Таможенный контроль на основе методов аудита

 

Рост международной торговли, высокие конкурентные взаимоотношения международной коммерческой деятельности способствуют переходу от глобального таможенного контроля к выборочному, от контроля в процессе совершения таможенных операций - к контролю после выпуска товаров.

Особенно актуальным создание механизма упрощения и ускорения таможенных процедур становится в настоящее время по следующей причине. В ноябре 2010 г. Россия присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее - Киотская конвенция) и взяла на себя обязательство содействовать такому упрощению таможенных процедур.

Примечание. Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 279-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года".

Как следует из стандарта 6.2 гл. 6 Киотской конвенции, таможенный контроль должен сводиться к минимуму, необходимому для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Однако нельзя забывать об обеспечении эффективности инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и качества таможенного контроля. Поэтому для ускорения и упрощения таможенных процедур и одновременного обеспечения эффективности инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предлагается переносить основную нагрузку проверки с этапа таможенного текущего контроля на этап контроля после выпуска товаров. Важность этого действия возрастает с учетом того факта, что за отведенные Таможенным кодексом Таможенного союза 1 - 2 дня (ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза) полную и качественную проверку достоверности и документального подтверждения заявленных в декларации на товары сведений не всегда удается провести. Поэтому в условиях, если задача перед таможенной службой состоит в одновременном содействии торговле, ускорении времени выполнения таможенных процедур, обеспечении соблюдения качества таможенного контроля, основная нагрузка таможенного контроля должна переноситься с этапа текущего контроля на этапы предварительного или последующего контроля.
Для целей дальнейшего исследования необходимо рассмотреть зарубежный опыт проведения таможенного контроля в целом и таможенного контроля после выпуска товаров.

В результате анализа зарубежного опыта таможенного контроля установлено, что таможенные службы зарубежных стран используют следующие методы таможенного контроля: предотгрузочную инспекцию (осуществляется до перемещения товаров), контроль с использованием методов аудита (осуществляется после выпуска товаров). В данной статье рассмотрим механизмы осуществления таможенного контроля после выпуска товаров.

Отметим, что в России некоторые исследователи такой контроль называют таможенным аудитом. Нам представляется неверным такая трактовка сущности таможенного аудита и таможенного контроля, основанного на методах аудита.

Для раскрытия сущности методов и форм таможенного контроля, используемых за рубежом, обратимся к рассмотрению проведения таможенного контроля после выпуска товаров. За рубежом такой контроль в соответствии с требованиями Киотской конвенции осуществляется на базе методов аудита.

Из определения E3./F4 Киотской конвенции следует, что под контролем на основе методов аудита понимаются "...меры, позволяющие таможенной службе убедиться в правильности заполнения деклараций и достоверности указанных в них сведений путем проверки имеющихся у заинтересованных лиц соответствующих книг учета, счетов, документооборота и коммерческой информации".

Эксперты Всемирной таможенной организации на семинаре по управлению рисками и таможенному аудиту, проходившему 7 - 10 июня 2005 г. в КНР, разъяснили понятие таможенного контроля после выпуска товаров с использованием методов аудита (post-clearance audit): "...это процесс, позволяющий сотрудникам таможни проверять точность деклараций посредством проверки книг, записей, бизнес-систем и всех соответствующих таможенных коммерческих данных физических и юридических лиц, напрямую или косвенно задействованных в международной торговле".

В целях исследования современной организации таможенного контроля после выпуска товаров за рубежом проанализировано развитие таможенного контроля после выпуска товаров в КНР, странах ЕС, Корее, Японии.

Так, таможенный контроль с использованием методов аудита (post clearance audit) в странах ЕС является основой таможенного контроля, и его дальнейшее развитие определено одним из направлений совершенствования системы таможенного администрирования.

В Японии таможенный контроль с использованием методов аудита - важный инструмент для обеспечения упрощения таможенных процедур и одновременного недопущения нарушений законодательства и мошенничества.

В Республике Корея в 2000 г. сначала был введен плановый таможенный контроль на базе методов аудита. Позже инициаторами такого контроля стали сами участники внешнеэкономической деятельности, что соответствует стандарту 6.8 Киотской конвенции. Такой таможенный контроль на базе методов аудита основывается на сотрудничестве таможенной службы и участников внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, проанализировав содержание таможенного контроля с использованием методов аудита, можно сделать вывод о том, что сущность его заключается в осуществлении контроля достоверности сведений, указанных в таможенных декларациях, путем изучения документов бухгалтерского учета и других коммерческих документов. Основное содержание такого контроля заключается в методах контроля - проверка бухгалтерских документов и отчетности, а также во времени проведения - после выпуска товаров.

Обратимся к российской интерпретации сущности таможенного аудита.

Вопросы развития системы таможенного аудита в Российской Федерации рассматривали в своих исследованиях А.А. Берзан, Е.П. Лунева, Л.А. Попова, С.А. Чепурнов, С.Н. Шостак, А.С. Швец, О.Е. Кудрявцев, В.В. Соловьев, И.В. Соловьева.

При этом российские ученые выделяют следующие взгляды на сущность таможенного аудита.

Одни определяют его как независимую проверку, осуществляемую таможенными аудиторами - негосударственными органами, рассматриваемую как систему дополнительного контроля, которая должна быть создана как одно из направлений предпринимательской деятельности - предметный вид аудиторской деятельности (С.Н. Шостак, А.С. Швец). Согласно одному из мнений таможенный аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского и иного учета, финансовой отчетности, в том числе специализированной, экономических хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц). При этом указывается, что таможенный аудит не подменяет государственного контроля.

Согласно же мнению других авторов (Л.А. Поповой, С.А. Чепурнова О.Е. Кудрявцева, В.В. Соловьева, И.В. Соловьевой, Е.П. Луневой, А.А. Берзана) таможенный аудит - деятельность таможенных органов, проводимая после выпуска товаров, т.е. вид государственного контроля.

Так, под таможенным аудитом понимается "...форма таможенного контроля, представляющая собой систематический процесс сбора и оценки сведений, заявленных при таможенном оформлении товара, с целью определения степени соответствия этих сведений законодательству Российской Федерации".

По другому определению - "...таможенный аудит представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых таможенными органами с целью проведения проверок деятельности участников ВЭД после завершения таможенного оформления; хозяйствующих субъектов, прямо или косвенно имеющих отношение к товарам и транспортным средствам, перемещаемым через таможенную границу РФ (таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев СВХ и иных юридических и физических лиц), а также владельцев документов, связанных с таким перемещением, - в целях обеспечения соблюдения законодательства и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы".

Согласно мнению другого специалиста "...таможенный аудит - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых таможенными органами, по оценке финансовой деятельности организаций, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу, в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации".

Из приведенных определений следует, что таможенный аудит рассматривается как вид таможенного контроля, а также что таможенный аудит проводится после завершения таможенного оформления.

В России термин "аудит" означает "...независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности" и не имеет отношение к государственному контролю: "...аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления" (Статья 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Поэтому нет необходимости вводить термин "таможенный аудит" и приравнивать его к виду таможенного контроля.

Однако, проводя таможенный контроль после выпуска товаров, необходимо использовать методы аудита, основанные на изучении данных бухгалтерского учета участника внешнеэкономической деятельности.

Исследовав опыт применения таможенного аудита в России, установлено, что в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления ФТС России проводился эксперимент по определению путей создания и оптимального развития системы таможенного аудита.

В данном случае таможенный аудит рассматривался как одно из направлений предпринимательской деятельности - предметный вид аудиторской деятельности. В результате по методике таможенного аудита было проверено более 20 таможенных брокеров (по действующему законодательству - таможенных представителей) Санкт-Петербурга, выявлены серьезные недостатки, пресечение которых со стороны таможенных органов (отдел таможенного контроля после выпуска товаров) проявилось бы для таможенных представителей в приостановлении действия и отзыве лицензии.

Термин "таможенный аудит" может означать только предметный вид предпринимательской деятельности, проведение которой методически сходно с таможенным контролем после выпуска товаров.

Методически таможенный аудит аналогичен с проверкой таможенных органов после выпуска товаров. Однако цели таможенного аудита и таможенного контроля, осуществляемого таможенными органами, различаются.

Так, цель проведения таможенного контроля - выявление и пресечение правонарушений, связанных с недостоверным заявлением сведений в таможенной декларации, а цель проведения таможенного аудита - формирование мнения о достоверности информации, заявленной в таможенной декларации, и выявление возможности нарушений законодательства Российской Федерации в части таможенного законодательства.

Аудитором могут быть даны обоснованные рекомендации в случае выявления нарушения законодательства и искажений бухгалтерской отчетности у импортера, но он не вправе заставить принимать решения. Однако на основании таких рекомендаций участник ВЭД может самостоятельно изменить данные, например величину заявленной таможенной стоимости, тем самым избежав наличия правонарушения.

Проанализировав современную ситуацию на рынке консалтинговых услуг, можно сделать вывод о том, что некоторые компании предлагают таможенный аудит как один из предметных видов предпринимательской деятельности.

Таким образом, в Российской Федерации под таможенным аудитом может пониматься только предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского и иного учета, финансовой отчетности, в том числе специализированной, экономических хозяйствующих субъектов (юридические и физические лица). Таможенный аудит не может подменять таможенный контроль.

Заметим, что существует предметный вид аудиторской деятельности - налоговый аудит. Естественно, формой государственного контроля он не является, но относится к предметному виду аудиторской деятельности.

В Российской Федерации принимались нормативные правовые документы, в которых отражается точка зрения на необходимость применения методов аудита при проведении таможенного контроля.

В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р "Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года") отмечается, что одним из направлений развития таможенной службы Российской Федерации является совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров, для чего в первую очередь необходимо создание методологической базы таможенного контроля после выпуска товаров на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности.

Для проведения таможенного контроля с использованием методов аудита необходимы квалифицированные кадры, обладающие не только знаниями в области таможенного дела, но и в области аудита и финансового анализа и других смежных отраслей.

Таким образом, в современных условиях упрощения таможенных процедур необходимо создавать методики проведения таможенного контроля на базе методов аудита. Однако отсутствуют даже механизмы внедрения такого контроля в практику.

Исходя из изложенного выше можно сделать вывод, что термин "таможенный аудит" в России может означать вид предпринимательской деятельности.

Осуществление таможенного контроля после выпуска товаров является для России перспективной мерой соблюдения таможенного законодательства, особенно в условиях ВТО и в связи с принятием Киотской конвенции. При этом такой контроль должен осуществляться с использованием методов аудита специалистами, обладающими соответствующими знаниями. Однако в связи с отсутствием механизма внедрения такого контроля в практику необходимо его создание. Следует также создавать методики проведения таможенного контроля на базе методов аудита.

Июнь 2013 г.