Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", статьи 35 и 37 закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", статьи 35 и 37 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - проект) разработан Минэнерго России в инициативном порядке с целью устранения правовой коллизии в вопросе освобождения от взимания таможенных пошлин при вывозе с территории Российской Федерации углеводородов (продукции), принадлежащих Российской Федерации и инвесторам (операторам) при реализации соглашений о разделе продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" при выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.
Федеральным законом от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" раздел VIII.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнен главой 26.4, пунктом 9 статьи 346.35 которой установлено, что от уплаты таможенной пошлины освобождается, в том числе, продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения и вывозимая с территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения, принадлежит государству (доля государства в произведенной продукции) и инвестору (доля инвестора в произведенной продукции). Таким образом, в соответствии с пунктом 9 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при вывозе с территории Российской Федерации от уплаты таможенной пошлины освобождается продукция, принадлежащая как государству, так и инвестору.
В то же время Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" таможенные пошлины исключены из перечня федеральных налогов (статья 13 Налогового кодекса Российской Федерации) и Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" отнесены к неналоговым доходам федерального бюджета (статья 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в соответствии с абзацем вторым статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Таким образом, норма, установленная пунктом 9 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения произведенной при реализации соглашений продукции от таможенных пошлин, в полной мере применяться не может. В то же время Налоговый кодекс Российской Федерации наиболее полно устанавливает систему экономических показателей при исполнении соглашений о разделе продукции.
Статьей 37 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" устанавливается, что при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, в том числе и ввозимых на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций в порядке, определяемом Верховным Советом Российской Федерации.
Действующими соглашениями о разделе продукции (далее - СРП) предусмотрены условия, в соответствии с которыми принадлежащая инвестору произведенная продукция при вывозе на экспорт не облагается таможенными платежами. Отдельных положений о вывозе операторами государственной доли продукции без уплаты таможенной пошлины при денежной форме получения доходов государством не предусмотрено.
В связи с этим таможенные органы Российской Федерации с 2008 года перестали предоставлять операторам действующих СРП подтверждение по освобождению от уплаты таможенной пошлины на объемы вывозимых углеводородов, причитающихся (принадлежащих) Российской Федерации.
Учитывая принципы действующего законодательства о соглашениях о разделе продукции, устанавливающего возможность получения Российской Федерацией доходов от реализации СРП в денежной форме, тем самым поручая инвестору реализовать продукцию, причитающуюся государству, и перечислить в полном объеме выручку от ее реализации в бюджетную систему, взимание таможенной пошлины при реализации инвестором продукции государства на экспорт представляется излишним, так как не только не приводит к росту поступлений, но и влечет за собой существенное увеличение количества административных процедур.
Статьей 10 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" определено, что распределение стоимостного эквивалента принадлежащей Российской Федерации доли произведенной продукции осуществляется между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр. Процентные отношения распределения определены Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таможенная пошлина, за счет которой уменьшается объем средств, подлежащих распределению между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации, полностью (100%) поступает в федеральный бюджет и, следовательно, снижает поступления бюджета субъекта Российской Федерации.
В связи с изложенным статья 1 проекта предусматривает редакцию пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", позволяющую применять к соглашениям о разделе продукции особый порядок исчисления и уплаты не только налогов и сборов, но и иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 проекта вносятся изменения в статью 35 "Освобождение от пошлины" Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 путем дополнения названной статьи пунктом "х", предусматривающим освобождение от таможенной пошлины продукции, вывозимой на экспорт и принадлежащей сторонам соглашения.
С целью избегания перечисления участников соглашения как со стороны Российской Федерации, так и со стороны инвестора, в проекте применяется отсылочная норма к статье 3 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ, в которой даны определения сторон соглашения.
В связи с внесением указанных изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" пунктом 2 статьи 1 проекта вносятся изменения в абзац 5 статьи 37, предусматривающие исключение дублирующей нормы о допущении предоставления тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины вывозимой инвестором продукции.
При этом абзац 5 статьи 37 излагается в редакции, предусматривающей (возможность оставить) льготный режим для товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий.
Статья 3 проекта предусматривает исключение дублирования норм, включаемых в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", и норм, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. О необходимости этой нормы письмом Государственно-правового управления Президента Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. N А6-7861 было обращено внимание.
Статьей 4 проекта предусматривается вступление в силу Федерального закона по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Установление этой нормы вызвано необходимостью принятия Правительством Российской Федерации изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. N 25 "Об утверждении перечня документов, представляемых инвестором по соглашениям о разделе продукции в таможенные органы Российской Федерации для освобождения от уплаты таможенной пошлины на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для целей соглашения, а также продукцию, произведенную в соответствии с условиями соглашения" (далее - Постановление).
Обоснование необходимости внесения изменений в Постановление, срок их подготовки, ответственный исполнитель и соисполнитель указаны в прилагаемом перечне нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом Федерального закона.

 

Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона

 

В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", статьи 35 и 37 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов не потребуется.

 

Перечень нормативных правовых актов президента РФ, правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона

 

В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", статьи 35 и 37 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - проект Закона) потребуется внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. N 25 "Об утверждении перечня документов, представляемых инвестором по соглашениям о разделе продукции в таможенные органы Российской Федерации для освобождения от уплаты таможенной пошлины на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для целей соглашения, а также продукцию, произведенную в соответствии с условиями соглашения" (далее - Постановление).
Необходимость внесения изменений в Постановление вызвана тем, что статьей 3 проекта Закона предусматривается исключение из статьи 346.35 пункта 9, в соответствии с которым Постановлением устанавливается только перечень документов, предоставляемых в таможенные органы, а статьей 34 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" предусмотрено, что Правительством Российской Федерации определяется порядок предоставления льгот.
Вносимые изменения будут предусматривать изменение наименования Постановления, указание на новое основание издания Постановления, а также порядка предоставления льгот, в том числе:
подтверждение Минэнерго России (далее - подтверждение), содержащее сведения о расчетных объемах минерального сырья, планируемых к добыче в соответствии с условиями СРП и вывозу с территории Российской Федерации, а также о лицах, которые будут осуществлять указанный вывоз, и направляемое в ФТС России для обеспечения контроля вывоза указанных товаров с освобождением от уплаты таможенных пошлин;
по истечении календарного периода, на который дается подтверждение, Минэнерго России и ФТС России должны будут проводить сверку объемов минерального сырья, фактически добытого (произведенного) в рамках реализации действующих СРП и фактически вывезенного с освобождением от уплаты таможенной пошлины.
Изменения в Постановление будут подготовлены в течение одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель по подготовке изменений - ФТС России.
Соисполнитель - Минэнерго России.