Международные автомобильные перевозки грузов

 

Торговля с древнейших времен являлась одной из первоначальных и основных форм межгосударственных отношений. Однако, как и многие годы назад, она не ограничивается лишь заключением договора купли-продажи. Существует целый ряд вспомогательных по отношению к купле-продаже сделок: кредитно-расчетные операции, перевозка, страхование и др. Так, одним из двигателей международного торгового оборота является транспортный процесс, суть которого заключается в перемещении товара от изготовителя к потребителю. Это неотъемлемый элемент жизнедеятельности всего мирового хозяйства как на национальном, так и на международном уровне. "Объем российского рынка международных автотранспортных услуг превышает в настоящее время 6 млрд. долларов США. Международные автомобильные перевозки - это динамично развивающаяся отрасль экономики, обеспечивающая 4% перевозок внешнеторговых грузов по объему и 25% - по стоимости и приносящая в бюджетную систему страны более 6,3 млрд. руб. налоговых поступлений ежегодно".

Международные автомобильные перевозки - традиционный вид перевозок, регулируемых международным частным правом. Актуальность исследования правовых проблем, связанных с этим видом перевозок, обусловливают политико-экономические, геостратегические и теоретические факторы:
политико-экономические факторы включают в себя политические и экономические события, происходившие в нашей стране и за ее рубежами в течение двух последних десятилетий. Крах тоталитарной системы на территории бывшего Советского Союза и движение к свободному рынку привели к снятию так называемого железного занавеса во всех отношениях. В результате неизбежно была ликвидирована государственная монополия на многие виды деятельности, в том числе и на внешнеэкономические связи. Либерализация внешнеэкономической деятельности означала увеличение объема грузоперевозок между Россией и зарубежными государствами. И на сегодняшний день этот процесс еще не завершен;
геостратегическое положение нашей страны таково, что, располагая широким фронтом сухопутных границ и уже сделав определенные шаги на пути к мировой интеграции, Россия включилась в систему перевозок, которая нуждается в совершенствовании и развитии именно в отношении нашего государства, поскольку в прежних условиях сдерживания внешнеэкономической деятельности в России другие страны оказались гораздо более развитыми в этом отношении;
теоретические факторы подразделяются на: степень разработанности вопросов, связанных с международными автомобильными перевозками, в межгосударственных отношениях и внутреннем законодательстве; и степень разработанности вопросов, связанных с международными автомобильными перевозками, в научной литературе.
Автомобильный транспорт получил за последние годы значительное развитие и широко используется при перевозках между государствами внешнеторговых грузов и пассажиров. Для решения возникающих в этой области международно-правовых вопросов заключен ряд важных межгосударственных соглашений.
Общая и наиболее важная особенность международного автомобильного сообщения состоит в том, что автотранспортные средства одной страны пересекают государственную границу и следуют по дорогам другого государства. Поэтому для развития международного автомобильного сообщения и обеспечения его безопасности вводится установление единообразных правил дорожного движения, дорожных знаков и сигналов. Осуществление перевозки по иностранной территории предполагает также получение соответствующей санкции (разрешения) компетентных органов этого иностранного государства. Одновременно возникает необходимость в урегулировании таможенных и налоговых вопросов, а также оказании технической помощи иностранным автотранспортным средствам. Кроме этого, одновременное подпадание регулируемых нормами права отношений под национальное и международное законодательство порождает необходимость выделения приоритетных норм (чаще всего - международно-правовых, обладающих приоритетом над внутригосударственными правовыми актами и в большинстве случаев отменяющих действие правил национального законодательства или заменяющих их). В результате этого нужно изучить большой объем законодательства в сфере международного частного права. Иначе нормы законодательства (в частности, комментируемого Закона) могут стать формалиями, смысл и значение которых останется закрытым.

 

Законодательное регулирование международных автомобильных перевозок

 

Говоря о законодательном регулировании международных автомобильных перевозок, можно отметить хорошую нормативную базу. Коллизионные вопросы присутствуют, но это вполне нормально для международного частного права и не может признаваться недостатком существующей системы законодательства в изучаемой области.
Продолжая рассмотрение общих вопросов правового регулирования международных автомобильных перевозок, затрагиваемых в комментируемой преамбуле к Закону, хотелось бы остановиться на источниках правового регулирования международных автомобильных перевозок. Под источниками принято понимать внешние формы права. "В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином "источники права".

По мнению С.С. Алексеева, под источником в юридическом смысле понимается "объективированный в документальном виде акт правотворчества", который одновременно является "формой юридически официального бытия, существования" соответствующих юридических норм. В.С. Афанасьев полагает, что под источником принято понимать "форму выражения государственной воли, направленной на формирование, изменение права определенного содержания".

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что источники права - нормы, регулирующие в том числе международные отношения, реализуемые на внутригосударственном уровне. Прежде всего, нужно отметить, что правовое регулирование отношений, связанных с перевозкой грузов, багажа и пассажиров, в Гражданском кодексе РФ в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозки, законодатель посвятил лишь четырнадцать статей, а, например, глава 30 ГК РФ о купле-продаже насчитывает более ста статей.
Основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков, грузополучателей регулируется транспортными уставами и кодексами. Что же касается кодифицированных гражданско-правовых актов, то они также всегда включались в систему правового регулирования перевозок, а в остальном отсылали к транспортным уставам и кодексам.

Сохранение такого методологического подхода в нынешнем Гражданском кодексе РФ оправданно еще и по той причине, что в соответствии с Кодексом все транспортные уставы и кодексы должны быть приняты на уровне федерального закона. Все транспортные уставы и кодексы сохраняют свое действие на территории Российской Федерации с учетом правил, предусмотренных ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части второй ГК РФ", впредь до принятия и введение новых транспортных уставов, кодексов, федеральных законов.
Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки.
Кодекс расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора. Об этом свидетельствует правило о том, что условия перевозки и ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами или кодексами не установлено иное.
Основой правового регулирования международных автомобильных перевозок являются:
двусторонние межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении;
международные конвенции и соглашения;
нормы внутреннего законодательства.
Двусторонние соглашения о международном автомобильном сообщении регулируют различные аспекты международных перевозок. В частности, они определяют:
порядок пересечения границы;
разрешительную систему для международных перевозок;
дорожные условия перевозок;
порядок осуществления перевозок грузов и пассажиров;
вопросы дорожных налогов и сборов, налогов на перевозки и владение автотранспортными средствами;
вопросы транзита и перевозок в третьи страны и из этих стран;
страхование гражданской ответственности;
положения, касающиеся таможенных, пограничных, санитарных и других правил;
порядок перевозок опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
обязанности перевозчиков по соблюдению внутреннего законодательства стран - участниц соглашения по вопросам, не регулируемым двусторонним соглашением, и другие аспекты.
В договорах перевозчикам одной страны запрещается осуществлять внутренние перевозки на территории другой страны. Страны - участницы договоров обеспечивают страхование гражданской ответственности перевозчиков перед третьими лицами в связи с использованием автотранспортных средств. Условия договоров включают освобождения от налогов и сборов с автотранспортных средств. На осуществление перевозок в международном автомобильном сообщении органы Министерства транспорта Российской Федерации, уполномоченные выдавать разрешения на осуществление таких перевозок (органы транспортного контроля и надзора), выдают удостоверение допуска перевозчика, а также учетные карточки, цвет которых соответствует виду деятельности.
Двусторонние соглашения Российской Федерацией подписаны с 47 странами. Каждая страна внутренним законодательством устанавливает правила въезда или проезда транзитом через ее территорию иностранных автотранспортных средств, выполняющих международные перевозки грузов и пассажиров. Одним из основных требований, применяемых почти в каждой стране, является необходимость получения от компетентных органов страны разрешения на въезд на ее территорию или проезд транзитом иностранного автотранспортного средства. Порядок получения этих разрешений оговаривается обычно в двусторонних соглашениях, заключенных между государствами на уровне правительств. Специальные разрешения выдаются на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов, опасных грузов, а также, если это предусмотрено двусторонним соглашением или внутренним законодательством страны, на перевозки в третьи страны и из третьих стран или только на перевозки в третьи страны. Выполнение регулярных перевозок пассажиров автобусами в международном сообщении осуществляется на основе согласованных сторонами маршрутов, расписаний движения, тарифов остановочных пунктов и других вопросов, определенных межправительственными соглашениями.

Международные конвенции и соглашения регулируют общие условия международных автомобильных перевозок по вопросам:
дорожного движения;
дорожных транспортных средств;
инфраструктуры;
условий работ;
налогового обложения;
частного права;
таможенных вопросов;
организации перевозок специфических категорий грузов.
Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций за время его существования разработано более 50 конвенций, соглашений и других международных документов по вопросам автомобильного транспорта, с целью создания условий, способствующих развитию международных перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом, расширения и укрепления международного сотрудничества в этой области.
В отношениях России с другими странами значение международного договора как источника международного частного права возрастает. Нормы, сформулированные первоначально в международном договоре, применяются в этих отношениях чаще, чем нормы внутреннего законодательства. Это относится как к многосторонним, так и к двусторонним договорам.
Для России как правопреемника Союза ССР сохранили свое действие международные договоры, заключенные ранее СССР, если не было объявлено о прекращении действия таких договоров. Так, многочисленные соглашения в области транспорта, в частности соглашения о международном автомобильном сообщении, были заключены СССР с Болгарией, Венгрией, Кубой, Польшей и Чехословакией.
Договоры имеют, как правило, общий характер и определяют известные рамки, масштабы поведения, в пределах которых сами государства устанавливают права и обязанности субъектов национального права. Поэтому, даже если государство санкционирует применение договора внутри страны, для своего исполнения он требует наличие внутригосударственного акта, конкретизирующего положения соответствующего документа. В отношении внутреннего законодательства как источника международного частного права необходимо обратить внимание на то, что в России, в отличие, например, от Австрии или Венгрии, не принимался специальный закон по вопросам международного частного права, а имеется ряд законодательных актов, содержащих нормы в этой области.

В ряду многосторонних договоров, регулирующих международные автомобильные перевозки, - договоры, в которых участвует Российская Федерация. К ним относятся, в частности:
Конвенция о дорожном движении 1968 г.;
Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожном движении, 1971 г.;
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г.;
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г.;
Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, 1970 г.;
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов 1957 г.

Российское законодательство о международных автомобильных сообщениях представлено следующими специальными нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (комментируемый ФЗ);
Постановление Правительства РФ от 24 июня 1998 г. N 638 "О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам РФ";
Постановление Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730 "Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок";
Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272 "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок";
Приказ ГТК России от 18 мая 1994 г. N 206 "Об утверждении Положения о порядке применения Конвенции МДП";
Приказ Минтранса России N 61, ГТК России N 591 от 1 сентября 1999 г. "О мерах, связанных с применением на территории Российской Федерации Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (Конвенция МДП), с учетом принятых поправок";
Приказ Минтранса России от 7 июля 1998 г. N 86 "Об утверждении Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации";
Приказ Минтранса России от 17 апреля 2007 г. N 44 "Об утверждении Порядка выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов";
Приказ Минтранса России от 13 октября 1999 г. N 76 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории Российской Федерации";
Приказ Минтранса России от 23 октября 2006 г. N 127 "О мерах по реализации Соглашения о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств";
распоряжение Минтранса России от 19 декабря 2002 г. N ОС-1117-р "О мерах по реализации распоряжения Минтранса России от 15.10.2002 N ИС-920-р "О подготовке к проведению эксперимента по пропуску транспортных средств, следующих в международном сообщении, с использованием упрощенной процедуры оформления специальных разрешений";
Приказ ГТК России от 18 декабря 2003 г. N 1467 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом";
письмо ФТС от 30 августа 2006 г. N 18-12/30307 "О привлечении автомобильных перевозчиков к ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России";
Приказ ФТС от 25 июля 2007 г. N 895 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА".
Среди нормативно-правовых актов международного законодательства в рассматриваемой сфере действуют следующие:
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Женева, 14 ноября 1975 г.);
приложения 1 - 8 к Конвенции МДП (TIR);
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ);
Протокол к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ);
Конвенция о таможенном режиме, применяемом к контейнерам;
Международная конвенция по безопасным контейнерам (КБК);
Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (Женева, 21 октября 1982 г.);
Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов;
Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров;
Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров;
Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС);
Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР);
Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 года);
Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция);
Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990 г.);
Европейская конвенция о защите животных при международной перевозке (Париж, 13 декабря 1968 г.);
Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила) (Брюссель, 25 августа 1924 г.);
Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 14 июня 1983 г.);
Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге;
INCOTERMS 2000;
Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов. Публикация МТП N 500;
Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг с Руководством по его применению (1994 год);
Мультимодальный транспортный коносамент (ФИАТА). Стандартные (общие) условия оборотного коносамента перевозки груза в смешанном сообщении, 1992 год;
Меморандум между ЕС и РФ по ветеринарным сертификатам на животных и животноводческую продукцию, предназначенных для экспорта из ЕС в Россию;
Глоссарий фитосанитарных терминов МСФМ N 5;
Руководство по фитосанитарным сертификатам МСФМ N 12;
Руководство по регулированию древесных упаковочных материалов в международной торговле МСФМ N 15;
Соглашение о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций (Москва, 12 апреля 1996 г.);
Типовая форма международной транспортной накладной (CMR);
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ);
Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ);
приложения A и B к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов;
Типовые правила перевозки опасных грузов Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов;
Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС);
Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ);
Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников СНГ;
Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.);
Соглашение о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров (Вена, 13 ноября 1997 г.);
Конвенция о дорожных знаках и сигналах (Вена, 8 ноября 1968 г.);
Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожных знаках и сигналах (Женева, 1 мая 1971 г.);
Протокол о разметке дорог к Европейскому соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах (Женева, 1 марта 1973 г.);
Европейская конвенция о мерах наказания за нарушения правил дорожного движения (Страсбург, 30 ноября 1964 г.);
Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения (Москва, 28 марта 1997 г.);
Соглашение о минимальных требованиях, касающихся выдачи и действительности водительских удостоверений (СВУ) (Женева, 1 апреля 1975 г.);
Соглашение о введении глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах (ООН, 25 июня 1998 г.);
Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА) (Женева, 15 ноября 1975 г.);
Рекомендации ЕЭК ООН:
"Формуляр-образец ООН для внешнеторговых документов". Рекомендация N 1 ЕЭК ООН;
"Код стран ИСО для представления названий стран". Рекомендация N 3 ЕЭК ООН;
"Сокращения ИНКОТЕРМС - алфавитный код для ИНКОТЕРМС 2000". Рекомендация N 5 ЕЭК ООН;
"Формуляр-образец унифицированного счета для международной торговли". Рекомендация N 6 ЕЭК ООН;
"Коды для названий судов". Рекомендация N 10 ЕЭК ООН;
"Вопросы документации при международных перевозках опасных грузов". Рекомендация N 11 ЕЭК ООН;
"Меры по упрощению процедур, касающихся морских транспортных документов". Рекомендация N 12 ЕЭК ООН;
"Упрощение идентифицированных правовых проблем в процедурах импортной таможенной очистки". Рекомендация N 13 ЕЭК ООН;
"Исследование относительно удостоверения подлинности внешнеторговых документов средствами помимо подписи". Рекомендация N 14 ЕЭК ООН;
"Упрощенная отгрузочная маркировка". Рекомендация N 15 ЕЭК ООН;
"ЛОКОД ООН - Классификатор портов и других пунктов". Рекомендация N 16 ЕЭК ООН;
"Меры по упрощению процедур международной торговли". Рекомендация N 18 ЕЭК ООН;
"Классификатор видов транспорта". Рекомендация N 19 ЕЭК ООН;
"Коды для единиц измерения, используемых в международной торговле". Рекомендация N 20 ЕЭК ООН;
"Коды для видов груза, упаковки и материала упаковки (с дополнительными кодами для наименований упаковки)". Рекомендация N 21 ЕЭК ООН;
"Формуляр-образец для стандартных транспортных инструкций". Рекомендация N 22 ЕЭК ООН;
"Код фрахтовых расходов - КФР согласование описания фрахтовых расходов и других сборов". Рекомендация N 23 ЕЭК ООН;
"Согласование кодов статуса перевозки". Рекомендация N 24 ЕЭК ООН;
"Использование стандарта ООН для электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ ООН)". Рекомендация N 25 ЕЭК ООН;
"Создание механизма "единого окна". Рекомендация N 33 ЕЭК ООН.
Что же касается российской правовой системы, то необходимо сказать, что в настоящее время в нашей стране окончательно сформирована и последовательно проводится в жизнь концепция транспортного законодательства, в основу которой положен принцип законодательного разграничения вопросов гражданско-правового и административно-правового регулирования. В соответствии с Планом законопроектной деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2007 год в области автомобильного, городского пассажирского транспорта и дорожного хозяйства в первом полугодии была проведена работа над рядом основополагающих законопроектов и проектами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации - проекты Федеральных законов "Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации" и "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации" доработаны с учетом замечаний и приняты Государственной Думой. Принятие указанных документов, в которых учтены вопросы, связанные с организацией пассажирских перевозок в современных условиях, позволит на федеральном уровне определить рамки полномочий местных органов власти в части организации транспортного обслуживания населения, проведения конкурсов и обязательного заключения контрактов с перевозчиками всех форм собственности, что будет способствовать формированию конкурентного рынка доступных транспортных услуг.
Главным нормативно-правовым актом Российской Федерации, действующим в сфере международных автомобильных перевозок, является комментируемый Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения". Он содержит 18 статей, из которых на момент написания комментария не действуют статьи 14 и 15. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", статья 14 признана утратившей силу с 1 июля 2002 года. Действие статьи 15 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" приостановлено с 1 января по 31 декабря 2006 г. По истечении указанного периода статья вообще стала недействующей. Так, 26 апреля 2007 года в комментируемый Закон и было внесено изменение (ФЗ N 63-ФЗ), согласно которому статья 15 утратила силу.
Комментируемый Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" объединяет правовые нормы, закрепляющие следующие положения:
основные понятия и правила осуществления международных автомобильных перевозок российскими и иностранными перевозчиками на территории РФ;
правовые основы мер по усилению государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок по территории РФ грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам;
ответственность за нарушение установленного Законом "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" порядка;
права и ответственность органов и их должностных лиц, уполномоченных проводить контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок.
Что касается степени разработанности вопросов, связанных с международными автомобильными перевозками, в специальной и научной литературе, научная необходимость исследования заявленной темы присутствует, хотя вопросы, связанные с международными автомобильными перевозками, уже были рассмотрены в трудах таких ученых, как: М.М. Богуславский, В.Н. Гаврилов, К.Ф. Егоров, Г.Г. Иванов, А.И. Кирпичников, Л.А. Лунц, А.И. Минаков, В.А. Мусин, О.Н. Садиков, М.А. Тарасов, Д.Г. Шмелев, а также других авторов, работы которых представляют не меньший интерес.
Кроме того, необходимость отдельного исследования комментируемой проблематики обусловливается также практической значимостью комментария: одной из проблем российских предпринимателей является их неграмотность в вопросах правового регулирования международных автомобильных перевозок. Соответственно, изучение данных вопросов дополнительно актуализируется и с практической точки зрения. Постараемся наглядно разъяснить это.
Начнем с того, что при осуществлении внешнеторговых перевозок автомобильный транспорт имеет определенные преимущества перед другими видами транспорта:
маневренность, доставка грузов "от двери до двери";
срочность и регулярность доставки;
доставка может быть организована по системе "just in time" (точно в срок);
упаковка (требуется в меньших объемах или не требуется вовсе).
Автомобильный транспорт обеспечивает высокую валютную эффективность перевозок.

Важным моментом является также то, что значимость и удельный вес автомобильных перевозок среди международных перевозок достаточно велики. Международные автомобильные перевозки - перспективная сфера международных отношений. Бесспорно, отношения по международной автомобильной перевозке обладают отличительными особенностями, поэтому и регламентируются они отдельными нормативно-правовыми актами, в том числе и именно комментируемым Законом "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения". Говоря о других особенностях правового регулирования, прежде всего, нужно указать на большое количество договоров и соглашений, заключенных между различными государствами, сотрудничающими в этой сфере. (См. об этом в пункте 2 комментария к преамбуле и Закону в целом.)
Автомобильный транспорт имеет огромное значение для российской экономики и населения страны. "Автотранспортом перевозится более 60% пассажиров и грузов. Автомобиль - самое массовое, доступное средство передвижения. Автотранспорт несет огромную социальную нагрузку, являясь во многих регионах страны едва ли небезальтернативным средством перемещения. А уникальная способность доставки грузов "от двери до двери", высокая эксплуатационная и коммерческая маневренность, технологическая адаптивность к взаимодействию с другими видами транспорта, производственно-логистическими организациями дают автомобильному транспорту огромные возможности и преимущества. Только в первом полугодии 2007 года автомобильным и электротранспортом перевезено 12 млрд. человек, а грузовым автотранспортом - 3,1 млрд. тонн грузов".

Сегодня в России функционирует организация, объединяющая фирмы, занимающиеся международными автомобильными перевозками, которая называется "Ассоциация международных автомобильных перевозчиков". Это солидное объединение, членами которого являются около 1400 предприятий по всей России. АСМАП сотрудничает с подобными ассоциациями в странах СНГ, зарубежными ассоциациями, Международным союзом автомобильного транспорта, непосредственно руководителями и ответственными работниками Государственной Думы России, министерств транспорта, иностранных дел, внешней торговли, Торгово-промышленной палаты РФ и региональных палат, Госналогслужбы и Таможенного комитета и других ведомств, представительствами отечественных и иностранных фирм - производителей автомобильной техники, запчастей, оборудования, шин, горюче-смазочных материалов и др. АСМАП даже выпускает собственный журнал "Международные автомобильные перевозки", который выходит достаточно солидным тиражом в 5 тысяч экземпляров. Наличие такой масштабной организации, объединяющей практически всех крупных российских международных автомобильных перевозчиков и обладающей широкими внешними связями, позволяет говорить о высокой организованности предприятий, функционирующих в данной сфере, богатом накопленном опыте работы, позволившем им определять собственную линию развития и выработать единую политику, в соответствии с которой сегодня действуют российские предприятия, осуществляющие перевозки в международном автомобильном сообщении.

Летом 2007 года представительство Международного союза автомобильного транспорта (IRU) в СНГ совместно с Посольством Германии в Российской Федерации провело "круглый стол" по проблемам развития автотранспортных перевозок между Россией и Евросоюзом. Европейский союз является традиционно важным торговым партнером России. А основанный в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария) IRU является единственной международной неправительственной организацией, которая представляет интересы автомобильного транспорта 68 стран мира - Европы, Америки, Азии и Африки. Кроме того, имеются три представительства - в Брюсселе, Москве и Стамбуле, которые проводят политику IRU и координируют деятельность национальных ассоциаций автоперевозчиков соответственно в странах Европейского союза. С 2001 по 2006 год объем перевозок в экспортно-импортном направлении между ЕС и Россией возрос на 272 тыс. тонн. Объем перевозок автомобильным транспортом в общем объеме перевозок составляет 61%. Серьезные структурные изменения в транспортном секторе России и Западной Европы, быстрый рост международной торговли сопровождаются накоплением нерешенных проблем. В целях достижения большей эффективности в развитии транспорта в Европейском союзе и Российской Федерации был создан транспортный диалог "Россия - ЕС". Этот диалог ведется на основе согласованных приоритетов и рабочих планов, принимаемых на предстоящий год, в форме регулярных встреч. Ежегодные координационные встречи проходят поочередно в России и ЕС, и каждая сторона представлена на них на соответствующем уровне. В случае необходимости и целесообразности могут организовываться также встречи на политическом уровне.
Целями транспортного диалога "Россия - ЕС" являются:
обмен мнениями по проблемам выработки политики в отношении отдельных видов транспорта;
достижение более высокой совместимости технических правил и норм Российской Федерации и Европейского союза в сфере транспорта;
гармонизация позиций России и ЕС по вопросам, рассматриваемым в рамках международных организаций в целях продвижения универсальных стандартов транспортной безопасности.
Как отметил руководитель Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии Минтранса России Олег Старовойтов, стартовавший около двух лет назад транспортный диалог превратился в площадку взаимодействия, позволяющую рассматривать как текущие вопросы транспортного сообщения, так и стратегические проблемы, представляющие взаимный интерес. "Говоря о предварительной оценке сделанного, можно с уверенностью констатировать, что мы смогли от общих рассуждений о необходимости вести диалог перейти к рассмотрению конкретных вопросов", - отметил руководитель Департамента. Намеченным продолжением работы в области автотранспорта с представителями ЕС будет согласование развития придорожной инфраструктуры, обсуждение новых правил ЕС по перевозке животных.

Благодаря транспортному диалогу, с 1 июля 2007 года профессиональные водители имеют возможность получать визы в страны ЕС сроком на 5 лет. Причем значительно сократился пакет документов, которые необходимо предоставлять для получения визы.
Порядка 75% всех российских перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении осуществляются по процедуре МДП (установленной Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенцией МДП), принятой в Женеве 14 ноября 1975 г.). Эта цифра была озвучена на состоявшейся 13 мая 2007 года в Москве Международной конференции "Вклад в системы МДП (TIR) в обеспечение безопасности торговли и транспорта", которую проводили Всемирная таможенная организация (ВТО), Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) и Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Система TIR успешно действует уже на протяжении 60 лет. В настоящее время на практике она используется в 55 странах. В 2006 году по процедуре TIR было обслужено порядка 3,6 млн. транспортных операций. Об этом заявил на конференции генеральный секретарь МСАТ М. Марми. Сегодня использование книжек МДП (TIR) уменьшилось в странах Европы, зато отмечается увеличение их количества в странах СНГ и Азии. В 2006 году, по данным президента АСМАП Юрия Сухина, в России по ним было осуществлено более одного миллиона операций. Сегодня процедура TIR используется только на автомобильном транспорте, однако участники конференции уверены, что в перспективе система МДП (TIR) будет использоваться также морским и железнодорожным транспортом. Ожидается, что уже в самое ближайшее время к Конвенции присоединятся Китай и Саудовская Аравия.

Таким образом, международные автомобильные перевозки имеют большие и серьезные перспективы развития, обсуждаемые как на двустороннем уровне, так и на международной арене. Следовательно, анализ комментируемого Закона представляет не только теоретический, но и практический интерес, а его правильное понимание и применение играют важную роль в вопросах осуществления перевозок в международном автомобильном сообщении.
Если говорить о тенденциях в развитии грузового автомобильного транспорта, то стоит отметить, что общий эксплуатационный парк подвижного состава грузового автомобильного транспорта России составляет около 5 млн. единиц. В предприятиях всех отраслей экономики числится 2,1 млн. единиц, а в предприятиях отрасли "Автомобильный транспорт" - порядка 55 тыс. единиц. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан увеличилось за последние пять лет более чем на 35% и составило 2,3 млн. автомобилей или около 47% от всего парка народного хозяйства. В условиях оживления деятельности реального сектора экономики в первом полугодии 2007 года грузооборот увеличился на 0,7%. В 51 регионе возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года объемы перевозок грузов и грузооборот, например в республиках Хакасия, Адыгея, Сахалинской, Новосибирской, Ростовской, Тамбовской областях. В 10 регионах объемные показатели ухудшились. Снизились объемы перевезенных грузов и грузооборот в республиках Ингушетия, Саха (Якутия), Новгородской, Амурской, Мурманской областях. Объем услуг по перевозке грузов (коммерческие перевозки) по всем субъектам автотранспортного рынка составил 0,9 млрд. тонн (96,2% - к прошлому году), грузооборот - 37 млрд. т/км (103,8%). Следует отметить, что более 72% от общих грузоперевозок по народному хозяйству выполняется автомобилями предприятий различных ведомств для собственных нужд (не на платной основе). Объем перевозок грузов, выполненный в международном сообщении на российском рынке, в 2006 году вырос и составил 36 млн. тонн. В первом полугодии 2007 года продолжилась тенденция роста в том числе и доли российских перевозчиков в общем объеме международных автоперевозок (40,7%). Остальная часть грузов распределяется между иностранными перевозчиками, работающими в двустороннем сообщении, и перевозчиками третьих стран, их доли составляют соответственно 47,6% и 11,7%. В структуре объема перевозок внешнеторговых грузов преобладает импорт, его доля составляет более 65%.