Экспертиза в таможенных нарушениях

 

Решение об экспертизе

Решение о назначении экспертизы выносится в виде определения должностным лицом административного органа как по собственной инициативе, так и на основании заявленного ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего, прокурора, защитника.
В определении указываются: основания для назначения экспертизы; сведения об эксперте или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

В случае отказа в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве эксперта лица, указанного правонарушителем, выносится мотивированное определение об отказе в удовлетворении ходатайства.

 

Обязанности эксперта

Процессуальный статус эксперта как участника производства по делам об административных правонарушениях определен ст. 25.9 КоАП РФ. Основные требования к эксперту: отсутствие заинтересованности в исходе дела, достижение совершеннолетия, обладание специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Квалификация эксперта подтверждается прилагаемыми к экспертизе копиями дипломов, свидетельств о прохождении курсов обучения и т.д.

Обязанностями эксперта являются:

- явка по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении (в соответствии с Положением о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.03.2003 N 140, эксперту возмещаются расходы, понесенные им в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении);

- дача объективного заключения по поставленным перед ним вопросам, а также требуемых объяснений в связи с содержанием заключения, то есть после дачи заключения эксперт может быть опрошен относительно обстоятельств производства экспертизы.

До начала производства экспертизы эксперта предупреждают об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 17.9 КоАП РФ. Если экспертизу будут проводить несколько экспертов, то каждый из них в определении о назначении экспертизы расписывается за ознакомление со своими процессуальными правами и обязанностями, а также о наличии ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

 

Права эксперта

Прежде чем назначить экспертизу, следует установить квалификацию эксперта, так как он имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если недостаточно предоставленных ему материалов для дачи заключения. Поставленные в определении о назначении экспертизы вопросы не должны допускать двоякого толкования. В случае если по мнению эксперта некоторые вопросы выходят (полностью или частично) за пределы его специальных познаний, он отмечает это в своем заключении либо согласовывает изменение вопроса с должностным лицом, назначившим экспертизу. Изменение вопросов должностным лицом, вынесшим определение, в процессе проведения экспертизы допустимо только в письменном виде как дополнение к ранее направленному определению о назначении экспертизы. Предполагается, что в данном случае изменение поставленных вопросов должно быть согласовано в письменном виде с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшим.

При производстве экспертизы эксперт вправе:

- изучать материалы дела об административном правонарушении, относящиеся к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

- с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

- указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

У эксперта отсутствует право самостоятельно истребовать доказательства для производства экспертизы.

Следует помнить о том, что к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве эксперта не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела.

Таким образом, если ранее лицо участвовало в административном процессе в качестве специалиста, то впоследствии оно не может быть допущено к участию в производстве по тому же делу об административном правонарушении в качестве эксперта.

 

Заключение как доказательство

Заключение эксперта наряду с протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, является одним из доказательств по делу об административном правонарушении.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивированным.

В случае наличия противоречий между выводами, содержащимися в заключении эксперта, и иными доказательствами должностному лицу, осуществляющему производство по делу об административном правонарушении, следует дать оценку каждому доказательству самостоятельно, сопоставить их с другими материалами дела об административном правонарушении и принять обоснованное решение о возможности использовании того или иного доказательства.

 

Разновидности экспертизы

Проведение экспертиз осуществляется как ведомственными экспертами, так и в сторонних организациях на договорной основе.

Должностные лица таможенных органов могут назначать проведение экспертиз в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении (ЦЭКТУ), экспертно-криминалистических службах - региональных филиалах ЦЭКТУ, иных экспертных организациях.

Основные назначаемые экспертизы - идентификационные, материаловедческие, товароведческие, технологические, экспертизы, связанные с исследованием объектов интеллектуальной собственности, в том числе информационных продуктов, искусствоведческие, криминалистические, технико-криминалистические.

Также возможно назначение дополнительной и повторной экспертизы. В случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения назначается дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту. Если у судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, есть сомнения в правильности или обоснованности ранее данного заключения по тем же вопросам, назначается повторная экспертиза, поручаемая другому эксперту или другой комиссии экспертов.

При направлении определения о назначении экспертизы для исполнения вместе с ним передаются и пробы или образцы товара, а также вещественные доказательства, которые в обязательном порядке упаковываются и опечатываются ярлыками обеспечения сохранности упаковки. Транспортные средства и крупногабаритные товары, которые не могут быть направлены в экспертное учреждение для проведения экспертизы, осматриваются экспертом в месте их нахождения.

 

Составные части заключения

Согласно письму ФТС России от 18.04.2006 N 01-06/13167 заключение эксперта состоит из 3 частей - вводной, исследовательской и выводов.

В вводной части указываются: наименование экспертизы и ее номер; вид проведенной экспертизы; наименование назначившего экспертизу органа; сведения о предупреждении эксперта об ответственности; сведения об эксперте или экспертах (должность, инициалы, фамилия, образование, общая и экспертная специальность, ученая степень; дата поступления материалов на экспертизу; дата подписания заключения; основания для проведения экспертизы; наименование поступивших на экспертизу материалов и способ их доставки; вид упаковки, а также наличие или отсутствие на упаковке ярлыка обеспечения сохранности упаковки и объектов исследования, его реквизиты; дата, время и место производства экспертизы; вопросы, поставленные перед экспертом.

В исследовательской части описывается содержание и результаты исследований с указанием примененных методов.

Выводы эксперта (экспертов) должны быть изложены в виде конкретных, кратких и четких ответов на поставленные вопросы, не допускающих двоякого толкования. Эксперт, проводивший экспертизу, подписывает заключение, заверяет его печатью организации или учреждения, в которой работает, и направляет в адрес лица, назначившего экспертизу.

 

Возможные ошибки

Учитывая, что по делу об административном правонарушении запрещено использовать доказательства, полученные с нарушением закона, полученное заключение эксперта следует тщательно изучить и проверить его содержание на предмет наличия различных ошибок.

В ходе административного расследования выявлялись следующие недостатки полученных заключений эксперта:

- даты начала и окончания экспертизы не соответствовали действительности;

- дата оценки товара, указанная в заключении эксперта, не соответствовала дате оценки товара, указанной в определении о назначении экспертизы;

- указанные в заключении эксперта сведения о дате и времени осмотра экспертом товара, являющегося предметом административного правонарушения, не соответствовали действительности: в указанное время товар находился не в рабочем помещении эксперта, а в совершенно другом месте - его исследовали эксперты другого ведомства, о чем в деле об административном правонарушении имелись соответствующие документы;

- указанные в заключении эксперта сведения об осмотре экспертом товара, являющегося предметом административного правонарушения, изучении его технических характеристик, о наличии упаковки и ярлыков обеспечения сохранности упаковки и объектов исследования, не соответствовали действительности;

- приведенная в выводах эксперта стоимость товара, указанная цифрами, отличалась от стоимости товара, указанной рядом в скобках прописью;

- сведения об эксперте, указанные в заключении, не соответствовали сведениям об эксперте, которому было поручено производство экспертизы согласно определению о назначении экспертизы;

- информация о вещах, изъятых в качестве образцов для проведения экспертизы и фактически израсходованных в ходе ее проведения, отличалась от сведений, указанных в экспертизе;

- сведения о местонахождении объекта исследования, указанные в заключении эксперта, не соответствовали действительности.

 

Товароведческая экспертиза

Принимая во внимание, что за совершение отдельных административных правонарушений в области таможенного дела предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости товара, являющегося предметом по делу об административном правонарушении, основное количество экспертиз, назначаемых должностными лицами таможенных органов, является товароведческим.

Для определения стоимости вещей товароведческая экспертиза не назначается в случаях, если их стоимость определяется на основании государственных регулируемых цен.

В отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, применяется таможенная стоимость, определенная в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Итак, планируя назначить проведение той или иной экспертизы по делу об административном правонарушении, следует определиться с выбором эксперта, который может провести соответствующее исследование, установить его квалификацию, согласовать с ним поставленные вопросы, уточнить сроки проведения экспертизы (при необходимости продлить срок административного расследования).

Также нужно уточнить, в каком объеме представить объекты для проведения экспертизы (если отсутствует соответствующая методика) или можно направить только их фотографии на материальном носителе.

Нельзя забывать и о том, что должен быть обязательно решен вопрос при вынесении постановления по делу об административном правонарушении о вещах, изъятых в качестве образцов для проведения экспертизы и не израсходованных в ходе ее проведения.

Июнь 2013 г.