Таможенная процедура переработки в Таможенном союзе ЕврАзЭС

 

В настоящее время становление Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее по тексту - ЕврАзЭС) определяет основные цели, задачи и направления таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза. В результате активного обновления таможенного законодательства, обусловленного в первую очередь вступлением в силу в июле 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) и последовавшего за этим приведения национального законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан о таможенном деле в соответствие с его положениями, существенно усиливается влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы интеграционного взаимодействия экономик государств - членов Таможенного союза с международным экономическим сообществом.
Правовые нормы, регламентирующие порядок совершения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, их обложения таможенными платежами, а также условия нахождения товаров на таможенной территории, имеют в таможенном законодательстве основополагающее значение. Вместе с тем стремительно меняющаяся экономическая обстановка требует открытия национальных рынков, создания дополнительных возможностей для участия хозяйствующих субъектов в международном разделении труда, в частности упрощения совершения внешнеэкономических операций по переработке давальческого сырья.
Давальческие материалы (сырье) - это материалы, принятые организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции (п. 156 методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 года N 119н).

Для целей таможенного законодательства категорией "переработка" охватывается целый ряд операций, составляющих производственный процесс собственно переработки (обработки), изготовления или ремонта товаров для переработки и направленных на возникновение новых, ранее не существовавших в качестве объектов таможенного регулирования товаров, носящих название продуктов переработки (или компенсирующих продуктов согласно международной терминологии). Данное общее положение приобретает характер допущения в отношении продуктов переработки, получаемых при ремонте товаров, в т.ч. восстановления, замены запасных частей. Производственный процесс переработки также может сопровождаться образованием отходов, производственных потерь и остатков товаров, не подвергшихся операциям по переработке.
По классификации Таможенного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) таможенные режимы переработки были отнесены к экономическим таможенным режимам (ст. 155 ТК РФ) ввиду гибкого характера применяемых таможенно-правовых инструментов регулирования и выполняемой роли в системе внешнеэкономических отношений.

Термин "таможенные режимы" в понятийном аппарате ТК ТС отсутствует. Вместо него в значении, обобщающем содержание терминов "таможенные режимы" и "таможенные процедуры", которые использовались в ТК РФ, применяется категория "таможенные процедуры". В соответствии со ст. 4 ТК ТС таможенные процедуры представляют собой совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
ТК ТС предусматривает три вида таможенных процедур, используемых для таможенного регулирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с целью их последующей переработки:
1) переработка на таможенной территории (гл. 34 ТК ТС);
2) переработка вне таможенной территории (гл. 35 ТК ТС);
3) переработка для внутреннего потребления (гл. 36 ТК ТС).
На таможенные процедуры переработки распространяются общие положения о таможенных процедурах, установленные в гл. 29 ТК ТС. Порядок применения таможенных процедур переработки в условиях функционирования таможенного союза установлен нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации основным внутренним источником правового регулирования таможенных процедур переработки является Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (рассматриваемым процедурам посвящены гл. 31 - 33), в Республике Беларусь - Таможенный кодекс Республики Беларусь (§§ 3, 4 гл. 19), в Республике Казахстан - Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (гл. 40 - 42). Правовая регламентация таможенных процедур переработки в условиях функционирования Таможенного союза базируется на нормах и принципах Специального приложения F Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (в редакции Протокола о внесении в нее изменений от 26 июня 1999 года) (далее по тексту - Киотская конвенция).
В действующей в настоящее время редакции Таможенного кодекса Республики Беларусь предусмотрены только два таможенных режима переработки - переработка на таможенной территории и переработка вне таможенной территории. Кроме того, используемая в Таможенном кодексе РБ категория "таможенный режим" вместо установленной в ТК категории "таможенная процедура" для обозначения "совокупности норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории или за ее пределами" указывает на незавершенность процесса унификации терминологии национального законодательства государств - членов Таможенного союза с терминологией ТК.

Основными отличительными характеристиками каждого вида таможенных процедур переработки являются:
- понятие таможенной процедуры переработки;
- условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки;
- условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой переработки;
- особенности таможенно-тарифного и нетарифного регулирования таможенных процедур переработки.

 

Понятия таможенных процедур переработки

 

Как было отмечено, в ТК ТС установлены три таможенных процедуры переработки: переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории и переработка для внутреннего потребления.
Переработка на таможенной территории - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза (п. 1 ст. 239 ТК ТС).
Переработка вне таможенной территории - таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза (п. 1 ст. 252 ТК ТС).
Переработка для внутреннего потребления представляет собой таможенную процедуру, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки (ст. 264 ТК ТС).
Исходя из приведенного содержания процедур переработки можно заключить, что все они имеют строго целевой характер. Товары, помещенные под любую из процедур переработки, подлежат использованию в соответствии с основным назначением данных процедур - перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза для осуществления операций по переработке, в результате которых происходит полное либо частичное изменение состояния этих товаров. При этом процедуры переработки различаются по направлению перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, статусу этих товаров и месту их переработки.
При переработке на таможенной территории и для внутреннего потребления импортные иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза. Статус иностранных товаров распространяется не только в отношении товаров, подлежащих переработке в соответствии с данными процедурами, но и в отношении продуктов их переработки. Необходимо отметить несколько особенностей, связанных со статусом товаров для переработки при применении этих таможенных процедур. Во-первых, при совершении операций по переработке на таможенной территории в качестве вспомогательных товаров, с помощью которых производятся операции по переработке, могут использоваться товары таможенного союза (п. 3 ст. 239 ТК ТС). Во-вторых, под процедуру переработки для внутреннего потребления допускается помещать иностранные товары, как ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, так и находящиеся под иными таможенными процедурами (п. 4 ст. 265 ТК ТС).
Применение процедуры переработки вне таможенной территории позволяет временно вывозить товары Таможенного союза, в отношении которых отсутствуют какие-либо ограничения по пользованию и (или) распоряжению, за пределы таможенной территории и перерабатывать их в третьих странах. После помещения товаров под процедуру переработки вне таможенной территории и фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза они утрачивают статус товаров Таможенного союза. Между тем в ТК ТС предусмотрены случаи, когда под процедуру переработки вне таможенной территории могут помещаться товары, не являющиеся товарами Таможенного союза.
Так, в п. 3 ст. 253 ТК ТС для совершения операций по ремонту под процедуру переработки вне таможенной территории допускается помещать товары, ранее оформленные в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, которые сопряжены с ограничениями по их пользованию и (или) распоряжению (условно выпущенные товары). Согласно ст. 200 ТК ТС такие товары имеют статус иностранных товаров, они находятся под таможенным контролем и могут использоваться исключительно в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.
Также в определенных случаях в соответствии с данной процедурой могут использоваться товары, вывезенные с таможенной территории и утратившие статус товаров Таможенного союза. Например, исходя из ст. 289 ТК ТС одним из установленных способов завершения процедуры временного вывоза до истечения срока ее действия является помещение временно вывезенных товаров под процедуру переработки вне таможенной территории.
С макроэкономической точки зрения содержание переработки состоит в активном стимулировании развития перерабатывающих отраслей промышленности и интенсификации внешнеэкономических связей, что в конечном итоге создает благоприятные возможности для предложения готовой продукции высокого качества по конкурентоспособным ценам на внутренних и внешних рынках. Это обеспечивается посредством правового регулирования таможенных процедур переработки, при котором в отношении товаров, помещенных под процедуры переработки, устанавливаются определенные льготы по таможенным платежам, включая полное освобождение от их уплаты, и применению мер нетарифного регулирования.
В международной практике предусмотрены два механизма освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов - условно-беспошлинный (гл. 1 специального приложения F Киотской конвенции "Переработка на таможенной территории") и механизм возмещения (гл. 3 специального приложения F Киотской конвенции "Возврат").
При условно-беспошлинном механизме товары, помещаемые под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, изначально не облагаются импортными пошлинами и налогами ввиду того, что продукты переработки подлежат экспорту за рубеж. Ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат уплате только в случае, если продукты переработки не вывезены с таможенной территории до истечения срока переработки товаров.
Механизм возмещения (или таможенная процедура возврата) предполагает полный или частичный возврат таможенных пошлин и налогов, уплаченных в связи с ввозом товаров для переработки на таможенную территорию, при их вывозе с этой территории. В стандартном правиле 4 гл. 3 специального приложения F Киотской конвенции закреплена дополнительная гарантия того, что в выплате возврата не может быть отказано в случае, если на момент импорта товаров для внутреннего потребления импортер не уведомил таможенные органы о своем намерении потребовать возврат при экспорте. Однако, когда импортер делает такое уведомление, экспорт компенсирующих продуктов не становится для него обязательным.
В ТК ТС с целью применения таможенных процедур переработки предусмотрен только условно-беспошлинный механизм освобождения от таможенных платежей.

 

Условия помещения товаров под таможенные процедуры переработки

 

Ввиду идентичного обоснования и макроэкономического значения таможенных процедур переработки на таможенной территории, вне таможенной территории и для внутреннего потребления в ТК ТС установлены преимущественно одинаковые условия помещения товаров под данные процедуры.
Первое общее требование относится к категории товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки. Для применения процедур переработки на таможенной территории и вне таможенной территории товары не должны входить в определенные Комиссией Таможенного союза перечни товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру переработки на таможенной территории или вне таможенной территории соответственно (оба утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур").

Что касается товаров, помещаемых под процедуру переработки для внутреннего потребления, то ситуация обратная. Согласно п. 1 ст. 265 ТК ТС данная процедура переработки допускается исключительно в отношении товаров, перечень которых определяется законодательством государств - членов Таможенного союза.
В России фактическая возможность совершать переработку для внутреннего потребления существовала до 1 января 2004 года. С введением в действие последней редакции ТК РФ переработка для внутреннего потребления стала допускаться исключительно в отношении товаров, включенных в соответствующий перечень Правительства Российской Федерации (Согласно ТК РФ 1993 года (гл. 10 "Таможенный режим переработки под таможенным контролем") для применения данного таможенного режима требовалось только наличие лицензии таможенного органа РФ. В связи с введением в действие ТК РФ 2004 года ГТК РФ в письме от 27 ноября 2003 года N 01-06/46651 "О выдаче разрешений на переработку товаров для внутреннего потребления" запретил с 1 января 2004 года выдавать разрешения на переработку для внутреннего потребления до определения указанного перечня Правительством РФ). Однако вплоть до установления в государстве наднационального регулирования таможенных отношений данный список так и не был определен. При подготовке ТК ТС эксперты государств - членов Таможенного союза, работавшие над документом, также не пришли к единой позиции, отнеся решение этого вопроса на уровень национального законодательства.

Как уже было отмечено, таможенные процедуры переработки являются мощным таможенно-правовым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности, отсюда отсутствие контроля за их применением создает серьезную угрозу нанесения ущерба интересам экономик государств - членов Таможенного союза. В этой связи еще до начала декларирования товаров в соответствии с любой процедурой переработки в уполномоченном органе государства - члена Таможенного союза необходимо получить документ об условиях переработки товаров, содержащий все существенные сведения, касающиеся использования заявляемой процедуры переработки. Указанное условие помещения товаров под процедуры переработки, установленное ТК ТС, отражает содержание стандартных правил 8 главы 1 и 4 главы 2 Специального приложения F Киотской конвенции, согласно которым национальное законодательство определяет случаи, когда для переработки на и вне таможенной территории требуется предварительное разрешение, и определяет органы, уполномоченные выдавать такие разрешения.
Документ об условиях переработки товаров на таможенной территории может получить любое заинтересованное лицо государства - члена Таможенного союза, в том числе не занимающееся непосредственно переработкой товаров. Между тем только лица, получившие разрешение на переработку товаров, могут осуществлять таможенное декларирование в соответствии с выбранной процедурой переработки, за исключением переработки на таможенной территории. В ч. 2 ст. 244 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" установлено, что для помещения товаров под процедуру переработки на таможенной территории таможенная декларация может подаваться лицом, получившим разрешение на переработку товаров на таможенной территории, или лицом, непосредственно осуществляющим операции по переработке товаров. При этом выпуск товаров всегда производится таможенным органом того государства - члена Таможенного союза, уполномоченным органом которого выдан документ об условиях переработки (п. 5 ст. 257 ТК ТС).
В документе об условиях переработки товаров должны быть указаны сведения о (об):
1) лице, которому выдан документ;
2) лице (лицах), которое (которые) будут непосредственно осуществлять операции по переработке;
3) наименовании, классификации товаров и продуктов их переработки в соответствии с ТН ВЭД, их количестве и стоимости;
4) документах, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки, либо иных документах, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки;
5) нормах выхода продуктов переработки;
6) операциях по переработке товаров, способах их совершения;
7) способах идентификации товаров;
8) наименовании, классификации остатков и отходов в соответствии с ТН ВЭД, их количестве и стоимости, возможности дальнейшего коммерческого использования отходов (сведения не включаются в документ об условиях переработки товаров вне таможенной территории);
9) сроке переработки товаров;
10) замене эквивалентными товарами, если такая замена допускается (сведения не включаются в документ об условиях переработки товаров для внутреннего потребления);
11) таможенном органе (таможенных органах), в котором (которых) предполагается помещение товаров под заявленную таможенную процедуру переработки и завершение этой процедуры.
Организационно-правовые аспекты выдачи документов об условиях переработки товаров конкретизируются в нормах национального законодательства. Так, в Российской Федерации документом об условиях переработки признается разрешение на переработку товаров (на таможенной территории, вне таможенной территории или для внутреннего потребления). Для получения разрешения на переработку товаров заинтересованное лицо обращается с письменным заявлением в таможенный орган, в регионе деятельности которого он зарегистрирован как налогоплательщик в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем сведения, в т.ч. документы, свидетельствующие о заключении соответствующей внешнеэкономической сделки, заключения экспертных организаций, основанные на конкретном технологическом процессе совершения операций по переработке.
Форма и порядок выдачи, передачи третьим лицам (кроме процедуры переработки для внутреннего потребления), отзыва, аннулирования разрешений на переработку определены положениями следующих нормативных правовых актов:
для переработки на таможенной территории - ст. ст. 248 - 250 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", Приказом ГТК РФ от 15 сентября 2003 года N 1014 "О выдаче разрешения на переработку товаров на таможенной территории", разделами II - IV Приказа ФТС РФ от 15 сентября 2005 года N 867 "Об утверждении Инструкции об организации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории";
для переработки вне таможенной территории - ст. ст. 258 - 260 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", а также Приказом ФТС РФ от 14 марта 2008 года N 267 "Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима переработки вне таможенной территории";
для переработки для внутреннего потребления - ст. ст. 269 - 271 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" и Приказом ФТС РФ от 7 мая 2009 года N 812 "Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима переработки для внутреннего потребления".

В исключительных случаях, предусмотренных ТК ТС, при помещении товаров под таможенные процедуры переработки вместо документа об условиях переработки товаров допускается предоставление иного документа. Например, ч. 2 подп. 1 п. 1 ст. 240 и ч. 2 подп. 1 п. 1 ст. 253 ТК ТС декларанту разрешено использовать вместо документа об условиях переработки товаров таможенную декларацию, если товары, помещаемые под процедуры переработки на или вне таможенной территории, предназначены для ремонта. Что касается переработки для внутреннего потребления, то, поскольку целью помещения товаров под данную процедуру не может быть совершение операций по их ремонту, ТК ТС не устанавливает случаев, когда декларанту разрешается использовать в качестве документа об условиях переработки товаров для внутреннего потребления таможенную декларацию.
Как отмечалось, использование товаров в соответствии с процедурой переработки подразумевает осуществление с ними операций, направленных на образование, как правило, новых для целей таможенного регулирования товаров - продуктов переработки. При этом в зависимости от степени переработки, которой подвергаются товары, они могут полностью утрачивать свои индивидуальные характеристики и быть трудно узнаваемыми в продуктах их переработки. В связи с этим обстоятельством в качестве следующего общего условия помещения товаров под процедуры переработки ТК устанавливает возможность идентификации таможенными органами иностранных товаров в продуктах их переработки (В п. 5.1 Приказа ГТК России от 5 сентября 1997 года N 543 "Об утверждении Положения о таможенном режиме переработки на таможенной территории" (утратил силу) понятие "идентификация товаров для переработки в товарной продукции" определялось как "способы установления факта, что операциям по переработке подвергались именно товары для переработки в целях получения товарной продукции"). Для данной цели в ТК ТС разрешено использовать следующие способы идентификации товаров в продуктах их переработки:

1) проставление декларантом, лицом, осуществляющим переработку, или должностными лицами таможенных органов печатей, штампов, цифровой и другой маркировки на исходные иностранные товары;
2) подробное описание, фотографирование, изображение в масштабе иностранных товаров;
3) сопоставление предварительно отобранных проб, образцов иностранных товаров и продуктов их переработки;
4) использование имеющейся маркировки товаров, в т.ч. в виде серийных номеров;
5) иные способы, которые могут быть применены исходя из характера товаров и совершаемых операций по переработке товаров, в том числе путем исследования представленных подробных сведений об использовании иностранных товаров в технологическом процессе совершения операции по переработке товаров, а также о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке товаров.
Как видно, перечень способов идентификации, закрепленный ТК ТС, включает не только способы, действительно позволяющие определить иностранные товары в продуктах их переработки (1 - 4), но и способы, применяемые с целью удостоверения того, что в приведенных случаях идентификация необязательна (5). Такой подход, при котором идентификация не требуется, соответствует положению рекомендуемого правила 7 гл. 1 Специального приложения F Киотской конвенции, в соответствии с которым возможность идентификации импортируемых товаров в компенсирующих продуктах не должна рассматриваться как необходимое условие переработки на таможенной территории, если идентификация товаров может проводиться посредством представления данных о затраченных продуктах и процессе изготовления компенсирующих продуктов или посредством таможенного контроля во время проведения операций по переработке.
В связи с тем что возможность установления товаров для переработки в продуктах их переработки является одним из условий помещения товаров под процедуры переработки, таможенные органы наделены дискреционными полномочиями по оценке приемлемости предложенных способов идентификации с учетом характерных признаков товаров и совершаемых операций по переработке товаров (согласно стандартному правилу 7 гл. 2 Специального приложения F Киотской конвенции - с учетом "характера товаров, характера осуществляемых операций, а также важности затрагиваемых интересов"). В случае несогласия таможенный орган вправе самостоятельно определить способ идентификации товаров с учетом характерных признаков товаров и совершаемых операций по переработке.
Важным исключением из рассматриваемого условия помещения товаров под таможенные процедуры переработки является замена продуктов переработки эквивалентными товарами, допускаемая при наличии согласия таможенного органа в процедурах переработки на и вне таможенной территории.
Согласно ст. 248 ТК ТС для целей процедуры переработки на таможенной территории эквивалентными товарами являются товары Таможенного союза, которые совпадают с иностранными по своим описанию, качеству и техническим характеристикам. При осуществлении замены эквивалентные товары теряют статус товаров Таможенного союза и приобретают статус иностранных товаров, в то время как с иностранными товарами, замененными эквивалентными, происходит обратное. Продукты переработки, образовавшиеся в результате переработки эквивалентных товаров, рассматриваются в качестве продуктов переработки иностранных товаров.
Для интенсификации внешнеэкономической деятельности лиц Таможенного союза, экспортирующих свою продукцию за рубеж, в ч. 2 п. 2 ст. 248 ТК ТС предусматривается возможность замены ввозимых для гарантийного ремонта неисправных частей, узлов, агрегатов, входивших в состав товаров, которые ранее были вывезены под процедурой экспорта, на товары Таможенного союза, соответствующие требованиям, предъявляемым к эквивалентным товарам, вне зависимости от состояния их исправности и (или) изношенности.
В п. 5 указанной статьи содержится норма, установленная рекомендуемым правилом 26 гл. 1 Специального приложения F Киотской конвенции и также учитывающая экономические потребности лиц Таможенного союза, - если таможенным органом дано разрешение на замену, экспорт продуктов переработки, полученных из эквивалентных товаров, допускается до импорта иностранных товаров ("опережающая поставка").
В отличие от процедуры переработки на таможенной территории замена продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами при применении процедуры переработки вне таможенной территории допускается только в двух случаях (ст. 259 ТК ТС):
1) операцией по переработке является ремонт;
2) товары перемещаются трубопроводным транспортом.

Если таможенный орган разрешает замену продуктов переработки эквивалентными товарами, то ввоз последних допускается как до, так и после вывоза с таможенной территории Таможенного союза товаров для переработки, имеющих статус товаров Таможенного союза (п. 2 ст. 259 ТК ТС). В первом случае речь будет идти об опережающем ввозе продуктов переработки, во втором - об эквивалентной компенсации.
В отношении порядка осуществления замены ТК ТС отсылает к законодательству государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации при переработке на таможенной территории применяются положения ст. 251 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" и раздела VI Приказа ФТС РФ от 15 сентября 2005 г. N 867, при переработке вне таможенной территории - ст. 261 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ".
Наряду с общими условиями помещения товаров под таможенные процедуры переработки ТК ТС содержит отдельные требования, предъявляемые при помещении товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления. Данные условия, определенные в ст. 265 ТК ТС, имеют специфический характер, будучи обусловлены содержанием процедуры переработки для внутреннего потребления.
Напомним, что в соответствии с таможенной процедурой переработки для внутреннего потребления импортированные товары, освобожденные от ввозных таможенных пошлин, перерабатываются на таможенной территории Таможенного союза до выпуска продуктов переработки для внутреннего потребления с уплатой всех таможенных платежей по ставкам, применяемым к продуктам переработки. В связи с этим суммы ввозных таможенных пошлин в отношении продуктов переработки должны быть меньше аналогичных сумм, исчисленных на день помещения иностранных товаров под процедуру переработки, как если бы при их декларировании была заявлена процедура выпуска для внутреннего потребления.
Также для недопущения применения процедуры в иных целях, кроме тех, которые предусмотрены ТК ТС, переработка для внутреннего потребления допускается, если в результате операций по переработке продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

 

Условия использования товаров в соответствии с таможенными процедурами переработки

 

Таможенные процедуры переработки определяют для таможенных целей условия использования товаров, помещенных под данные процедуры. Исходя из содержания таможенных процедур переработки можно выделить следующие основные условия использования товаров: совершение операций по переработке, соблюдение заявленных срока переработки товаров и норм выхода продуктов переработки (все сведения устанавливаются лицом, заинтересованным в осуществлении переработки, и согласовываются с таможенным органом при выдаче документа об условиях переработки товаров).
Товары, помещенные под таможенные процедуры переработки, подлежат переработке в соответствии с заявленными операциями по переработке и способами их совершения. В ТК ТС устанавливается, какие производственные операции с товарами являются для целей таможенного регулирования операциями по переработке, а какие к таковым не относятся.
Основными операциями по переработке товаров являются:
1) собственно переработка или обработка, при которой товары теряют свои индивидуальные характеристики;
2) изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку (индивидуальные характеристики товаров для переработки сохраняются);
3) ремонт товаров, включая их восстановление, замену составных частей (за исключением переработки для внутреннего потребления).
При применении переработки на таможенной территории ТК ТС также предусматривает одну дополнительную операцию по переработке, которая не может быть совершена самостоятельно, без сочетания с основными, - использование в качестве сырья товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его.
Закрытый перечень производственных операций, не признаваемых согласно ТК ТС операциями по переработке, включает (п. 2 ст. 241 ТК ТС, п. 2 ст. 266 ТК ТС):
1) операции по обеспечению сохранности товаров при подготовке их к продаже и транспортировке;
2) получение приплода, выращивание и откорм животных, птиц, рыб, а также выращивание ракообразных и моллюсков;
3) выращивание деревьев и растений;
4) копирование и размножение информации, аудио- и видеозаписей на любые виды носителей информации;
5) использование иностранных товаров как вспомогательных средств в технологическом процессе (только для переработки на таможенной территории).
Важнейшим условием использования товаров в соответствии с процедурами переработки является условие о сроках переработки товаров (О порядке исчисления сроков, устанавливаемых таможенным законодательством Таможенного союза, см. ст. 5 ТК). В ТК определены предельные сроки переработки:

при переработке на таможенной территории - три года (До вступления в силу ТК в Российской Федерации срок переработки товаров на таможенной территории не мог превышать двух лет (п. 1 ст. 177 ТК РФ)) (п. 1 ст. 243 ТК ТС);
при переработке вне таможенной территории - два года (п. 1 ст. 256 ТК ТС);
при переработке для внутреннего потребления - один год (п. 1 ст. 268 ТК ТС).
Решениями Комиссии Таможенного союза в отношении отдельных категорий товаров могут устанавливаться более продолжительные сроки переработки (решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур").

Первым днем срока считается день помещения товаров под таможенную процедуру переработки, т.е. согласно ст. 204 ТК ТС день выпуска товаров. При этом срок переработки включает в себя не только продолжительность производственного процесса переработки товаров, но и время, требуемое для распоряжения продуктами переработки и совершения иных таможенных операций, связанных с завершением действия процедуры переработки, в т.ч. распоряжения отходами и остатками товаров.
ТК ТС предусматривает возможность продления срока переработки товаров в пределах максимально установленной продолжительности в порядке, определяемом внутренним законодательством государств - членов Таможенного союза. Для Российской Федерации такие нормы содержатся применительно к переработке на таможенной территории в ст. 246 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", п. п. 15 - 28 Инструкции об организации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории, утвержденной Приказом ФТС РФ от 15 сентября 2005 года N 867;
при переработке вне таможенной территории - в ст. 255 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", разделе IV Инструкции об организации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки вне таможенной территории, утвержденной Приказом ФТС РФ от 23 сентября 2005 года N 887, и разделе II Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима переработки вне таможенной территории, утвержденной Приказом ФТС РФ от 14 марта 2008 года N 267;
при переработке для внутреннего потребления - в ст. 267 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", разделе II Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима переработки для внутреннего потребления, утвержденной Приказом ФТС РФ от 7 мая 2009 года N 812.
В результате переработки товаров, помещенных под процедуры переработки, образуется определенное количество (процентное содержание) продуктов переработки, называемое нормой выхода продуктов переработки (В Таможенном кодексе Республики Беларусь (ст. 170) наряду с нормой выхода продуктов переработки предусмотрен обратный показатель - норма расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки). Нормы выхода продуктов переработки устанавливаются декларантом по согласованию с таможенным органом при рассмотрении заявления на получение разрешения на переработку товаров. Если операции по переработке совершаются в отношении товаров, характеристики которых остаются практически постоянными, обычно осуществляются в соответствии с четко установленными техническими требованиями и приводят к получению продуктов переработки неизменного качества, компетентным органам государств - членов Таможенного союза разрешено определять стандартные нормы выхода продуктов переработки. В Российской Федерации такие органы определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2003 года N 744 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, устанавливающих стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей".

 

Особенности таможенно-тарифного и нетарифного регулирования таможенных процедур переработки

 

Правовое регулирование таможенных процедур переработки в сравнении с другими таможенными процедурами отличается достаточно сложным порядком предоставления льгот по уплате таможенных платежей. Как уже упоминалось, согласно нормам ТК ТС в отношении таможенных процедур переработки применяется условно-беспошлинный механизм освобождения от таможенных платежей. Иными словами, декларант вправе пользоваться экономическими выгодами и преимуществами процедуры переработки под условием выполнения всех установленных требований и обязательств.
При переработке на таможенной территории декларанту предоставляется полное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также запрет на применение мер нетарифного регулирования в связи с импортом товаров.
Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации отражены в следующих нормах законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В подп. 4 п. 1 ст. 151 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории НДС не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Таможенного союза в определенный срок. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 185 НК РФ при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории акциз не уплачивается в том случае, если продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме.

При применении процедуры переработки вне таможенной территории ТК устанавливает следующие особенности уплаты таможенных пошлин, налогов (НДС, акцизов):
1) товары для переработки, покидающие таможенную территорию Таможенного союза, полностью освобождаются от вывозных таможенных пошлин. Данное освобождение совершается под условием того, что до окончания срока переработки продукты переработки будут возвращены на территорию Таможенного союза. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 85 ТК ТС для товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки, должно быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин;
2) при ввозе продуктов переработки применяется полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.
В подп. 6 п. 1 ст. 151 НК РФ указано, что при ввозе продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС.
Полностью от уплаты таможенных платежей освобождаются товары, которые были вывезены за пределы таможенной территории с целью осуществления гарантийного (безвозмездного) ремонта (п. 1 ст. 293 ТК ТС). Данное положение не применяется в отношении продуктов переработки товаров, при помещении которых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления учитывалось наличие дефекта, явившегося причиной их ремонта (подп. 4 п. 1 ст. 293 ТК ТС).
Частичное освобождение заключается в особом льготном порядке исчисления сумм таможенных платежей, подлежащих уплате. По общему правилу, содержащемуся в п. 2 ст. 75 ТК ТС, базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (Подробнее о таможенной стоимости см. главу 8 ТК. При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с Соглашением от 25 января 2008 года "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1994 года. При вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза - в соответствии с законодательством того государства - члена Таможенного союза, таможенными органами которого производится декларирование.).

При определении сумм ввозных таможенных пошлин и НДС в отношении продуктов переработки, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для завершения действия процедуры переработки вне таможенной территории, исходной базой для расчета является только стоимость операций по переработке товаров.
При помещении под процедуру переработки для внутреннего потребления декларанту предоставляется освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении ввозимых товаров, в то время как налоги (НДС и акцизы) подлежат уплате в полном объеме. В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах данные положения отражены в подп. 7 п. 1 ст. 151, подп. 1 п. 1 ст. 185 НК РФ.