Взимание таможенных пошлины и сборов при ввозе на территорию РФ оборудования, в рамках международной программы по оказанию безвозмездной помощи (содействия)

Правомерны ли действия таможенного органа по взиманию таможенных пошлины и сборов за таможенное оформление при ввозе на территорию РФ оборудования в качестве иностранной технической помощи в рамках международной программы по оказанию безвозмездной помощи (содействия) на том основании, что данное оборудование было приобретено за счет денежных средств, выделенных в рамках указанной программы, и, следовательно, отношения по оказанию помощи носят возмездный характер?

 

Действия таможенного органа по взиманию таможенных пошлины и сборов за таможенное оформление при ввозе на территорию РФ оборудования, приобретенного за счет денежных средств, выделенных в рамках международной программы по оказанию безвозмездной помощи (содействия), являются неправомерными.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон N 95-ФЗ) безвозмездная помощь (содействие) - средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи), на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 357.9 Таможенного кодекса РФ в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с этой территории и относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к безвозмездной помощи (содействию), таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются.
Согласно п. "ж" ст. 35 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также ввозимые на эту территорию и (или) вывозимые с этой территории в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия), освобождаются от уплаты таможенной пошлины.
Данное положение подтверждается также п. 9 Инструкции о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве технической помощи (содействия), утвержденной Приказом ГТК России от 08.10.2000 N 911. Как предусматривает данный пункт, товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве технической помощи, освобождаются от ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.
Денежные средства, на которые было приобретено оборудование, выделены в рамках международной программы по оказанию безвозмездной помощи (содействия). При этом Закон N 95-ФЗ не предусматривает каких-либо ограничений и запретов на заключение подобных сделок в целях реализации соответствующих программ.
Таким образом, взимание таможенных пошлины и сборов за таможенное оформление при ввозе на территорию РФ оборудования, приобретенного за счет денежных средств, выделенных в рамках международной программы по оказанию безвозмездной помощи (содействия), неправомерно.