Российский перевозчик в международных автомобильных перевозках грузов

 

Российский перевозчик

 

Одним из главных признаков современных автомобильных перевозок (международного автомобильного сообщения) является то, что они осуществляются между двумя или более странами. Следовательно, выполняться эти перевозки могут перевозчиками, статус которых связан с любыми государствами, участвующими в международном автомобильном сообщении. Под таким статусом мы понимаем гражданство перевозчика - физического лица либо страну регистрации перевозчика - юридического лица. Статус российского перевозчика выражается в его связи с Российской Федерацией посредством гражданства (физическое лицо) или места регистрации (юридическое лицо). Статус иностранного перевозчика, наоборот, предполагает гражданство другой страны, кроме РФ, либо место регистрации юридического лица за пределами России.
Комментируемая статья не оговаривает статус перевозчика в ситуации, когда на транспортном средстве, принадлежащем юридическому лицу одного государства и управляемом физическим лицом, имеющим гражданство другого государства, выполняется перевозка грузов или пассажиров. Полагаем, в данном случае необходимо отталкиваться от видов правопользования по принадлежности транспортного средства юридическому или физическому лицу для признания его перевозчиком. Не имеет значения, какое право или правомочие используется: право собственности, правомочие пользования, аренда и др. Важно, чтобы оно давало юридическое основание для использования транспортного средства. В том числе от имени юридического лица физическим лицом, имеющим гражданство отличного государства.
Определение понятия "перевозчик" содержится и в п. 16 статьи 11 Таможенного кодекса РФ: под перевозчиком понимается лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории РФ или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Перевозка в российском законодательстве регламентирована в главе 40 Гражданского кодекса РФ, носящей одноименное название и расположенной в части II в разделе IV "Отдельные виды обязательств". В частности, в статьях 784 - 800 ГК РФ установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. А условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон. Стороны договора перевозки различаются в зависимости от вида такого договора. Например, по договору перевозки пассажира сторонами выступают перевозчик и пассажир. Существуют и другие виды договоров перевозки, в которых перевозчик (называться он может по-разному) выступает в качестве обязательной стороны:
по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату;
по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа;
по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров или багажа;
перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона и иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина и юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.
Таким образом, в зависимости от вида договора перевозки содержание понятия "перевозчик" (его прав, обязанностей, полномочий) несколько меняется. Настоящий Закон в комментируемой статье предлагает использовать различные определения для перевозчиков, исходя из иного критерия: по принципу дихотомии в комментируемой статье выделены перевозчики российский и иностранный.
Так, российский перевозчик понимается как российское юридическое лицо или физическое лицо, использующее принадлежащее ему грузовое транспортное средство либо автобус для перевозок грузов или пассажиров.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, под юридическим лицом понимается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Статьи 17 и 21 Гражданского кодекса РФ говорят о гражданской правоспособности и гражданской дееспособности, которыми должно обладать физическое лицо. Под гражданской правоспособностью понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности, признающаяся за всеми гражданами в равной мере. Гражданская правоспособность возникает с момента рождения и заканчивается со смертью гражданина. Гражданская дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность может быть ограничена по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.
Таким образом, для того чтобы быть перевозчиками, физические и юридические лица должны обладать определенным набором правовых признаков, установленных гражданским законодательством.
Нужно отметить, что законодательство о международных автомобильных перевозках знает по меньшей мере еще одно определение российских перевозчиков. Так, в соответствии с Положением о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730: "к международным автомобильным перевозкам допускаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие и некоммерческие перевозки грузов и пассажиров (далее именуются - российские перевозчики)" (пункт 2). Значит, для признания физического лица российским перевозчиком не достаточно обладания обычной гражданской правоспособностью и дееспособностью. Для того чтобы осуществлять перевозки в международном автомобильном сообщении, физическому лицу необходимо также быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.
Определяющим фактором отнесения юридического или физического лица к анализируемому понятию является собственно осуществление им перевозок. Закон не устанавливает виды принадлежности транспортного средства юридическому или физическому лицу для признания его перевозчиком (такие, как, например, право собственности, аренда, лизинг и т.д.). Важен сам факт использования данным лицом транспортного средства для осуществления международных перевозок. Между тем российское законодательство содержит определение понятия владельца транспортного средства (оно закреплено в статье 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств") - это собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства. Таким образом, применительно к понятию перевозчика представляется возможным употреблять термин "владелец транспортного средства", имея в виду указанные выше основания такого владения.
Кроме этого, конституирующим признаком рассматриваемого понятия выступает цель, с которой перевозчик использует транспортное средство. Комментируемая статья определяет две таких альтернативных цели:
- перевозка грузов;
- перевозка пассажиров.
Лицо, использующее грузовое транспортное средство или автобус для иных целей (скажем, для собственного перемещения, перевозки личных вещей и т.д.), не подпадает под анализируемое понятие.
В соответствии с п. 2 ст. 2 комментируемого Закона к международным автомобильным перевозкам российские перевозчики допускаются при наличии у них документа, удостоверяющего допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (этот документ называется удостоверением допуска российского перевозчика). Ранее автомобильные перевозки в международном сообщении могли осуществляться при наличии у перевозчиков лицензий на указанный вид деятельности. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ, лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Несмотря на то что пункт 2 статьи 1 названного нормативно-правового акта не распространяет действие настоящего Закона на такой вид деятельности, как осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров, статья 17 этого же Закона в пункте 1 определяет перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, среди которых лицензированию подлежат в том числе перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (подпункт 62). На осуществление перевозок в международном сообщении органы российской транспортной инспекции (ныне - органы транспортного контроля и надзора) Министерства транспорта РФ, уполномоченные лицензировать такие перевозки, ранее выдавали стандартную международную лицензию. В настоящее время лицензия в качестве условия допуска перевозчиков к международным автомобильным перевозкам установлена лишь для случаев перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. При этом по-прежнему такая лицензия выдается в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (речь идет о Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ).
Разрешения и другие документы, которые требуются для осуществления международных автомобильных перевозок (в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения), должны:
- находиться у водителей транспортных средств;
- предъявляться водителями транспортных средств по требованиям контролирующих органов.
Порядок выдачи российских иностранных разрешений и многосторонних разрешений российским перевозчикам определяется Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения. Указанными международными договорами Российской Федерации на условиях взаимности может предусматриваться осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений.



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру