Задачи Таможенного комитета Союзного государства в условиях функционирования объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза

 

8 декабря 1999 г. Российская Федерация и Республика Беларусь заключили Договор "О создании Союзного государства" (Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. "О создании Союзного государства"), к исключительному ведению которого отнесли в т.ч. единую торговую и таможенно-тарифную политику в отношении третьих стран и формирование органов Союзного государства (ст. 17 Договора), а к совместному ведению Союзного государства и государств-участников - гармонизацию и унификацию законодательства государств-участников (ст. 18 Договора).
Одним из основополагающих принципов формирования и функционирования Союзного государства было провозглашено наличие единого таможенного пространства, в отношении которого подлежали применению единые меры нетарифного регулирования, включая применение количественных ограничений, лицензирование ввоза и вывоза; ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты и ограничения; единый порядок экспортного контроля и взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз или вывоз товаров; единые ставки ввозных и вывозных пошлин, единые таможенные режимы и единый порядок таможенного оформления и таможенного контроля; единую торговую политику в отношении третьих стран и унифицированное законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и о защите экономических интересов государств-участников при осуществлении внешней торговли.

В целях практической реализации положений Договора "О создании Союзного государства" Российская Федерация и Республика Беларусь приняли Программу действий по реализации положений указанного Договора (Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.). С целью осуществления единой торговой и таможенно-тарифной политики государства-участники планировали поэтапно в срок до 2005 г. унифицировать торговые режимы с третьими странами, завершить формирование единого таможенного пространства и создать Комиссию по тарифному и нетарифному регулированию, унифицировать таможенные тарифы, льготы по уплате таможенных пошлин, правила и критерии определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля, экспортного и валютного контроля, меры нетарифного регулирования, правоотношения в области косвенного налогообложения во внешней торговле и, наконец, принять идентичные таможенные кодексы, законы о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, о валютном регулировании и валютном контроле (п. 6 Программы).

Выполнение мероприятий Программы должно было ознаменовать завершение процесса создания Союзного государства с единой денежной единицей и общим бюджетом, единым экономическим и таможенным пространством, в котором государства-участники проводят тесно согласованную политику в международных делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью, в социальной и культурной областях.
В целях обеспечения практической реализации поставленных перед Союзным государством задач в сфере таможенного дела 16 июля 2001 г. Советом Министров Союзного государства было утверждено Положение о Таможенном комитете Союзного государства (Положение о Таможенном комитете Союзного государства, утвержденное Постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 июля 2001 г. N 18 "О Положении о Таможенном комитете Союзного государства") - отраслевом органе Союзного государства, осуществляющем унификацию таможенного законодательства в пределах, отнесенных к ведению Союзного государства, по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов государств-участников, а также совместную организацию и руководство таможенным делом в Союзном государстве в части обеспечения единого порядка и условий ввоза товаров и транспортных средств в Союзное государство, вывоза товаров и их транзита.

Проведенный анализ показывает, что к настоящему времени практически все задачи, стоящие перед государствами - участниками Союзного государства в сфере таможенно-тарифного, нетарифного, валютного и таможенного регулирования, решены в рамках формирования и обеспечения функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстана и Российской Федерации:

- создан постоянно действующий наднациональный орган Таможенного союза - Комиссия Таможенного союза, решения которой являются обязательными для государств-членов;

Примечание. Со 2 февраля 2012 г. единым наднациональным постоянно действующим органом Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС является Евразийская экономическая комиссия. Комиссия Таможенного союза упраздняется.

- утверждены и с 1 января 2010 г. применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, Единый таможенный тариф и единая система тарифных преференций Таможенного союза (Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высший орган Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (в редакции решения Высшего евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. N 17));

- утвержден и с 1 января 2010 г. вступил в силу Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз в торговле с третьими странами (Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений (в ред. от 09.12.2011), утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации");

- принят и с 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый Договором между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 27 ноября 2009 г. "О Таможенном кодексе Таможенного союза");

- установлены единые правила и критерии определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости (Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. "О единых правилах определения страны происхождения товаров"; от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза"; от 12 декабря 2008 г. "О порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза");

- согласованы правила перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, а также наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"; Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 5 июля 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза"), вследствие чего с 1 июля 2011 г. был отменен таможенный контроль на российско-казахстанской и российско-белорусской границах (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 19 мая 2011 г. N 81 "О выполнении Планов по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза"; Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан").

В целях координации взаимодействия таможенных служб государств - членов Таможенного союза, обеспечения реализации целей и задач этого интеграционного объединения по вопросам, входящим в компетенцию национальных таможенных органов, с 20 октября 2011 г. приступила к работе Объединенная коллегия таможенных служб государств - членов Таможенного союза (Договор между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 22 июня 2011 г. "Об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза").

Проведенный сравнительный анализ основных задач и функций, возложенных на Объединенную коллегию таможенных служб Белоруссии, Казахстана и России и Таможенный комитет Союзного государства (далее - ТКСГ), показывает, что основным направлением деятельности Объединенной коллегии определена унификация применения таможенными органами Беларуси, Казахстана и России таможенного законодательства Таможенного союза, в то время как на ТКСГ возложена унификация и гармонизация таможенного законодательства, а также организация и руководство таможенным делом в Союзном государстве в сфере таможенного регулирования в пределах компетенции таможенных служб государств - участников Союзного государства.

Примечание. В соответствии с положениями ст. 3 Таможенного кодекса Таможенного союза союзное таможенное законодательство состоит из указанного Кодекса, международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, и решений Комиссии Таможенного союза (со 2 февраля 2012 г. - и решений Евразийской экономической комиссии).

Таким образом, если государства - члены Таможенного союза основную роль Объединенной коллегии видят в обеспечении единообразного применения белорусскими, казахстанскими и российскими таможенными органами единой правовой базы Таможенного союза в сфере таможенного дела в части, касающейся компетенции таможенных органов государств-членов, то Таможенный комитет Союзного государства в пределах своих полномочий и компетенции таможенных служб Республики Беларусь и Российской Федерации вправе унифицировать, т.е. создавать, единообразные нормы правового регулирования и гармонизировать, т.е. устанавливать, определенное направление (принципы) правового регулирования в сфере таможенного дела на территории Союзного государства, а также контролировать их исполнение.

В этой связи необходимо отметить, что в Таможенном кодексе Таможенного союза содержатся 182 отсылочные нормы, допускающие регулирование соответствующих правоотношений в рамках национальных законодательств государств - членов Таможенного союза.

Соответственно, в отличие от Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза ТКСГ может оперативно согласовывать в интересах российской и белорусской таможенных служб, достигших за период с 1995 г. высокого уровня интегрированности общих таможенных процессов, возникающие проблемы применения на территории Союзного государства национальных таможенных законодательств России и Белоруссии, не охваченных международно-договорной унификацией в рамках Таможенного союза. Накопленный положительный опыт через механизм взаимодействия в рамках Объединенной коллегии таможенных служб может быть представлен таможенной службе Казахстана для совместного применения в рамках Таможенного союза.

Кроме того, в ведении именно Таможенного комитета Союзного государства продолжают находиться вопросы двустороннего российско-белорусского таможенного сотрудничества в части:

- обеспечения применения унифицированного порядка взимания таможенных пошлин и налогов, а также иных таможенных платежей и обеспечения их зачисления в установленном международными договорами порядке в соответствующие бюджеты государств - участников Союзного государства (п. 5.7 Положения о ТК СГ). В настоящее время к таким международным договоренностям относятся в т.ч. Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 9 декабря 2010 г. и Протокол от 27 января 2010 г. "О внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г." (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 9 декабря 2010 г. "О порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти"; Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 27 января 2010 г. "О внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г."). К примеру, во исполнение положений вышеуказанных межправительственных документов таможенные службы двух стран осуществляют согласованный по составу, структуре и формату регламент обмена информацией о декларациях на товары, в соответствии с которыми был осуществлен выпуск товаров соответствующих наименований, а также обмен информацией об экспорте нефти с территории Республики Беларусь в третьи страны; ежеквартально проводят сверку сведений о начисленных, уплаченных и перечисленных суммах вывозных таможенных пошлин; обеспечивают возможность присутствия при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру и убытием товаров с территории Республики Беларусь, представителей таможенных органов Российской Федерации;

- организации взаимодействия таможенных органов государств - участников Союзного государства по борьбе с контрабандой, иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также нарушениями таможенных правил, административными правонарушениями и действиями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов государств - участников Союзного государства.

Следует отметить, что вопросы ведения статистики взаимной торговли также могут являться предметом рассмотрения на заседаниях коллегии ТКСГ, поскольку таможенные службы двух стран, каждая в пределах национальных полномочий, задействованы в сборе и формировании статистики российско-белорусской торговли товарами.

Кроме того, таможенным службам России и Белоруссии в целях обеспечения устойчивого повышения эффективности таможенного контроля на казахстанском участке таможенной границы Таможенного союза целесообразно разработать совместную комплексную программу по оказанию таможенной службе Казахстана необходимого содействия в налаживании надежного механизма таможенного администрирования внешнеторговых товаропотоков на китайском и киргизском направлениях. Это позволит в т.ч. более активно использовать накопленный таможенной службой Республики Беларусь опыт по организации и управлению таможенными процессами на западных границах Союзного государства и Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а также более полно привлечь наработанные интеллектуальные ресурсы белорусской таможенной службы к мониторингу исполнения единого таможенного законодательства на южных рубежах Таможенного союза.

Январь 2013 г.