Система предварительного декларирования TIR-EPD (MCAT)

 

Электронное декларирование грузов международного назначения (перевозка на таможенной территории) - это процедура таможенного оформления товаров, которое осуществляется с помощью сети Интернет, т.е. расстояние между декларантом и таможенным инспектором не имеет никакого значения.
Декларанту и инспектору необходим доступ к Интернету, несложный комплект технических средств и программное обеспечение. Благодаря предварительному электронному декларированию, декларант имеет возможность работать с несколькими таможенными пунктами. Значительно сокращается время оформления таможенных процедур, т.е. налицо экономия времени.

Не имеет значения, каким образом будет перевозиться груз: авиационным, морским, железнодорожным или автомобильным транспортом, общение с таможней неизбежно. Чтобы облегчить процедуру этого общения (а сложность документооборота не нуждается в дополнительных комментариях), была разработана система электронного декларирования. Другими словами, используя возможности Интернета, реализовывать оформление грузов стало возможным непосредственно на таможенном посту.

Предварительное электронное декларирование значительно облегчило ситуацию оформления перемещаемых на таможенной территории сложных (специфических) товаров или грузов. Таких, например, как рыболовецкая продукция. Ведь ее стало возможным оформить прямо на борту судна, в открытом море. Для этого необходим, как указывалось ранее, комплекс технических средств, программное обеспечение, доступ к сети Интернет. Надо отметить, что, как и любые операции, связанные с документооборотом, предварительное декларирование жестко регламентировано.
В Российской Федерации, например, таможенная служба начала использование таможенного предварительного декларирования с 2008-го года. Его можно производить используя интернет-ресурс edata@customs.ru. При использовании этого ресурса декларанту необходимо зарегистрировать свой "Личный кабинет". Эта процедура занимает несколько минут.

С 01.01.2009, в соответствии с законодательством Европейского союза, информация о перевозке по процедуре МДП (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжек МДП 1975 года), должна быть заблаговременно подана в электронном виде в таможенный пост отправления или въезда в ЕС (Европейский союз). Это касается любых перевозок, которые начинаются или заканчиваются в странах Европейского союза.

Реагируя на требования Европейской экономической комиссии, МСАТ (Международный союз автомобильного транспорта) разработал и создал сервис TIR-EPD, который значительно упрощает предоставление предварительной электронной информации по перевозке грузов держателями книжек МДП ("TIR Carnet").

Благодаря созданному сервису TIR-EPD, таможенные органы могут заранее провести анализ рисков, будучи уверенными, что книжка МДП у перевозчика является действительной.

Технология TIR-EPD - это безопасная интеграция небольшого программного модуля в соответствующую таможенную информационную систему, для автоматического обмена электронной информацией по процедурам между МСАТ и таможенным органом.

Программный модуль должен быть разработан для получения таможенными органами доступа к сервису TIR-EPD. То есть ни МСАТ, ни любое другое лицо не могут иметь доступа к базе данных таможенных органов. Клиент TIR-EPD отправляет и получает зашифрованное сообщение, которое касается операции МДП.

Финансовая целесообразность создания сервиса TIR-EPD выражается в следующем:

- нет необходимости разрабатывать собственную дорогостоящую систему электронного предварительного информирования;

- нет необходимости в дополнительном финансировании на содержание, обслуживание и модернизации собственной системы;

- полная техническая и пользовательская поддержка осуществляется со стороны МСАТ. Она является безвозмездной и многоязыковой.

Опыт внедрения технологии сервиса TIR-EPD в разных странах (в том числе и в Латвии) показывает, что это быстрый и недорогой проект. Дополнительного оборудования не требуется, необходимы программа "Клиент TIR-EPD", высокоскоростное интернет-соединение, несложные технические консультации и поддержка.

TIR-EPD МСАТ позволяет всем держателям книжек МДП соблюдать Рамочные стандарты безопасности, разработанные Всемирной таможенной организацией. Сервис TIR-EPD - простой, доступный и бесплатный способ информирования таможенных органов о перевозке, не прибегая к услугам посредников. Это уникальная возможность для перевозчиков передавать информацию о перевозке в таможенные органы 23-х стран.

Попробуем разобраться, в чем преимущества системы TIR-EPD.

Для транспортных операторов:

- предоставляется как бесплатная услуга;

- гарантируется конфедициальность коммерческой информации;

- доступна с любого компьютера, подключенного к Интернету;

- имеет многоязыковой пользовательский интерфейс;

- позволяет передавать сведения о перевозке в несколько стран одновременно;

- сервис прост в пользовании, отвечает современным требованиям безопасности.

Для таможенных органов:

- гарантирует, что информация поступила от авторизованного перевозчика (держателя книжки МДП);

- гарантирует действительность книжки МДП, указанной в декларации (на момент подачи декларации);

- предоставляет достоверную информацию о грузе для предварительного анализа рисков;

- облегчает работу сотрудникам таможни, благодаря использованию современных информационных технологий;

- заблаговременно предоставляет таможенным органам полную информацию о грузе;

- позволяет усилить контроль международных грузоперевозок;

- учитывает специфические требования отдельных таможенных органов;

- позволяет таможенным органам проверять действительность книжек МДП через базу МСАТ "Cute-Wise".

Для международной торговли:

- упрощает международную торговлю и делает ее надежней;

- снижает возможные риски;

- способствует упрощению процедур пересечения таможенных границ;

- способствует уменьшению издержек на международные перевозки;

- система совместима с UNCTAD ASYCUDA World/TIR;

- соответствует Рамочным стандартам безопасности;

- отвечает требованиям руководства по транзиту NCTS и ЕС.

Система TIR-EPD проста в использовании, экономит деньги перевозчика (не требует услуг посредника), но этот факт становится некоторым барьером для полноценного использования новой услуги. А именно, посредники в пунктах пропуска давно наладили бизнес по электронному декларированию транзитных процедур и не намерены его терять. Не редко должностные лица таможенных органов, принимающие от водителей номер электронной декларации, под разными предлогами "не находят" электронного сообщения о перевозке в своей информационной системе и направляют перевозчика к посреднику. Предварительная декларация иногда проходит, а иногда нет, так как электронная почта не дает полной информации о получении ее на границе. В этом случае водители для того, чтобы не задерживать груз, платят деньги за оформление и проезжают границу.

Ассоциация "Latvijas auto" рекомендует при отказе в проезде обращаться непосредственно к ним и сообщать личный электронный номер по конкретной перевозке. Сотрудники ассоциации делают срочный запрос о причинах задержки оформления автомобиля. Такая процедура работает в тех случаях, если рабочее время всех заинтересованных сторон совпадает. Если же проблемы возникают в выходной день или в ночное время, то, скорее всего, водитель будет опять же оформлять груз за деньги, у посредника.

В Интернете программа TIR-EPD находится на странице www.tirepd.org. Для электронного декларирования МДП с использованием программы TIR-EPD предлагается Руководство пользователя держателя книжки МДП. Программа адаптирована для работы рядового пользователя, не имеющего специальной подготовки. Программа принимает информацию, внесенную латиницей. Для описания товарной части необходимо использовать английский язык или язык страны, в которую направляется электронная декларация.

Программа требует номер EORI перевозчика. Остановимся подробней на этом. Для идентификации всех субъектов таможенных отношений в 2009 году в ЕС введена обязательная регистрация операторов, в том числе и перевозчиков - держателей книжки МДП. С этой целью перевозчики должны подать заявление на регистрацию в таможенный орган любой на выбор страны ЕС, получить номер EORI (Economic Operators Registrationand Identification) и в дальнейшем указывать его в электронной транзитной декларации при каждом оформлении книжки МДП во всех странах ЕС, независимо от способа передачи сведений.

Национальные ассоциации бесплатно предоставляют своим перевозчикам - держателям книжек МДП доступ к программе, путем присвоения им персонального имени пользователя (логина) и пароля. Зарегистрированные перевозчики с этого момента могут самостоятельно создавать свою сеть пользователей программой, для предварительного декларирования своих книжек (диспетчеры, экспедиторы, отправители грузов...).

На взгляд автора, сервис TIR-EPD дает множество новых возможностей, а именно:

- сервис уже активно используется таможенными органами и перевозчиками разных стран;

- сервис становится востребованным и популярным благодаря своим преимуществам;

- предлагает единый пользовательский интерфейс, одинаковый во всех странах, но и учитывает специфические требования различных национальных таможенных органов;

- TIR-EPD доступен в настоящее время на 16-ти языках. Помимо английского, немецкого, русского, французского, на таких, как латышский, сербский, македонский и т.д.

- TIR-EPD работает в 15-ти странах: Бельгии, Болгарии, Чехии, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Латвии, Литве, Молдове, Польше, Румынии, Словакии и Словении.

Автор, опираясь на свой опыт и мнение экспертов, считает, что предварительное информирование таможенных органов о перевозке может значительно повысить качество таможенного администрирования и сократить очереди на границах. Это относится к любому государству, где перевозчик осуществляет предварительное информирование или предоставляет электронную копию транзитной декларации.

TIR-EPD, как считает МСАТ, решает очень актуальную проблему для перевозчиков. Программа применима на всех транзитных направлениях и для любого перевозчика, а это - наилучший вариант для участников транспортного бизнеса. Это позволяет экспедиторам, отправителям, любым другим заинтересованным лицам выполнять поручения перевозчиков по разным направлениям и использовать единый инструмент по предварительному информированию для всех стран.

Работа с TIR-EPD еще только набирает обороты. Примером для подражания могли бы быть Польша и Болгария, в таможню которых подается большая часть TIR-EPD деклараций. Хочется верить, что автоперевозчики Латвии не будут отставать от своих коллег и станут активней экономить свое время и деньги.

Февраль 2013 г.



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру