Внешнеэкономическая деятельность

Новости

Новые правила валютного контроля

С октября вводится новый порядок представления в банк документов по валютным операциям. Однако это не означает, что нужно срочно переоформлять паспорта сделок, открытые по вашим внешнеторговым контрактам или кредитным договорам. Вы, конечно, можете это сделать по согласованию с банком, но вообще-то все оформленные ПС будут продолжать действовать, пока не возникнет необходимость их закрыть или внести в них изменения.

Устранение препятствий для ведения бизнеса

Ряду ведомств дано поручение подготовить в декабре 2011 г. - марте 2012 г. революционные предложения по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности в стране, например: в сфере таможенного дела: об отмене обязанности представлять в таможню документы, на основании которых заполнена декларация, и предварительно задекларированные товары, если таможенный орган не принимал решения о выборочной проверке этой партии товаров.

Изменения в Закон о валютном регулировании и валютном контроле

В конце прошлого года в Закон о валютном регулировании и валютном контроле были внесены изменения. Поскольку воплощение новшеств в жизнь невозможно без коррективы подзаконных нормативно-правовых актов, поправки вступят в силу только в июне 2012 г. Вот что нас ожидает через несколько месяцев. Начиная с июня уполномоченные банки должны будут передавать органам и агентам валютного контроля паспорта сделок в электронном виде в течение 3 рабочих дней с момента их оформления.

Статьи

Внешнеэкономические сделки

Основополагающим нормативным актом в области регулирования внешнеэкономической деятельности является Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". В означенном Законе представлены определения импорта и экспорта товара. Это, соответственно, ввоз и вывоз товара в (из) Российскую Федерацию без обязательства об обратном вывозе (ввозе). Определены основные направления государственной политики и принципы государственного регулирования в сфере внешнеторговой деятельности. Механизм применения защитных мер установлен Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

Инструменты нетарифного регулирования международной торговли

Экономические нетарифные меры воздействуют на объем внешнеторговых поставок опосредованно, через рыночные механизмы, приводя к удорожанию импортных и экспортных товаров. Среди нетарифных мер экономическую природу имеют особые пошлины - антидемпинговые, компенсационные, специальные, а также налоги, которыми облагается ввоз товаров на таможенную территорию, меры валютного регулирования и т.д. Нетарифные меры административной природы значительно более разнообразны и многочисленны. Это лицензирование и квотирование внешнеторговой деятельности, эмбарго, государственная монополия на внешнюю торговлю, широкий спектр мер технического регулирования, ветеринарного, фитосанитарного контроля, различного рода таможенные процедуры и формальности и т.д. При этом в каждом сегменте нетарифных мер имеются как средства, выполняющие фактически запретительную функцию (например, эмбарго среди административных мер), так и меры, которые осуществляют в большей степени учетную и контрольную функции, при этом практически не влияющие на стоимость внешнеторговых поставок (например, автоматическое предоставление лицензий, без каких-либо ограничений). Очевидно, что основная масса нетарифных мер расположена между этими двумя крайностями. Обратим внимание на то, что в Таможенном кодексе РФ 2003 г. используется понятие "запреты и ограничения", среди которых также можно выделить запреты и ограничения экономического и неэкономического (административного) характера (см., например, ст. 13 Таможенного кодекса РФ).

Антимонопольное и ценовое регулирование в сфере торговли на едином экономическом пространстве

01.01.2012 в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 9 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" вступило в силу Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года, заключенное между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Являясь международным договором, Соглашение фактически предопределило содержание национального законодательства Беларуси, Казахстана и России в ближайшей и среднесрочной перспективах. Однако и его содержание было предопределено еще 10 лет назад, причем как на более высоком уровне, так и на более широком географическом пространстве.

Базис поставки Инкотермс во внешнеторговых контрактах

Как известно, обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Об этом говорится в п. 1 ст. 5 ГК РФ. В связи с объявлением Инкотермс-2000 торговым обычаем, невольно возникает вопрос: являются ли синонимами понятия "обычаи делового оборота" и "торговые обычаи"? На практике Инкотермс-2000 принимают как обычай делового оборота, поскольку он признан Торгово-промышленной палатой РФ.

Запрос документов таможенными органами

Не секрет, что, перед тем как отправиться в таможню оформлять груз, участнику ВЭД необходимо собрать кипу документов. Столько же приходится приносить дополнительно документов, после того как таможня укажет, чего не хватает. Да и после оформления частенько приходят "письма счастья" с требованием таможни представить еще какие-либо документы. Иногда кажется, что этот процесс бесконечен. Где же граница прав таможни? Какие именно документы могут быть запрошены? В какие сроки участник ВЭД обязан представить недостающие документы? В каких случаях участника ВЭД могут привлекать к ответственности за непредставление документов, а в каких случаях такое привлечение незаконно? Рассмотрим, как эти и другие вопросы решают арбитражные суды, выявим наметившиеся тенденции и противоречия.

Консультации

Трехсторонний договор: валютный контроль и таможенное оформление

Две российские компании намерены заключить с иностранной компанией контракт на приобретение оборудования в долевую собственность для осуществления совместной деятельности. Возможен ли трехсторонний договор: с одной стороны - продавец, а с другой - два покупателя? Какие проблемы могут возникнуть у покупателей по данному контракту в области валютного контроля и таможенного оформления?

Ответ

Влияют ли условия Инкотермс на применение НДС по ставке 0%?

Организация - участник внешнеэкономических сделок, применяющая общую систему налогообложения, в целях экспортирования своей продукции в страны ЕС предполагает заключить контракт с иностранной организацией на условиях FCA - Новгородская область. Правомерно ли в данном случае применение ставки по НДС в размере 0%?

Ответ

Блок «Торговля услугами и инвестиции» Договора о Евразийском экономическом союзе

Рассматриваются вопросы по блоку Договора Евразийском экономическом союзе «Торговля услугами и инвестиции».

Ответ

Документы

Заявление о получении разрешения на временное хранение товаров

Приказ ФТС РФ от 06.04.2011 N 715. Приложение N 9 к Порядку представления документов и сведений таможенному органу при помещении товаров на склад временного хранения. Временное хранение может осуществляться на складе получателя при наличии разрешения таможенного органа (п.4 ст.168 Таможенного кодекса Таможенного союза, глава V Приказа ФТС РФ от 06.04.2011 N 715). Получатель товаров при хранении товаров на своем складе обязан соблюдать все требования главы 25 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Как оформить паспорт сделки

Те, кто постоянно занимается внешнеторговой деятельностью, наверняка без подсказки знают, как оформить паспорт сделки. А вот тем, кто не является постоянным участником ВЭД, наша статья будет полезна. К тому же с 1 октября вступила в действие новая Инструкция Банка России, определяющая порядок оформления паспорта сделки.

Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру