Статьи - Таможенный пост

Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками

Отказ от избыточного таможенного администрирования является важнейшим фактором формирования нормального делового климата в государствах - членах Таможенного союза для создания благоприятных условий в области внешнеэкономической деятельности. Достижение положительных результатов в этом направлении невозможно без системного анализа эффективности применяемых таможенных процедур, использования современных автоматизированных систем и новейших информационных таможенных технологий, без владения механизмами управления рисками, использования электронных средств передачи информации, координации работы с другими ведомствами и организациями, что соответствует закрепленным законодателем задачам.

Обмен информацией между таможенными органами

Запрос оформляется письмом, подписанным начальником (руководителем) запрашивающего таможенного органа или его заместителем. Допускается направление запросов и ответов на запросы электронной почтой или факсимильной связью с последующей их досылкой почтой. Рассматриваемым Соглашением предусмотрены сведения, необходимые для включения в запрос о предоставлении документов и сведений. Запрос исполняется в срок не более одного месяца со дня его получения. При необходимости сокращения этого срока в тексте запроса делается соответствующая оговорка с указанием причины и желаемого срока исполнения запроса. При этом срок исполнения запроса может быть увеличен на период времени, необходимый для получения дополнительной информации.

Взаимная административная помощь

Стандарт 6.7 Конвенции устанавливает, что в целях совершенствования таможенного контроля таможенная служба стремится к сотрудничеству с другими таможенными администрациями и заключению соглашений об оказании взаимной административной помощи. Нормативно-правовая база такого сотрудничества в Таможенном союзе формируется вокруг Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

Взаимодействие между таможенными органами и контролирующими государственными органами на таможенной границе

Согласно п. 2 ст. 103 ТК в целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, предусматривается обмен информацией (сведениями) и (или) документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, между таможенными органами и контролирующими государственными органами с использованием информационных систем и технологий. Согласно п. 3 ст. 103 ТК таможенный досмотр может осуществляться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе таможенного союза, в целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Информационный обмен таможенных органов

В главе 4 ТК должны определяться положения в рамках инфраструктурной составляющей обмена информацией, то есть положения об использовании информационных систем и технологий для обмена информацией. Примером конкретной нормы, которую можно было бы включить в главу 4 ТК, является установление положения о необходимости согласования технических условий обмена информацией в соглашении о взаимодействии таможенных органов. Вопросы о составе информации, порядке ее запроса и получения относятся к предмету главы 17 ТК об обмене информацией в рамках взаимодействия между таможенными органами.

Информационные ресурсы таможенных органов

Наряду с общедоступными информационными ресурсами таможенных органов могут использоваться информационные ресурсы ограниченного доступа. ТК устанавливает правило о том, что ресурсы, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения, имеют ограниченный доступ. Информационные ресурсы могут формироваться и из других источников. Например, согласно ч. 1 ст. 99 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", наряду с информацией, предоставляемой лицом при таможенном оформлении, информационные ресурсы могут формироваться.

Разрешения, выдаваемые таможенными органами

Деятельность в сфере таможенного дела как самостоятельный институт таможенного дела имеет относительно длительную историю существования. Однако ее правовое регулирование подвергалось существенным изменениям, подстраиваясь под изменения механизма государственного регулирования экономической деятельности. Так, Таможенный кодекс 1993 г. предусматривал лицензирование деятельности в сфере таможенного дела. Ныне утративший силу Таможенный кодекс 2003 г. либерализовал допуск юридических лиц к осуществлению деятельности в сфере таможенного дела, заменил лицензирование на включение в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Таким образом, на смену институту лицензирования пришел механизм включения участников таможенных правоотношений, занимающихся деятельностью в сфере таможенного дела, в специальные реестры, который в юридической литературе был единодушно отнесен к регистрации. Оценивая новую форму государственного контроля за деятельностью лиц в сфере таможенного дела, Комментарий справедливо отмечал, что "ТК РФ изменил юридическую форму контроля... Однако функции таможенных органов по осуществлению контроля за деятельностью лиц в области таможенного дела с соответствующими властными полномочиями сохранились.

Адреса и телефоны таможенных органов центрального подчинения

Адреса местонахождения и веб-сайтов таможенных органов центрального подчинения. Телефоны служб таможен для консультирования и информирования по вопросам таможенного дела.

Обеспечение информационной безопасности таможенных органов РФ

ФТС России удалось решить проблемы, стоящие перед государственными органами в процессе построения электронного правительства. Так, создано необходимое нормативное правовое обеспечение для оказания государственных услуг в электронном виде, есть инфраструктура обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия на основе применения электронной цифровой подписи, ведется активная работа по модернизации и развитию официального сайта ФТС России. Более того, таможенная служба одной из первых перешла от простого информирования граждан к организации двусторонней связи, т.е. предоставлению государственных услуг через Интернет. ФТС России разрабатывает электронные сервисы и поддерживает их работоспособность; поддерживает работоспособность программных и технических средств информационных систем, подключенных к системе взаимодействия, осуществляет прием, обработку и передачу электронных сообщений, обеспечивает достоверность информации, содержащейся в электронных сообщениях, передаваемых с использованием системы взаимодействия.

Услуги таможни

Важным направлением деятельности таможенных органов в рамках реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации являются разработка и применение административных регламентов ФТС по предоставлению государственных услуг. Деятельность таможенных органов России в рамках установленных полномочий направлена на достижение поставленных перед ней стратегических целей и решение тактических задач. Таким образом, одной из важнейших и неизменных функций таможенной службы на современном этапе является производство государственных таможенных услуг, потребители которых - граждане, общество и государство. Возрастает роль сервисности в обществе и государстве. Развитие сервисной функции таможенной службы, ее места на рынке государственных услуг делает институт таможенной службы практически полезным для каждого гражданина, институтом "прозрачным", легитимным, востребованным.

Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру