есть право собственности на картины. В связи с этим рекомендуется оформить передачу картин письменно: либо путем заключения договора, либо путем подготовки от авторов картин письма о передаче картин в дар;

- пожертвования - отношения по пожертвованию также необходимо оформить письменно (путем заключения договора либо подготовки письма); при этом в документе должен быть отражен целевой характер использования физическим лицом имущества.

Примечание. Согласно п. 3 ст. 582 ГК РФ пожертвование имущества гражданину должно быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Передача картин от физических лиц жертвователям. Отношения по передаче картин от физических лиц жертвователям могут быть оформлены как дарение (путем составления письменного документа либо устно, путем передачи картин).

Соблюдение законодательства о вывозе культурных ценностей. Требования к порядку вывоза картин аналогичны требованиям, описанным для варианта 1.

Налоговые последствия для физических лиц и жертвователей. Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Полученные в дар картины представляют собой доход в натуральной форме. Однако в соответствии с п. 18.1 ст. 217 НК РФ доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, не подлежат налогообложению, если иное не предусмотрено этим же пунктом.

Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

Таким образом, поскольку картины не относятся к объектам гражданских прав, в отношении которых указанная в абз. 1 п. 18.1 ст. 217 НК РФ налоговая льгота не применяется, при их дарении у принимающих дар лиц не возникает объекта обложения НДФЛ, т.е. налоговые последствия отсутствуют.

Налоговых последствий для указанных лиц после передачи картин в дар жертвователям в рассматриваемой ситуации также не возникнет. Налоговые последствия для жертвователей будут определяться законодательством государства, налоговыми резидентами которого они являются.

Март 2013 г.