Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза: глава 26. Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру

 

Оглавление

 

Товары, перемещаемые через таможенную границу ТС, подлежат таможенному контролю в соответствии с разделом 3 комментируемого Кодекса.
В ст. 173 комментируемой главы содержится отсылочная норма на национальное законодательство государств - членов ТС, которой предусмотрено, что порядок и технологии совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры, в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, видов транспорта (воздушный, морской (речной), автомобильный, железнодорожный), категорий лиц, перемещающих товары, устанавливаются законодательством государств - членов ТС.
Особенности производства таможенных операций, которые зависят от категории лиц, перемещающих товары и транспортные средства, утверждены гл. 49 комментируемого Кодекса - для физических лиц, перемещающих товары не для коммерческой цели, или главой 45 комментируемого Кодекса - для отдельной категории иностранных лиц.
Точно так же по ряду других вопросов содержатся отсылочные нормы на национальные законодательства. Поэтому во всех государствах - членах ТС готовятся законопроекты, которые будут реализовывать отсылочные нормы.
Таким образом, комментируемый Кодекс, а также законодательства государств - членов ТС формируют совокупность правил исполнения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру на таможенной территории ТС.
Таможенные операции равно применяются независимо от страны происхождения товаров, страны отправления и назначения товаров. В РФ это положение комментируемой главы связано с недискриминационным применением в России количественных ограничений согласно ст. 22 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", которые применяются вне зависимости от страны происхождения товара, кроме исключительных случаев, установленных Правительством РФ.
В соответствии с комментируемой главой производство таможенных операций напрямую связано с местом его проведения, т.е. местом нахождения таможенного органа и временем его работы. На территории России (согласно положениям ст. 405 - 407 ТК РФ) ФТС России определяет места нахождения таможенных органов исходя из интенсивности товаропотоков и пассажиропотоков, потребности международной торговли и транспорта. Местами нахождения таможенных органов являются прежде всего пункты пропуска через таможенную границу, а также "внутренние" таможенные органы.
В России время работы определяется руководителем таможенного органа исходя из нормы ст. 407 ТК РФ. В случае если пограничный пункт пропуска работает в круглосуточном режиме (в том числе государственные органы санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля), то и таможенные органы должны исполнять функции по таможенному контролю круглосуточно путем введения посменного графика работы досмотровых и иных отделов таможенного органа.
Отдельные таможенные операции могут совершаться вне времени работы и вне места нахождения таможенных органов. Такие исключения возможны по письменному запросу заинтересованного лица (декларанта или таможенного представителя) при условии, что это не будет снижать эффективность таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств.
Статьей 176 комментируемой главы установлен порядок представления документов и сведений при помещении товаров под таможенную процедуру. Перечень документов и сведений ограничен комментируемым Кодексом рамками выпуска товаров.
Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, сопровождаются представлением документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, если иное не предусмотрено законодательством или международными договорами государств - членов ТС.
В соответствии с комментируемым Кодексом меры нетарифного регулирования не применяются и документы, подтверждающие их соблюдение, не представляются при помещении товаров под следующие таможенные процедуры:
- свободный склад;
- переработка на таможенной территории;
- переработка вне таможенной территории;
- временный ввоз (допуск);
- временный вывоз;
- реимпорт;
- реэкспорт;
- беспошлинная торговля;
- уничтожение;
- отказ в пользу государства.
Согласно подп. 28 п. 1 ст. 4 комментируемого Кодекса таможенные документы - это документы, составляемые исключительно для таможенных целей.
Формы таможенных документов определяются решением КТС (Решение КТС от 20 мая 2010 г. N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций"; решение КТС от 20 мая 2010 г. N 260 "О формах таможенных документов").

В соответствии с международными договорами государств - членов ТС и государств - членов ТС с иностранными государствами в целях упрощения и ускорения выпуска товаров могут применяться таможенные документы других государств, используемые для таможенных целей.
Для производства таможенных операций на территории РФ для вывозимых с таможенной территории ТС товаров ФТС России установлены формы ДТС (Приказ ФТС России от 16 апреля 2008 г. N 435 "Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости").

В рамках производства таможенных операций закреплено право таможенных органов на требование о присутствии заинтересованных лиц или их представителей (декларантов, лиц, перемещающих товары, и лиц, участвующих в деятельности в сфере таможенного дела, включенных в соответствующие реестры, и иных лиц).
Статьей 178 комментируемой главы установлены исключения, предоставляющие определенные преимущества или льготы при помещении товаров под таможенную процедуру, которые зависят:
- от целей перемещения товаров (ликвидация последствий стихийных бедствий, природного и техногенного характера; сообщения и иные материалы для средств массовой информации; гуманитарная и техническая помощь; продукция военного назначения, необходимая для выполнения акций по поддержанию мира либо проведения учений);
- от видов товаров (живые животные; товары, подвергающиеся быстрой порче; радиоактивные материалы, взрывчатые вещества);
- от особенностей перемещения товаров (международные почтовые отправления, экспресс-грузы).
Положение ст. 178 комментируемой главы предусматривает, что при ввозе на таможенную территорию ТС и вывозе с этой территории перечисленных товаров (этот перечень комментируемым Кодексом не ограничен) совершение таможенных операций, предшествующих подаче таможенной декларации, производится в первоочередном порядке. Упрощение и ускорение проведения таможенных формальностей обусловлены характером товаров, так как в ряде случаев задержка может повлечь за собой значительные негативные последствия.