Таможенный контроль вывоза и ввоза культурных ценностей в РФ

 

Стремление современной России к осуществлению глобальных политических и социально-экономических преобразований, проведению правоохранительной реформы потребовало радикального преобразования организационно-правовых основ деятельности, направленной на защиту культурного наследия.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее - РФ) до 2020 г., утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537, содержит положение о том, что "решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа РФ и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России".

"Культура должна рассматриваться как важнейший фактор национальной идентичности, поскольку ее потеря идентична гибели и полному разрушению... Фундаментальным началом, стержнем всякой культуры являются культурные ценности, значение которых поистине жизненно важно. Задача защиты культурных ценностей России на сегодняшний день представляется стратегически необходимой в контексте обеспечения национальной безопасности страны в целом", - справедливо отмечает Л.Р. Клебанов.

Культурные ценности разнообразны, они олицетворяют собой творение человеческого разума, таланта и рук; их значимость (историческая, этическая, научная, художественная, воспитательная, познавательная) и, разумеется, денежная стоимость не поддаются оценке, они бесценны.
Культурные ценности как правовая категория обладают рядом особенностей. Прежде всего, правовое понятие культурных ценностей по сравнению с философским значительно уже (историческая, эстетическая и иная значимость во внимание не принимаются). С точки зрения права ими признаются, по сути дела, лишь материальные ценности культуры. Овеществление культурных ценностей, обоснование (например, посредством различных экспертиз - искусствоведческих, товароведческих) размера их финансового эквивалента (стоимости) превращает эти ценности в имущество. Примечательно, что именно с позиций имущественного внешнего выражения рассматривает культурные ценности Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, принятая в Гааге 14 мая 1954 г. (ст. 1) (далее - Гаагская конвенция).

Культурные ценности нуждаются в особой защите, прежде всего, от незаконного вывоза из России и невозвращения их на Родину. Только так можно сохранить их для будущих поколений.
Порядок ввоза и вывоза культурных ценностей регламентируется Законом от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в ред. от 23 июля 2013 г.) (далее - Закон о культурных ценностях).

Под действие Закона о культурных ценностях (ст. 7) подпадают: исторические, археологические, художественные ценности и другие движимые предметы, в т.ч. копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.
Вывоз и ввоз культурных ценностей осуществляются при строжайшем таможенном контроле. Виды культурных ценностей, которые подпадают под данный контроль и подлежат установленной таможенной процедуре оформления, перечислены в Приказе Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 14 марта 2008 г. N 117 "О Перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации" (далее - Перечень).

Перечень относит к культурным ценностям, которые включены в состав Музейного, Архивного и Библиотечного фондов РФ, предметы и коллекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную значимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники; художественные ценности.
Вывоз с территории РФ и ввоз на ее территорию культурных ценностей производится в соответствии с требованиями таможенного законодательства (в т.ч. - ведомственных актов) и при контроле со стороны органов Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России), на основании заключения государственной экспертизы культурных ценностей, причем, если результаты этой экспертизы дают основания для внесения заявленного к вывозу предмета в государственные охранные списки или реестры, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственные органы независимо от согласия лица, ходатайствующего о вывозе этого предмета.
Ввозимые культурные ценности представляют собой объект государственной защиты РФ в течение всего срока нахождения на ее территории и с этой целью подлежат таможенному контролю и специальной регистрации, порядок которой устанавливается ФТС России совместно с Федеральной службой по надзору в области охраны культурного наследия РФ.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 355 Таможенного кодекса Таможенного союза, культурные ценности подлежат таможенному декларированию в письменной форме. Аналогичная норма содержится в п. 6 ч. 2 ст. 8 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (в ред. от 19 октября 2011 г.) (далее - Соглашение).

Соглашение устанавливает, что культурные ценности при условии отнесения их к таковым в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, независимо от таможенной стоимости и веса, относятся к товарам, перемещаемым через таможенную границу для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей (прил. 3, п. 9 таблицы).
Правовое регулирование и осуществление ввоза и вывоза культурных ценностей испытывают определенные трудности, препятствующие их согласованности, ввиду следующих причин:

- отсутствие единого понимания и истолкования понятия "культурные ценности" в различных нормативных правовых актах (в частности, Гаагская конвенция толкует их более расширительно, чем российское законодательство и национальные правовые системы иных государств);

- отсутствие согласованного правового режима и аутентичного понимания часто перемещаемых через таможенную границу предметов, формально подпадающих под определение "культурные ценности", между различными государствами: то, что в одном государстве признается культурной ценностью, в другом таковой может не являться, а национальный режим признания предмета культурной ценностью на территории одного государства может оказаться не совсем приемлемым для другого;

- отсутствие правового требования подтверждения права собственности на перевозимые культурные ценности (подобный документ мог бы существенно облегчить правоохранительную деятельность и сотрудничество государств на ниве борьбы с хищением и незаконным обращением культурных ценностей);

- проблема идентификации, т.е. соответствия ввозимого или вывозимого предмета с тем, что указан в разрешительном документе (таможенные органы такой возможностью не располагают, к тому же они лимитированы временем проверки; помимо прочего, проверить подлинность сведений, содержащихся в документе, выданном в другой стране, также невозможно);

Примечание. Подобный случай описывается в романе братьев Вайнеров "Визит к Минотавру", когда вместо ложно задекларированной скрипки Страдивари преступник пытался вывести настоящую скрипку этого мастера, похищенную у российского артиста.

- недостаточная правовая информированность лиц, перемещающих культурные ценности через таможенную границу, о правилах и процедурах подобного перемещения (культурной ценностью может обладать ювелирное изделие, являющееся семейной реликвией, с которой лицо не расстается в силу привычки; Тора, Библия, Коран, которые всегда находятся при верующем человеке, получившем их в дар и не имеющем представления об их истинной ценности и т.п.). Неосведомленность вряд ли оправданно вменять в вину в ситуациях подобного рода.

Обозначенные проблемы требуют скорейшего разрешения, поскольку об этом свидетельствует правоприменительная практика. К тому же соответствующий жизненным реалиям подход к решению вопроса о ввозе и вывозе культурных ценностей способен не только обеспечить надлежащий таможенный контроль, но и зримо повысить культуру трансграничных операций подобного рода.
Радикальное решение обозначенных проблем видится автором настоящей статьи в поэтапном проведении следующих мероприятий.
Во-первых, формулирование универсального понятия "культурные ценности" в Законе о культурных ценностях, поскольку собирательное его изложение в ст. 6 "Культурные ценности, подпадающие под действие настоящего Закона" для широкого применения не совсем приемлемо и существенно сужает возможности имплементации норм Гаагской конвенции.
Таким образом, ст. 5 Закона о культурных ценностях целесообразно дополнить абзацем следующего содержания: "Культурные ценности - движимые предметы, независимо от их происхождения и владельца, являющиеся культурным наследием народа и в качестве таковых представляющие культурный и исторический интерес".
Данный абзац в статье логично разместить на предпоследней позиции перед абзацем, раскрывающим понятие коллекции культурных ценностей.
Абзац 1 ст. 6 Закона о культурных ценностях следует изложить следующим образом: "Для целей настоящего Закона под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации и нуждающиеся в особом уважении и защите, а именно"... далее текст следует без изменений.
Во-вторых, констатация права собственности на предметы, являющие собой культурную ценность, и их идентификация возможны путем введения единого реестра в государстве проживания собственника предмета; в данном реестре целесообразно указать наименование предмета и его основные характеристики (признаки, дефекты, клейма, подписи авторов, заключения экспертов, если таковые имеются, и т.п.), по которым данный предмет можно будет без труда идентифицировать, а также фотографии предмета в различных ракурсах. Информацию, содержащуюся в подобном реестре, следует включить в электронную базу данных и в случае необходимости представлять по запросу таможенных органов.
На территории ЕврАзЭС электронная база культурных ценностей может быть составлена для служебного пользования правоохранительными органами, в т.ч. - таможенными.
Правовая информированность населения о юридическом режиме культурных ценностей в известных пределах может также проводиться при содействии органов ФТС России. В частности, в текст таможенной декларации вполне допустимо включить пункт о культурных ценностях с указанием об их исторической и собственно культурной значимости.
С проблемами ввоза и вывоза культурных ценностей тесно связан вопрос об уголовной ответственности за невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей.
Диспозиция статьи 190 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) гласит: "Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Диспозиция приведенной статьи не раскрывает дефиницию "культурные ценности", что создает определенные трудности для правоохранительной деятельности и, прежде всего, таможенных органов. В ситуации, когда предмет, предположительно представляющий культурную ценность, обнаружен при досмотре ручной клади или багажа в аэропорту, очень сложно оперативно решить юридическую судьбу его обладателя.
Думается, что для обеспечения должного правового режима реализации положений ст. 190 УК РФ целесообразно дополнить эту статью примечанием, раскрывающим содержание понятия "культурные ценности", следующего содержания: "Примечание. Для настоящей статьи культурные ценности - движимые предметы, являющиеся культурным наследием народа и в качестве таковых представляющие культурный и исторический интерес".
Правовое регулирование и реализация таможенного контроля ввоза и вывоза культурных ценностей в РФ с учетом предложенных в настоящей статье законодательных нововведений будут отвечать потребностям правоохранительной деятельности органов ФТС России, а также содействовать защите прав и охраняемых законом интересов обладателей предметов, представляющих культурную ценность.

Март 2014 г.