Пеня как санкция в таможенном деле

 

К числу финансово-правовых санкций относятся штрафы, пени, закрытие бюджетных кредитов, принудительное изъятие бюджетных средств, блокировка расчетных счетов. Их существенные черты в налоговой сфере обстоятельно проанализированы О.И. Юстус. К безусловным признакам мер ответственности относится наличие карательной и превентивной функций. Штраф как финансово-правовая санкция применяется в основном за налоговые правонарушения, поэтому законодатель именует его налоговой санкцией (ч. 2 ст. 114 НК РФ). В Таможенном кодексе РФ понятие штрафа отсутствует, данное наказание налагается при совершении правонарушений, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ. Однако эта санкция наиболее приближена к мерам финансово-правовой ответственности, так как имеет фискальный характер, налагается за правонарушения, связанные с ненадлежащим исполнением обязанности уплаты таможенных платежей (ст. 16.22 КоАП РФ).

Особого внимания заслуживает вопрос о правовой природе пени. Пеня - мера финансово-правового принуждения. Следует отметить, что отрицание финансово-правовой ответственности проецируется и на особенность пени. Д.Н. Бахрах называет ее финансовой санкцией и включает в число административно-восстановительных мер. Но, по нашему мнению, пеня применяется в случае совершения субъектом деяния, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении уплаты обязательных платежей. В налоговом законодательстве пеня, согласно ч. 1 ст. 72 НК РФ, названа способом обеспечения исполнения такой обязанности. В Таможенном кодексе РФ правовая природа данной категории точно не формулируется, но и в число способов обеспечения уплаты таможенных платежей, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 340, она не входит. В ч. 1 ст. 349 ТК РФ установлено, что пени взыскиваются при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке). Учитывая, что это обстоятельство содержит признаки правонарушения, на наш взгляд, имеются основания для отнесения пени в области таможенного дела к мере финансово-правовой ответственности.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно причислял пеню к разновидности санкций, отмечая при этом ее восстановительный характер. Цель взимания пени - компенсация потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок. Установление ее размера в процентном соотношении призвано возместить убытки, которые претерпело государство вследствие просрочки платежа.

Основные черты пени как штрафной налоговой санкции проанализированы многими авторами. К данному вопросу обращалась, в частности, Ю.А. Крохина. Как санкция, наказание, мера финансовой ответственности в области таможенного дела пеня характеризуется следующими признаками.

Во-первых, пеня выражается в материальном (денежном) воздействии на правонарушителя. Взыскание пени сказывается в первую очередь на имущественном положении лица.

Во-вторых, пеня имеет восстановительный характер. Как имущественная санкция "пеня имеет целью возместить... организации те возможные убытки, которые она будет иметь из-за просрочки другой организацией своих обязанностей (по договору, по налогам и т.д.)". Потери доходной части федерального бюджета компенсируются применением пени.

В-третьих, пеня применяется в случае невнесения в установленный срок таможенных платежей. Основание ее назначения - возникшая недоимка. При этом не имеет значения, привлекается ли лицо к уголовной или административной ответственности за данное деяние. Таково фактическое основание взимания пени, нормативным же условием служит регламентация пени нормами Таможенного кодекса РФ.

В-четвертых, пеню можно назвать прогрессивно растущей санкцией. Ее размер зависит от срока исполнения субъектом обязанности внесения таможенных платежей. Чем позднее будет погашена задолженность суммы таможенных платежей, тем больший объем пени должен быть уплачен. Иными словами, пеня - штрафной процент.

В-пятых, пеня - безальтернативная мера ответственности. Она не может быть заменена иными санкциями (например, штрафом). Согласно ч. 6 ст. 349 ТК РФ, пени уплачиваются независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства.

В-шестых, немаловажная черта пени - признак фискальности. Таможенные органы обеспечивают перечисление пени в федеральный бюджет, тем самым формируя его доходную часть. Так, в Приволжском таможенном регионе в 2003 г. сумма начисленных пени составила 318 млн. руб.

В-седьмых, таможенным законодательством определен особый порядок применения данной ответственности. Так, суммарный объем пени варьируется в зависимости от того, какому лицу выставляется требование о внесении таможенных платежей. Для поручителей и гарантов пени начисляются максимум за три месяца, для иных лиц такое ограничение отсутствует.

Интересна трактовка правовой природы пени на Украине. Пеня признается как "плата в виде процентов, начисленных на сумму налогового долга (без учета пени), которая взимается с налогоплательщика в связи с несвоевременным погашением налогового обязательства". Таким образом, отрицается ее карательная направленность, а данная категория устанавливается как вид обязательного платежа.

Функции пени в области таможенного дела отличаются спецификой. Если в налоговом праве пеня "выполняет две функции - стимулирующую и компенсационную", то в таможенном праве представляется логичным выделить четыре ее основные функции. Карательная функция заключается в наказании лица, виновного в образовании недоимки; превентивная функция нацелена на профилактику дальнейших правонарушений; восстановительная обусловлена стремлением государства компенсировать потери бюджета, фискальная означает включение ее в структуру доходов бюджетной системы.

Пени уплачиваются лицом при совершении финансового правонарушения. В соответствии с ч. 1 ст. 349 ТК РФ такое нарушение выражается исключительно в неуплате таможенных пошлин в установленный срок (просрочке). Данная формулировка сужает круг проступков до одного состава, выражающегося в неисполнении обязанности внесения таможенных платежей. Эта обязанность может быть выполнена в ненадлежащей форме - платежи могут быть внесены в неполном объеме (например, при умышленном занижении таможенной стоимости товара).

Норма ч. 7 ст. 323 ТК РФ предусматривает возможность доплаты таможенных пошлин, налогов. Законодатель указывает: "Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются". Последнее указание означает взыскание пени за пределом 10-дневного срока. Следовательно, неполное внесение таможенных платежей также влечет применение меры ответственности в виде пени.

Все изложенное свидетельствует о коллизии между нормами Таможенного кодекса РФ, которую можно разрешить, если изложить ч. 1 ст. 349 ТК РФ в следующей редакции:

"При неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке), а также при их неполной уплате в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 323 настоящего Кодекса, уплачиваются пени".

Следует отметить, что пеня, по сравнению с другими мерами ответственности, наиболее результативна. Она принуждает виновное лицо претерпеть в полной мере имущественные лишения, чего можно было бы избежать при соблюдении законов.

Очевидность финансово-правовой ответственности как института вообще и в таможенной сфере в частности диктует необходимость принятия федерального закона о финансовой ответственности за налоговые, таможенные, бюджетные правонарушения. В таком законе должны быть представлены следующие положения:

- предмет регулирования и сфера действия закона;

- понятие финансового правонарушения;

- виды финансовых правонарушений;

- ответственность за финансовые правонарушения и условия привлечения к ней;

- финансово-правовые санкции и порядок их применения;

- органы, рассматривающие дела о финансовых правонарушениях;

- обжалование действий должностных лиц, рассматривающих дела о финансовых правонарушениях.

Учитывая, что в настоящее время нормы финансово-правовой ответственности разбросаны по отдельным нормативным актам, представляется целесообразным собрать их воедино и регламентировать в самостоятельном источнике права. Таким путем можно достичь единообразия в толковании понятийного аппарата, в установлении состава правонарушения, правил применения финансовых санкций.